Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2018 года г. Железногорск-Илимский
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Перфиловой М.А. при секретаре Ермоленко Л.И, рассмотрев гражданское дело № 2-495/2018 по исковому заявлению ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел России по Нижнеилимскому району о наложении обязанности выплачивать ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за стаж работы по защите государственной тайны
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 с учетом уточнений обратилась с иском к отделу Министерства внутренних дел России по Нижнеилимскому району (далее – ОМВД России по Нижнеилимскому району) о наложении обязанности выплачивать ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за стаж работы по защите государственной тайны, в обосновании которого указала, что она проходит службу в ОМВД России по Нижнеилимскому району в должности ***. В *** году начальником ОМВД России по Нижнеилимскому району на нее были возложены обязанности по разработке и уточнению документов мобилизационного планирования и выполнения мероприятий мобилизационной подготовки и гражданской обороны. Она получает процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. В период с *** года на сборах сотрудников, отвечающих за мобилизационную подготовку, начальником ОМПиМ ГУ МВД России по Иркутской области были доведены поступившие в ГУ МВД России по *** в *** году разъяснения Департамента по финансово-экономической политики и обеспечению социальных гарантий МВД России по применению отдельных норм приказа МВД России от ****** «Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне». Согласно данным разъяснениям, поскольку за ней функционально закреплены обязанности по мобилизационной подготовке и мобилизации, должна выплачиваться ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, что работодателем не производится. Просит суд обязать ОМВД России по Нижнеилимскому району произвести выплату ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы по защите государственной тайны за 2015, 2016, 2017 годы в размере *** рублей, согласно представленному расчету; обязать ОМВД России по Нижнеилимскому району выплачивать ей ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за стаж работы по защите государственной тайны в 2018 году в размере ***% от должностного оклада.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему.
Представитель ответчика – ОМВД России по Нижнеилимскому району Иркутской области ФИО2, действующая на основании доверенности *** от ***, сроком действия до ***, исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Кроме этого, при разрешении данного спора, просила применить срок давности, установленный ст. 392 ТК РФ. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав стороны, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:
Как с достоверностью установлено судом и следует из материалов гражданского дела, истец ФИО1 с *** занимает должность *** ОМВД России по Нижнеилимскому району, кем и служит по настоящее время.
Согласно справке-объективке, истец ФИО1 с *** имеет допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, вследствие чего, на основании приказа *** от *** ОМВД России по Нижнеилимскому району, истцу была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Судом также установлено и не было оспорено представителем ответчика, что в 2013 году, истцу ФИО1 наравне с ее должностными обязанностями по должности ***, были вменены обязанности по разработке и уточнению документов мобилизационной подготовки и гражданской обороны, что усматривается из представленных суду должностных регламентов, утвержденных *** (п.32), *** (п.33), *** (п.42).
В ходе судебного заседания от представителя ответчика заявлено ходатайство о применении пропуска срока давности за обращением с требованиями о наложении обязанности произвести выплату ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы по защите государственной тайны за 2015, 2016, 2017 годы.
Суд находит частично обоснованным довод представителя ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с исковыми требованиями о взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы по защите государственной тайна за период с 01 января 2015 года по 03 октября 2016 года:
Как указано в п.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 272-ФЗ статья 392 Трудового кодекса РФ дополнена пунктом 2, согласно которому за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Данная норма действует с 03 октября 2016 года.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (части 3, 4 статьи 12 Трудового кодекса РФ).
Действие пункта 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ не распространено Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 272-ФЗ на отношения, возникшие до введения его в действие, то есть до 03 октября 2016 года. Поэтому эта норма подлежит применению при разрешении спора о взыскании выплат, право на получение которых, по мнению истца, возникло после этой даты.
Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 17 марта 2004 года № 2 (в редакции от 24 ноября 2015 года) разъяснил (пункт 56), что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Спорная надбавка к выплате истцу работодателем не назначалась и не начислялась, о чем ФИО1 было известно в течение всего периода, о котором заявлено в иске. Таким образом, о нарушении права на получение надбавки к окладу за стаж работы, истец могла и должна была узнать при ежемесячном получении заработной платы. Следовательно, к требованиям о взыскании спорной надбавки за период с января 2015 года по сентябрь 2016 года подлежит применению срок исковой давности, составляющий три месяца.
В суд с иском о взыскании задолженности по выплате надбавки ФИО1 обратилась 07 марта 2017 года, то есть с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд с такими требованиями, установленного статьей 392 Трудового кодекса. Обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска данного срока, не установлены. Пропуск срока, установленного законом для обращения в суд за защитой нарушенного трудового права, является, как указано в статье 199 Гражданского кодекса РФ, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Довод истца о том, что она узнала о своем праве на получение спорной надбавки лишь в декабре 2017 года, когда была на сборах сотрудников, отвечающих за мобилизационную подготовку, суд находит не состоятельным, поскольку каким-либо допустимыми доказательствами данный довод истцом не подтвержден. Представленное суду письмо Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России об исчислении ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, было направлено Управлением организации мобилизационной подготовки руководителям территориальных органов МВД России 27 февраля 2017 года, сведений о том, что указанная информация была доведена до истца в декабре 2017 года, данный документ не содержит.
При этом судом учтено, что у истца отсутствовали объективные препятствия для своевременного обращения в суд за восстановлением нарушенного права, в качестве которых не могут быть признаны попытки истца урегулировать спор в досудебном порядке путем ведения соответствующей переписки с работодателем.
Доказательств наличия обстоятельств, связанных непосредственно с личностью истца, препятствующих своевременной подаче искового заявления, в суд представлено не было.
Следовательно, по требованиям о взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы по защите государственной тайна за период с 01 января 2015 года по 03 октября 2016 года истцу надлежит отказать в связи с пропуском срока давности без исследования фактических обстоятельств дела.
Обосновывая свое право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, истец ФИО1 указывала, что поскольку за ней функционально закреплены обязанности по направлению мобилизационной подготовки, то не зависимо от того, что ее должность не входит в перечень должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников структурных подразделений по защите государственной тайны в органах внутренних дел Российской Федерации, она должна получать указанную надбавку, в соответствии с требованиями действующего законодательства, более того, она является получателем надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не смотря на то, что ее должность не входит в указанный перечень должностей.
Однако суд не может согласиться с доводами истца и признать их обоснованными, исходя из следующего:
Поскольку истец проходит службу в органах внутренних дел, трудовые правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.
Как уже было указано выше, ФИО1 является сотрудником органов внутренних дел, на которого согласно должностным регламентам, возложены должностные обязанности начальника штаба ОМВД России по Нижнеилимскому району Иркутской области, а также дополнительно вменены обязанности по разработке и уточнению документов мобилизационной подготовки и гражданской обороны.
Согласно п.1 ст. 1 Федерального закона РФ «О мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
На территории Российской Федерации действует Инструкция «О выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставки) сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне», утвержденная Приказом МВД России от ******.
Согласно вышеназванной Инструкции сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов внутренних дел Российской Федерации, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях.
Допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются сотрудники, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных (функциональных) обязанностей.
Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны в соответствии с перечнями должностей, утверждаемыми Министром внутренних дел Российской Федерации, дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:
10 процентов - при стаже работы от 1 года до 5 лет;
15 процентов - при стаже работы от 5 до 10 лет;
20 процентов - при стаже работы от 10 лет и выше.
Надбавка за стаж работы выплачивается сотрудникам на основании приказа начальника, в котором указывается должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество, стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны и размер устанавливаемой надбавки за стаж работы в процентах.
В силу п. 45.2 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года №65, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж службы в структурных подразделениях по защите государственной тайны устанавливается и выплачивается в соответствии с перечнем должностей сотрудников, федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов внутренних дел Российской Федерации, допущенным к государственной тайне на постоянной основе.
Согласно указанному Перечню, процентная надбавка к должностному окладу за стаж службы в структурных подразделениях по защите государственной тайны устанавливается и выплачивается сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности в подразделениях по мобилизационной подготовке и мобилизации (п.16.8) или за которыми функционально закреплены обязанности по мобилизационной подготовке и мобилизации (п.17.4).
Приказ МВД России от *** «Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставки) сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне» издан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 года №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
Данным постановлением и в соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и в целях предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны Правительство Российской Федерации уполномочило Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением.
Под структурными подразделениями по защите государственной тайны понимаются созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные подразделения, а также отдельные должности, замещаемые специалистами, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны (абзац второй пункта 7 Разъяснений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 мая 2011 года № 408н).
Должность *** территориального органа МВД России – в ОМВД России по Нижнеилимскому району не входит в Перечень должностей сотрудников, федеральных, государственных гражданских служащих и работников структурных подразделений по защите государственной тайны в органах внутренних дел РФ.
Более того, истец ФИО1 является *** ОМВД России по Нижнеилимскому району и согласно ее должностному регламенту, основные обязанности истца связаны с:
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Помимо основных должностных обязанностей, истцу были вменены обязанности по разработке и уточнению документов мобилизационного планирования и выполнения мероприятий мобилизационной подготовки и гражданской обороны, которые к основной трудовой функции истца, как ***, не относятся.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ФИО1 не имеет право на надбавку к должностному окладу за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны сотрудникам таких подразделений, поскольку, в ОМВД России по Нижнеилимскому району Иркутской области отсутствует подразделение по мобилизационной подготовке и мобилизации, что не оспаривалось истцом, и, соответственно, работа по мобилизации для истца не является основной (единственной) функцией, которую в соответствии с должностными обязанностями выполняет ФИО1, и такая функция не является основной (единственной) для Штаба ОМВД России по Нижнеилимскому району Иркутской области, которым истец руководит в период с *** и по настоящее время.
Тот факт, что ФИО1 имеет допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не дает ей право на получение надбавки за стаж работы в специальных подразделениях. За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ей выплачивается ежемесячная надбавка, размер которой устанавливается в зависимости от степени секретности документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел России по Нижнеилимскому району о наложении обязанности выплачивать ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за стаж работы по защите государственной тайны - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 20 июля 2018 года.
Председательствующий М.А. Перфилова