ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-495/20 от 19.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу №2-495/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новороссийск 19 июня 2020 г.

Ленинский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе

судьи Спорчич О.А.,

при секретаре Куличковой Н.В.,

с участием:

истца ФИО1,

представителей истца ФИО1, действующих на основании ордера ФИО2, по устному соглашению ФИО3,

представителей ответчика Южного энергетического поста (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России, действующих на основании доверенностей ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Южному энергетическому посту Центральной энергетической таможни ФТС России о взыскании денежного содержания,

установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Южному энергетическому посту Центральной энергетической таможни ФТС России о взыскании денежного содержания, в котором просит взыскать с Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России в его пользу задолженность по выплате денежного содержания (заработной платы): материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаты которых должны были быть произведены в период действия взыскания с 08 мая 2019 г. по 28 января 2020 г. в размере 165 000 рублей; компенсацию за просрочку выплаты заработной платы в размере 14 849 рублей 08 копеек; компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей; обязать Южный энергетический пост Центральной энергетической таможни ФТС России произвести перерасчет его средней оплаты труда и произвести перерасчет отпускных и иных оплат по среднему и выплатить пересчитанные суммы.

В обоснование иска указал, что ФИО1 проходит государственную гражданскую службу в Южном энергетическом таможенном посту по служебному контракту №....... от 01 февраля 2018 г. в должности ....... Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни ФТС России. Приказом Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России от 08 мая 2019 г. №....... к нему было применено взыскание за коррупционное правонарушение. Решением Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 01 октября 2019 г. приказ начальника Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни ФТС России О.В, «О применении взыскания за коррупционное правонарушение» №....... от 08 мая 2019 г. признан незаконным и отменен. Решение вступило в законную силу 28 января 2020 г. За период с момента применения взыскания до вступления в законную силу решения суда о его отмене, с 08 мая 2019 г. по 28 января 2020 г., истцу не начислялись и не выплачивались премии: материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаты которых должны были быть произведены в этот период. То есть истцу ФИО1 не выплачены: материальное стимулирование за 1, 2, 3 кварталы 2019 г.; разовые премии за 2, 3, 4 кварталы 2019 г. Истцу ФИО1 известно, что за этот период должностным лицам Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни ФТС России указанные премии были выплачены в размере порядка 165 000 рублей. После отмены приказа истец ФИО1 обратился к начальнику Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни ФТС России с заявлением о выплате невыплаченных ему денежных средств. Однако истцу ФИО1 ничего не было выплачено. Считает данные действия незаконными, нарушающими его права. Приказом ФТС от 30 октября 2006 г. №1058 не предусмотрено лишение премий при наличии взыскания. Согласно определению Верховного Суда РФ от 16 января 2013 г. №53-АПГ12-16, наличие неснятого взыскания не может служить основанием для лишения премий.

В судебном заседании истец ФИО1, представители истца ФИО1, действующая на основании ордера ФИО2, по устному соглашению ФИО3 поддержали доводы, указанные в исковом заявлении, пояснениям по исковым требованиям. Увеличив исковые требования, просили признать незаконным бездействие Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России, выразившегося в не начислении и невыплате ФИО1 денежных средств в виде материального стимулирования и единовременного поощрения федеральных государственных гражданских служащих, в период действия примененного к ФИО1 дисциплинарного взыскания (с момента применения к ФИО1 взыскания до вступления в законную силу решения суда о его отмене: с 08 мая 2019 г. по 28 января 2020 года): единовременного поощрения за 2, 3, 4 кварталы 2019 года, материального стимулирования за 1, 2, 3 кварталы 2019 г.; признать незаконными приказы Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России от 18 мая 2020 г. №24-П, от 19 мая 2020 г. №26-П; взыскать с Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России в пользу ФИО1 задолженность по выплате денежного содержания (заработной платы): материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаты которых должны были быть произведены в период действия взыскания с 08 мая 2019 г. по 28 января 2020 г. в размере 138 882 рубля 23 копейки; компенсацию за просрочку выплаты заработной платы в размере 14 292 рубля 61 копейку; компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей; обязать Южный энергетический пост Центральной энергетической таможни ФТС России произвести перерасчет средней оплаты труда ФИО1 с учетом сумм материального стимулирования и единовременного поощрения; обязать Южный энергетический пост Центральной энергетической таможни ФТС России произвести перерасчет отпускных за 2019 г. и 2020 г. по средней оплате труда и выплатить пересчитанные суммы.

Представители ответчика Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России, действующие на основании доверенностей ФИО4, ФИО5 в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, по основаниям указанных в возражениях на исковое заявление и дополнениях к возражению на исковое заявление, которые приобщены к материалам настоящего гражданского дела. Также просили применить к требованиям о признании незаконным бездействие Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России, выразившегося в не начислении и невыплате ФИО1 денежных средств в виде материального стимулирования и единовременного поощрения федеральных государственных гражданских служащих, в период действия примененного к ФИО1 дисциплинарного взыскания (с момента применения к ФИО1 взыскания до вступления в законную силу решения суда о его отмене: с 08 мая 2019 г. по 28 января 2020 года): единовременного поощрения за 2, 3, 4 кварталы 2019 года, материального стимулирования за 1, 2, 3 кварталы 2019 г. срок исковой давности, установленный ст.392 ТК РФ, поскольку истцу было достоверно известно о размерах выплат, расчетные листы у него на руках, трехмесячный срок оспаривания истек.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Федеральный закон №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Установлено, что с ФИО1 был заключен служебный контракт Южным энергетическим таможенным постом (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России от 01 февраля 2018 г.

Согласно служебному контракту от 01 февраля 2008 г. ФИО1 проходит государственную гражданскую службу в Южном энергетическом таможенном посту (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России в должности .......

Условия труда определены разделом IV служебного контракта.

Приказом ФТС России от 30 октября 2006 г. №1058 утвержден «Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации» согласно которому премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом начальника таможенного поста Южного энергетического таможенного поста (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни №72-км от 08 мая 2019 г. за совершение коррупционного правонарушения к ....... №1 ФИО1 применено взыскание в виде замечания.

В период с 08 мая 2019 г. по 28 января 2019 г., ввиду наличия у ФИО1 взыскания, на основании писем ФТС России от 01 апреля 2020 г. №01-11/18743 и от 04 апреля 2019 г. №01-11/19998, (согласно которым начальник таможенного органа вправе выплачивать поощрение гражданскому служащему, если на день принятия решения о выплате, с него сняты взыскания), решения выплате единовременного поощрения истцу не принимались, оценка деятельности не проводилась.

Установлено, что о данном решении таможенного поста Южного энергетического таможенного поста (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни истцу было известно.

Как пояснил истец, о не выплате ему единовременных поощрений за 2, 3, 4 кварталы 2019 года, материальных стимулирования за 1, 2, 3 кварталы 2019 г., также ему из известно из ежемесячных расчетных листков.

Не согласившись с приказом начальника таможенного поста Южного энергетического таможенного поста (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни О.В, «О применении взыскания за коррупционное правонарушение» №72-км от 08 мая 2019 г. ФИО1 его обжаловал.

Решением Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 01 октября 2019 г. приказ начальника таможенного поста Южного энергетического таможенного поста (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни О.В, «О применении взыскания за коррупционное правонарушение» №72-км от 08 мая 2019 г. признан незаконным и был отменен. Решение вступило в законную силу 28 января 2020 г.

Приказом таможенного поста от 03 февраля 2020 г. №21-КМ - приказ от 08 мая 2019 г. №72-км «О применении взыскания за коррупционное правонарушение» отменен.

Приказом ФТС России от 30 октября 2006 г. №1058 утвержден «Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации» установлено, что начальники структурных подразделений таможенного органа представляют на согласование начальнику таможенного органа либо лицу, им уполномоченному, служебные записки (рапорты) с предложениями по конкретным размерам премии гражданским служащим.

Размер премии устанавливается гражданскому служащему с учетом результатов его деятельности в зависимости от вклада в выполнение заданий и от участия гражданского служащего в реализации приоритетных проектов (программ), а также степени участия в мероприятиях по профессиональному развитию гражданского служащего, осуществляемому в порядке, определяемым Президентом Российской Федерации.

Конкретные размеры премии гражданским служащим определяются в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами не ограничиваются.

В связи с отменой приказа о применении взыскания за коррупционное правонарушение» - приказом начальника Южного энергетического поста (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России О.В, «О материальном стимулировании ФИО1 за I,II,III квартал 2019 г.» №24-П от 18 мая 2020 г., ....... ФИО1 поощрён за существенный вклад в результате деятельности Южного энергетического таможенного поста, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) за I,II,III квартал 2019 г. Размер поощрения (материального стимулирования) составляет: за I квартал 2019 г. в размере 5 312 рублей, за II квартал 2019 г. в размере 3 532 рубля, за III квартал 2019 г. в размере 3 498 рублей, а всего на общую сумму 12 342 рубля.

Кроме того, приказом начальника Южного энергетического поста (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России О.В, «О единовременном поощрении ФИО1 за II, III, IV кварталы 2019 года» №26-П от 19 мая 2020 г., ....... №1 ФИО1 поощрён за существенный вклад в результаты деятельности Южного энергетического таможенного поста, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) за II, III, IV кварталы 2019 года. Размер единовременного поощрения истца ФИО1 составляет: за II квартал 2019 г. в размере 2 000 рублей, за III квартал 2019 г. в размере 1 900 рублей, за IV квартал 2019 г. в размере 2 506 рублей, а всего на общую сумму 6 406 рублей.

Анализируя вышеуказанные приказы, суд приходит к выводу о том, что данные приказы относятся к локальным нормативным актам, предусмотренные ими возможные выплаты в дополнение к должностному окладу направлены на стимулирование труда работника и работодателю предоставлено право их применения с учетом отношения работника к исполнению должностных обязанностей. Принятие решения о размере стимулирующей выплаты конкретному сотруднику (государственному служащему) действующим законодательством отнесено к прерогативе представителя нанимателя.

Из содержания ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что премия является выплатой стимулирующего характера. В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, в том числе премии, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений и их размера прерогатива работодателя.

Исходя из приведенных выше положений федерального законодательства, представитель нанимателя самостоятельно определяет порядок назначения и условия выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий как дополнительной выплаты в составе денежного содержания государственных гражданских служащих. При этом, решение вопроса о премировании находится в прямой связи с оценкой деятельности государственного служащего, а именно установлением факта надлежащего выполнения им служебных обязанностей. Учитывая особенности правовой природы премии как стимулирующей выплаты, ее невыплата не может рассматриваться как нарушение прав государственного служащего.

Доводы истца ФИО1 о незаконности бездействия ответчика, выразившегося в невыплате ему в установленные сроки поощрения, суд считает необоснованными, так как сроки начисления таких стимулирующих выплат не определены нормативными правовыми актами, а также локальными актами поста, не приравниваются к дате выплаты заработной платы (денежного содержания).

Поощрительные выплаты начисляются за результаты труда после проведения оценки деятельности госслужащего (письмо Минтруда России от 14 февраля 2017 г. №14-1/ООГ-1293).

Оценка деятельности ФИО1 произведена позднее, после отмены приказа о применении к нему взыскания за совершение коррупционного правонарушения, и по доведению соответствующих лимитов бюджетных обязательств, а именно 15 и 18 мая 2020 г. (докладные записки начальника ОТО и ТК №1 о поощрении ФИО1).

Выплаты ответчиком Южным энергетическим постом (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России материального стимулирования ФИО1 за I,II,III квартал 2019 г. и единовременного поощрения ФИО1 за II, III, IV кварталы 2019 года в мае 2020 г. (после отмены приказа о применении к нему взыскания за совершение коррупционного правонарушения и после доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств), не противоречит действующему законодательству.

Кроме того, согласно положениям статьи 55 ФЗ №79, приказа ФТС России № 1058, поощрения не носят постоянный безусловный характер, их начисление является правом, а не обязанностью представителя нанимателя и производятся при наличии и в пределах денежных средств, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств таможенных органов на оплату труда гражданских служащих.

Вместе с тем, согласно ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Поскольку не установлены сроки выплаты материального стимулирования и единовременных поощрений, истцом не пропущен срок на обращение в суд за разрешением данного трудового спора. В связи с чем, ходатайство ответчика о пропуске срока истцом на обращение в суд требованиями о признании незаконными действия по невыплате материального стимулирования за I,II,III квартал 2019 г. и единовременного поощрения за II, III, IV кварталы 2019 года не подлежит удовлетворению.

Доводы о незаконности бездействия Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России, выразившегося в не начислении и невыплате ФИО1 денежных средств в виде материального стимулирования и единовременного поощрения федеральных государственных гражданских служащих, в период действия примененного к ФИО1 дисциплинарного взыскания до вступления в законную силу решения суда о его отмене: единовременного поощрения за 2, 3, 4 кварталы 2019 года, материального стимулирования за 1, 2, 3 кварталы 2019 г. и незаконности приказов Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России от 18 мая 2020 г. №24-П, от 19 мая 2020 г. №26-П о выплате их в мае 2020 г., не имеют под собой правовых оснований и не подлежат удовлетворению.

Таким образом, выплатив ФИО1 единовременное поощрение позднее остальных должностных лиц отдела, Южный энергетический пост (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России, не нарушил норм действующего законодательства.

Доводы истца о том, что выплаты ему занижены по сравнению с другими служащими, не могут являться основанием для признания их недействительными.

При этом суд считает, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения премии иным сотрудникам не должны учитываться при решении вопроса о премировании истца.

Доказательств в обоснование доводов об эффективности своей работы, высокого качества выполняемых им функциональных обязанностей не приведено.

Право определения размера премии конкретному служащему принадлежит начальнику, при этом учитывается его (служащего) личный вклад, результативность, качество и сложность выполненных в отчетном периоде заданий, исполнение должностного регламента с учетом коэффициентов, соответствующих критериев оценки эффективности работы гражданских служащих.

Оспариваемые приказы Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России от 18 мая 2020 г. №24-П, от 19 мая 2020 г. №26-П приняты в соответствии с законом и полномочиями начальника.

Таким образом, оснований к признанию их недействительными, и как следствие взыскания с Южного энергетического поста Центральной энергетической таможни ФТС России в пользу истица 138 882 рубля 23 копейки, не имеется.

Поскольку в удовлетворении требования о взыскании денежных средств в виде материального стимулирования и единовременного поощрения федеральных государственных гражданских служащих, в период действия примененного к ФИО1 дисциплинарного взыскания отказано, суд также считает не подлежащими удовлетворению и производные от него требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей; обязании Южный энергетический пост (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России произвести перерасчет средней оплаты труда ФИО1 с учетом сумм материального стимулирования и единовременного поощрения; обязании Южный энергетический пост (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России произвести перерасчет отпускных за 2019 г. и 2020 г. по средней оплате труда и выплатить пересчитанные суммы.

На основании изложенного, руководствуясь статьи 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении уточненных исковых требований ФИО1 к Южному энергетическому посту (со статусом юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России о взыскании денежного содержания – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского

районного суда г.Новороссийска О.А. Спорчич

Решения суда в окончательной форме принято 26.06.2020