ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-495/17 от 04.05.2017 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2017 года г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Ивановой Н.И.,

с участием истца в лице помощника Киреевского межрайонного прокурора Кудиновой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-495/17 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.о. Киреевский район Тульской области об обязании разработать и утвердить Порядок определения платы за платные услуги, оказываемые муниципальными бюджетными учреждениями,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.о. Киреевский район Тульской области, просил обязать администрацию муниципального образования Киреевский район до 01.07.2017 г. разработать и утвердить Порядок определения платы за платные услуги, оказываемые МБУК «Киреевский районный культурно-информационный цент «Дедославль с правом телерадиовещания».

Истец указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что МБУК «Киреевский районный культурно-информационный цент «Дедославль с правом телерадиовещания» оказываются услуги на платной основе, а именно: изготовление, размещение и распространение рекламной продукции, поздравления на телеканале «Телемолва», осуществление записи на носители информации, видеосъемка на носитель заказчика, телевизионные поздравления, обращения граждан, однако до настоящего времени учреждением оказываются услуги на платной основе в отсутствии принятого Порядка определения платы за оказываемые услуги. На выявленные нарушения закона указывалось в представлении, внесенном 06.04.2016 г. на имя главы администрации м.о. Киреевский район, однако меры к разработке и утверждению Порядка определения платы за оказываемые услуги не приняты. Оказание платных услуг в отсутствие установленного Порядка оказания, в том числе необоснование цены оказываемых услуг на платной основе создает благоприятную почву для коррупционных проявлений в рассматриваемой сфера правоотношений со стороны должностных лиц органов местного самоуправления и учреждения, из корыстной либо иной личной заинтересованности, что является недопустимым.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Ответчик администрация м.о. Киреевский район в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещена, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу ст. 9.1 Закона муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием. Типами муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а так же в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Исходя из положений ст. 24 Закона, некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видом деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а так же приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Аналогичные положения закреплены в п. 4 ст. 9.2 Закона, в которой так же указано, что порядок определения платы за оказание платных услуг устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляется органом местного самоуправления (ч. 3 ст. 9.1 Закона).

Таким образом, законодательство РФ позволяет муниципальным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях: возможность осуществления приносящий доход деятельности закреплена в уставах учреждений (причем в уставах должен быть приведен исчерпывающий перечень этих видов деятельности); осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, так отраженным в уставах.

Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой было установлено, что МБУК «<адрес> культурно-информационный цент «Дедославль с правом телерадиовещания» оказываются услуги на платной основе, а именно: изготовление, размещение и распространение рекламной продукции, поздравления на телеканале «Телемолва», осуществление записи на носители информации, видеосъемка на носитель заказчика, телевизионные поздравления, обращения граждан, однако до настоящего времени учреждением оказываются услуги на платной основе в отсутствии принятого Порядка определения платы за оказываемые услуги. На выявленные нарушения закона указывалось в представлении, внесенном ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации м.о. <адрес>, однако меры к разработке и утверждению Порядка определения платы за оказываемые услуги не приняты.

Постановлением администрации м.о. Киреевский район от 30.11.2015 г. «Об утверждении перечней казенных и бюджетных учреждений муниципального образования Киреевский район» создано муниципальное бюджетное учреждение культуры «Киреевский районный культурно-информационный центр «Дедославль с правом телерадиовещания» муниципального образования Киреевский район.

В соответствии с п. 1.19 Устава учреждения, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования Киреевский район от 19.01.2016 г. учреждение является правопреемником муниципального казенного учреждения культуры «Районный культурно-информационный центр «Дедославль с правом телерадиовещания» администрации м.о. Киреевский район, является правопреемником муниципального бюджетного учреждения культуры «Районного культурно-информационного центра «Дедославль» с правом телерадиовещания» администрации м.о. Киреевский район, является правопреемником муниципального учреждения культуры «Районного культурно-информационного центра «Дедославль» с правом телерадиовещания» администрации м.о. Киреевский район, созданного на основании постановления администрации Киреевского района Тульской области № от 26.12.1995 г.

Согласно п. 2.2 Устава основными видами деятельности учреждения является: осуществление телерадиовещания; журналистская деятельность; оказание услуг по изготовлению, размещению и распространению рекламной продукции в РФ; оказание физическим и юридическим лицам услуг по производству телерадиопродукции и предоставление производственных мощностей др.

Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а так же в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным настоящим Уставом в сфере культуры, телевидения для граждан и юридических лиц за плату на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, а именно: осуществление записи на носители информации, оказание физическим и юридическим лицам услуг по производству телерадиопродукции и предоставление производственных мощностей; оказание услуг по изготовлению, размещению и распространению рекламной продукции; размещение и выполнение заказов на производство теле-, кино-, аудио-, видеопродукции; осуществление трансляции и ретрансляции телевизионного сигнала путем его доставки и распространения по эфиру, спутниковым, кабельным, проводным каналам связи и релейным линиям (п. 2.6 Устава).

В соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается, в том числе деятельность федеральных органом государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактике коррупции).

Оказание платных услуг в отсутствие установленного Порядка оказания, в том числе необоснование цены оказываемых услуг на платной основе, создает благоприятную почву для коррупционных проявлений в рассматриваемой сфера правоотношений со стороны должностных лиц органов местного самоуправления и учреждения, из корыстной либо иной личной заинтересованности, что является недопустимым.

Следуя изложенным выше выводам, суд приходит к выводу, что устранение выявленных нарушений способствует профилактике коррупции, следовательно, требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район до 01.07.2017 г. разработать и утвердить Порядок определения платы за платные услуги, оказываемые МБУК «Киреевский районный культурно-информационный цент «Дедославль с правом телерадиовещания».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение месяца.

Председательствующий