Дело № 2-495/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий 27 декабря 2018 года
Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мышкина Е.М.
с участием помощника прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Кайковой М.А.
при секретаре Румянцевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, действующего в интересах субъекта Российской Федерации Кемеровской области, муниципальных образований «Ленинск-Кузнецкий муниципальный район», «Чкаловское сельское поселение» к Индивидуальному предпринимателю Лопатиной Олесе Олеговне об обязании исполнить требования налогового законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, действующий в интересах субъекта Российской Федерации Кемеровской области, муниципальных образований «Ленинск-Кузнецкий муниципальный район», «Чкаловское сельское поселение» к Индивидуальному предпринимателю Лопатиной О.О. об обязании исполнить требования налогового законодательства, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района проведена проверка по информации Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области о наличии у индивидуального предпринимателя Лопатиной Олеси Олеговны задолженности по налогу на доходы физических лиц за "ххх"
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации и ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
На основании п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ст.208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Согласно ст.13 НК РФ НДФЛ относится к федеральным налогам и сборам. За счет данного федерального налога формируются бюджеты субъекта Российской Федерации, местные бюджеты.
В соответствии со ст.ст.56, 61, 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации НДФЛ подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 85 процентов, в бюджеты поселений по нормативу 10 процентов, в бюджет муниципального района по нормативу 5 процентов.
На основании п.п.1, 4, 6 ст.226 НК РФ индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Согласно ст.216 НК РФ налоговым периодом для уплаты НДФЛ признается календарный год. Налоговая ставка, согласно п.1 ст.224 НК РФ, установлена в размере 13 процентов.
В ходе проверки установлено, что в "ххх" индивидуальным предпринимателем Лопатиной Олесей Олеговной "***" удержан НДФЛ на сумму 69 420 рублей, уплачено НДФЛ на сумму 48 720 рублей, сумма оставшейся задолженности по НДФЛ, не уплаченной налоговым агентом в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, составляет 20 700 рублей.
Таким образом, в нарушение требований налогового законодательства ИП Лопатиной О.О. обязанность налогового агента по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации исчисленных и удержанных в "ххх" с доходов работников сумм НДФЛ не исполнена в полном объеме.
Так, по состоянию на "ххх" ИП Лопатина О.О. имеет задолженность по исчисленному и удержанному, но не уплаченному в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации НДФЛ за "ххх" в размере 20 700 рублей.
Указанные нарушения закона являются существенными, поскольку неисполнение ответчиком обязанностей налогового агента, установленных НК РФ, негативно отражается на функционировании соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в доход которых подлежит зачисление НДФЛ, влечет негативные последствия в виде нарушения имущественных интересов государства в лице субъекта Российской Федерации - Кемеровской области, муниципальных образований «Ленинск-Кузнецкий муниципальный район», «Чкаловское сельское поселение», лишает их в полной мере исполнять расходные обязательства по финансированию мероприятий при решении общезначимых вопросов социально-экономического характера.
"ххх" прокурором района в адрес ИП Лопатиной О.О. внесено представление об устранении нарушений налогового законодательства. Из ответа на представление, поступившего в прокуратуру района "ххх", следует, что ИП Лопатиной О.О. обязанность по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации исчисленных и удержанных в "ххх" с доходов работников сумм НДФЛ в размере 20 700 рублей исполнена не была.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение прокурора Ленинск-Кузнецкого района в суд с указанным исковым заявлением обусловлено тем, что ИП Лопатиной О.О. нарушены права и законные интересы субъекта Российской Федерации - Кемеровской области и муниципальных образований - «Ленинск-Кузнецкий муниципальный район», «Чкаловское сельское поселение» на получение в полном объеме и в установленный срок доходов от НДФЛ.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от ФНС России от "ххх"№*** МРИ ФНС России № 2 по Кемеровской области осуществляет бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании изложенного, просит суд признать бездействие индивидуального предпринимателя Лопатиной Олеси Олеговны "***" выразившееся в нарушении требований налогового законодательства, в связи с неисполнением обязанности налогового агента по уплате налога на доходы физических лиц за "ххх", незаконным. Обязать индивидуального предпринимателя Лопатину Олесю Олеговну "***" исполнить требования налогового законодательства, обязанности налогового агента, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, путем перечисления в бюджетную систему Российской Федерации исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц за "ххх" в сумме 20 700 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Кайкова М.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, основываясь на доводах и обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Ответчик ИП Лопатина О.О. в судебное заседание, назначенное на 27.12.2018 года не явилась, о дне, месте и времени которого извещена надлежащим образом /расписка л.д.22/, о причинах неявки не сообщила и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ИП Лопатиной О.О., в соответствии со ст.167 ч.4 ГПК РФ, предусматривающей, что суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица на стороне истца МРИ ФНС России № 2 по КО в судебное заседание, назначенное на 27.12.2018 года не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица МРИ ФНС России № 2 по КО, не явившегося в судебное заседание, исходя из положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными.
Заслушав помощника прокурора Кайкову М.А., изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации и ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
На основании п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ст.208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Согласно ст.13 НК РФ НДФЛ относится к федеральным налогам и сборам. За счет данного федерального налога формируются бюджеты субъекта Российской Федерации, местные бюджеты.
В соответствии со ст.ст.56, 61, 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации НДФЛ подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 85 процентов, в бюджеты поселений по нормативу 10 процентов, в бюджет муниципального района по нормативу 5 процентов.
На основании п.п.1, 4, 6 ст.226 НК РФ индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Согласно ст.216 НК РФ налоговым периодом для уплаты НДФЛ признается календарный год. Налоговая ставка, согласно п.1 ст.224 НК РФ, установлена в размере 13 процентов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проверки установлено, что в "ххх" индивидуальным предпринимателем Лопатиной Олесей Олеговной "***" удержан НДФЛ на сумму 69 420 рублей, уплачено НДФЛ на сумму 48 720 рублей, сумма оставшейся задолженности по НДФЛ, не уплаченной налоговым агентом в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, составляет 20 700 рублей.
Согласно сведений ЕГРП Лопатина О.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя "ххх" /л.д.11-13/.
Таким образом, в нарушение требований налогового законодательства ИП Лопатиной О.О. обязанность налогового агента по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации исчисленных и удержанных в "ххх" с доходов работников сумм НДФЛ не исполнена в полном объеме.
Так, по состоянию на "ххх" ИП Лопатина О.О. имеет задолженность по исчисленному и удержанному, но не уплаченному в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации НДФЛ за "ххх" в размере 20 700 рублей.
Указанные нарушения закона являются существенными, поскольку неисполнение ответчиком обязанностей налогового агента, установленных НК РФ, негативно отражается на функционировании соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в доход которых подлежит зачисление НДФЛ, влечет негативные последствия в виде нарушения имущественных интересов государства в лице субъекта Российской Федерации - Кемеровской области, муниципальных образований «Ленинск-Кузнецкий муниципальный район», «Чкаловское сельское поселение», лишает их в полной мере исполнять расходные обязательства по финансированию мероприятий при решении общезначимых вопросов социально-экономического характера.
В материалах дела имеется представление прокурора Ленинск-Кузнецкого района от "ххх"№***, направленного в адрес ИП Лопатиной О.О. об устранении нарушений налогового законодательства /копия л.д.6-7/.
Согласно ответа ИП Лопатиной О.О. на представление прокурора Ленинск-Кузнецкого района, поступившего в прокуратуру района "ххх", следует, что ИП Лопатиной О.О. обязанность по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации исчисленных и удержанных в "ххх" с доходов работников сумм НДФЛ в размере 20 700 рублей исполнена не была /копия л.д.16/.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение прокурора Ленинск-Кузнецкого района в суд с указанным исковым заявлением обусловлено тем, что ИП Лопатиной О.О. нарушены права и законные интересы субъекта Российской Федерации - Кемеровской области и муниципальных образований - «Ленинск-Кузнецкий муниципальный район», «Чкаловское сельское поселение» на получение в полном объеме и в установленный срок доходов от НДФЛ.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от ФНС России от "ххх"№*** МРИ ФНС России № 2 по Кемеровской области осуществляет бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие индивидуального предпринимателя Лопатиной Олеси Олеговны "***", выразившееся в нарушении требований налогового законодательства, в связи с неисполнением обязанности налогового агента по уплате налога на доходы физических лиц за "ххх", незаконным.
Обязать индивидуального предпринимателя Лопатину Олесю Олеговну "***" исполнить требования налогового законодательства, обязанности налогового агента, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, путем перечисления в бюджетную систему Российской Федерации исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц за "ххх" в сумме 20 700 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Лопатиной Ольги Олеговны государственную пошлину в доход государства в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.М. Мышкин
"***"