ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-495/20 от 05.06.2020 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2019-014493-87 дело № 2-495/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мосуновой Е.В.,

при секретаре Меньшиковой О.В.,

с участием истца Семенюк М.А.,

представителя ответчика Кельбашевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 05 июня 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Макаровой ФИО1, Сластухина ФИО2, Семенюк ФИО3, Канарейка ФИО4, Потолицыной ФИО5. Турубанова ФИО6, Панькиной ФИО7 к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить ремонт дороги,

установил:

Макарова В.С., Сластухин Д.В., Семенюк М.А., Канарейка М.В., Потолицына С.Н., Турубанов И.И., Панькина Е.С. обратись в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности произвести ремонт дороги (проезда) со стороны ул... в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу, указав, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство», ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум», ООО «Нейтраль», Филиал ПАО МРСК Северо-Запада» в Республике Коми, АО «Коми коммунальные технологии», ООО «Управляющая компания Город», ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару.

В судебном заседании Семенюк М.А. на удовлетворении требований настаивала.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась.

Макарова В.С., Сластухин Д.В., Канарейка М.В., Потолицына С.Н., Турубанов И.И., Панькина Е.С., МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство», ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум», ООО «Нейтраль», Филиал ПАО МРСК Северо-Запада» в Республике Коми, АО «Коми коммунальные технологии», ООО «Управляющая компания Город», ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару извещены о времени и месте рассмотрения дела по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Макарова В.С., Сластухин Д.В., Канарейка М.В., Потолицына С.Н., Турубанов И.И., Панькина Е.С. в суд не явились, своих представителей не направили.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения Семенюк М.А., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа (ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Частью 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.10.2017 № 24/2017-330 утверждены Правила благоустройства муниципального образования городского округа «Сыктывкар», которые устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, включая требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, требования к обеспечению доступности городской среды, требования по благоустройству и содержанию территории МО ГО «Сыктывкар» (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), перечень работ по благоустройству территории (включая уборку территории) и периодичность их выполнения, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.

Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к состоянию автомобильных дорог, обустройству тротуаров являются ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В таблице 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 установлены следующие предельные размеры отдельного повреждения (выбоина, просадка, пролом): длина – не должна быть 15 см и более, глубина – нет должна быть 5 см и более, площадь не должна быть равна 0, 06 м2.

Покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м2, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м2 (п. 5.1.3 ГОСТа Р 50597-2017).

Согласно п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено обустройство тротуаров в населенных пунктах, в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поседений, тротуары располагаются с обеих сторон дороги.

Судом установлено, что дворовой проезд от ... на всем протяжении проезжей части имеются разрушения асфальтобетонного покрытия, многочисленные просадки, выбоины, провалы, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: напротив д...: по длине – 260 см и глубине – 13 см, напротив д....: по длине – 190 см и глубине – 12 см, напротив д...: по длине – 160 см и глубине – 12,5 см. Также на указанном участке отсутствует тротуар (акты обследования ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от 04.06.2020 и 05.06.2020, фотоматериалы).

Из иска и объяснений истца следует, что нарушения требований ГОСТ на спорном участке до настоящего времени ответчиком не устранены.

Доказательств опровергающих указанные обстоятельства, в деле не имеется.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

С учетом изложенного, обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа относится к полномочиям администрации МО ГО «Сыктывкар», на которую в силу закона возложена обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дорог общего пользования.

Поскольку ненадлежащее эксплуатационное состояние проезжей части в двором проезде общего пользования от ... безусловно, влечет нарушение прав на охрану жизни и здоровья истцов, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок организации мероприятий по устранению нарушений законодательства, с учетом разумности, а также характера выявленных нарушений и способа их устранения целесообразно установить срок до 01.08.2021.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01.08.2021 обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части в дворовом проезде общего пользования от ... посредством организации проведения работ по устранению выбоин, восстановлению дорожного полотна, восстановлению бортового камня в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, а также посредством обустройства тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Мосунова

<данные изъяты>