ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-495/2021 от 07.04.2021 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2021 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,

при секретаре судебного заседания: Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-495/2021 по иску Демухаметова В.Г. к АО «Почта России» в лице УФПС ЯНАО – филиал АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа

У С Т А Н О В И Л :

Демухаметов В.Г. обратился в суд с иском к АО «Почта России» в лице УФПС ЯНАО – филиал АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа. В обоснование требований иска истец указал, что им 12.05.2020 года за исх.-Д в адрес ответчика направлена претензия о нарушении контрольных сроков при доставке почтовой корреспонденции и выплаты компенсации морального вреда по следующим почтовым отправлениям:

- письмо от 30.10.2019 года, принятое в ОПС г. Хабаровск, 14.11.2019 года прибыло в место вручения в ОПС п. Харп, нарушение контрольных сроков составляет 1 день;

- письмо от 29.10.2019 года, принятое в ОПС г. Улан-Удэ, 13.11.2019 года прибыло в место вручения в ОПС п. Харп, нарушение контрольных сроков составляет 4 дня;

Его требования ответчиком в досудебном порядке не удовлетворены, на поданную претензию ответчик не ответил, за что директор УФПС ЯНАО – филиал АО «Почта России» ФИО4 привлечена к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей.

Со ссылкой на положения Закона РФ "О защите прав потребителей", Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" просил взыскать за нарушение контрольных сроков пересылки в качестве компенсации морального вреда по 1000 рублей за каждое нарушение; 7000 рублей за нарушение рассмотрения порядка обращений граждан; штраф неудовлетоврение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 1000 рублей.

Истец, принимавший участие в судебном заседании по средством видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-16 УФСИН России по Хабаровскому краю, где он пребывает, являясь лицом, отбывающим наказание в виде пожизненного лишения свободы, в судебном заседании на удовлетворении требования иска настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав доводы истца, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.

Истец доводы иска основывает о нарушении ответчиком контрольных сроков доставки ему корреспонденции по следующим почтовым отправлениям:

- письмо от 30.10.2019 года, принятое в ОПС г. Хабаровск, 14.11.2019 года прибыло в место вручения в ОПС п. Харп, нарушение контрольных сроков составляет 1 день;

- письмо от 29.10.2019 года, принятое в ОПС г. Улан-Удэ, 13.11.2019 года прибыло в место вручения в ОПС п. Харп, нарушение контрольных сроков составляет 4 дня.

О нарушении указанных сроков по приведенным выше почтовым отправлениям, требованием выплаты за их нарушение компенсации морального вреда, им, 12.05.2020 года за исх.-Д, в адрес ответчика была направлена претензия, которая со стороны ответчика осталась без ответа.

Судом при рассмотрении настоящего дела от мирового судьи судебного участка №1 судебного района Салехардского городского суда были истребованы постановление по делу об административном правонарушении от 10.08.2020 года в отношении ФИО4 директора УФПС ЯНАО – филиал АО «Почта России» по ст.5.59 КоАП РФ и сама претензия от 12.05.2020 года за исх.-Д, за не дачу ответа на которую, она была привлечена к административной ответственности по указанному делу об административном правонарушении.

Из текста претензии от 12.05.2020 года следует, что истцом к ответчику предъявлены требования о выплате ему компенсации морального вреда за нарушение контрольных сроков доставки ему следующей корреспонденции:

- письмо от 09.04.2020 года из Советского районного суда г. Улан-Удэ, которое прибыло в месте вручение ОПС п. Харп 29.04.2020 года, нарушение контрольных сроков составляет 10 дней;

- письмо от 07.04.2020 года из прокуратуры Мухорширбирского района республики Бурятия, которое прибыло в месте вручение ОПС п. Харп 29.04.2020 года, нарушение контрольных сроков составляет 10 дней.

Из указанного следует, что доводы иска о предъявлении истцом в претензии от 12.05.2020 года требований по почтовым отправлениям, на которые он ссылается не состоятельны.

Согласно положений ст.222 ГПК РФ Суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.

В силу ч. 1 ст. 223 ГПК РФ производство по делу в случае оставления заявления без рассмотрения заканчивается определением суда. В этом определении суд обязан указать, как устранить указанные в статье 222 настоящего Кодекса обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела.

Согласно положений ст.37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. Претензии предъявляются в письменном виде. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Материалы дела не содержат сведений о направлении истцом ответчику претензии по предъявляемым им требованиям о компенсации морального вреда за нарушение контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции по письмам от 30.10.2019 года, принятое в ОПС г. Хабаровск и от 29.10.2019 года, принятое в ОПС г. Улан-Удэ.

В данном случае оставлением иска в данной части без рассмотрения является не соблюдение истцом установленного федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст.37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".

Относительно требований иска о взыскании компенсации морального вреда за нарушение ответчиком порядка рассмотрения его обращения, выраженного в указанной выше претензии, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положений ч.1 ст.16 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Из постановления мирового судьи судебного участка №1 судебного района Салехардского городского суда от 10.08.2020 года следует, что директора УФПС ЯНАО – филиал АО «Почта России» ФИО4 была привлечена к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей, за не дачу Демухаметову В.Г. ответа на его претензию от 12.05.2020 года в установленный законом срок.

Согласно положений ч.2 ст.1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В ст.4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ определено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Из указанного следует, что претензия по качеству оказания услуг почтовой связи не относиться ни к одному из указанных терминов, порядок рассмотрения претензий и сроков их рассмотрения регулируется иными федеральными законами от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а потому действия ответчика по не рассмотрению в установленный срок претензии истца по качеству услуг почтовой связи не могут расцениваться как нарушение положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, следовательно ФИО4 необоснованно привлечена к административной ответственности за нарушения Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

В ст.37 федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" определены следующие сроки рассмотрения претензий. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.

Поскольку судом установлено, что со стороны ответчика не допущено нарушений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ при рассмотрении поданной им претензии от 12.05.2020 года, поскольку она подлежит рассмотрению в ином порядке, чем предусмотрено указанным федеральным законом, то отсутствуют основания для удовлетворения требований иска о компенсации морального вреда за нарушения ответчиком положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Демухаметова В.Г. к АО «Почта России» в лице УФПС ЯНАО – филиал АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа за нарушение контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции, оставить без рассмотрения.

В удовлетворении требований иска Демухаметова В.Г. к АО «Почта России» в лице УФПС ЯНАО – филиал АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий К.В. Лисиенков