ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-495/2022 от 27.05.2022 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2022-000743-43

Дело № 2-495/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области 27 мая 2022 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Тарасовой О.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Коммунальные системы БАМа» о признании незаконным прекращения теплоснабжения до окончания отопительного сезона,

УСТАНОВИЛ:

в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц – жителей и обратился в суд с иском к АО «Коммунальные системы БАМа»» о признании незаконным приказа генерального директора АО «Коммунальные системы БАМа» «Об окончании отопительного сезона 2021-2022гг.» в части окончания отопительного периода в указанных выше поселках , признании незаконными действий ответчика по прекращению теплоснабжения и с в 8.00 часов местного времени, в обоснование требований указав, что прокуратурой на основании обращений глав сельсоветов проведена проверка соблюдения законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что постановлениями глав сельсовета АО «Коммунальные системы БАМа» определено единственным поставщиком услуг тепло- и водоснабжения на территории указанных муниципальных образований. Администрацией постановлением от окончание отопительного сезона 2021-2022 гг. на территории указанного муниципального образования было определено с в 08.00 часов. Постановлением администрации от моментом завершения отопительного сезона 2021-2022 гг. на территории муниципального образования также установлено в 08.00 часов. Администрацией сельсовета постановлением от окончание отопительного сезона 2021-2022 гг. на территории указанного муниципального образования было определено в 08.00 часов. При этом, согласно сведениям о среднесуточной температуре воздуха по состоянию на следует, что в и среднесуточная температура воздуха была ниже +8 градусов по Цельсию. Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие соответствующих постановлений органов местного самоуправления вышеназванных муниципальных образований, директором АО «Коммунальные системы БАМа» был вынесен оспариваемый приказ, в котором содержится указание на окончание отопительного периода 2021-2022 гг. в поселках ода в 08 часов 00 минут местного времени, чем нарушены положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от . Прекращение предоставления услуги теплоснабжения в многоквартирные дома и жилые дома, социально значимые объекты, расположенные на территориях поселков ранее срока, установленного уполномоченными органами, повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение благополучия и охрану здоровья.

Определением суда от к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация сельсовета , администрация и администрация .

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, также пояснив, что фактически теплоснабжение объектов, расположенных на территории поселков и было прекращено ответчиком , возобновлено после обращения прокурора в суд с рассматриваемым иском , при этом ответчиком был вынесен приказ о продлении отопительного периода в названных поселках, однако ранее вынесенный приказ, не отменен.

Представитель ответчика АО «Коммунальные системы БАМа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, согласно представленного отзыва на иск с требованиями не согласен, поскольку приказом генерального директора АО «Коммунальные системы БАМа» от отопительный период в поселках и продлен до .

Представители третьих лиц - администрации , администрации и администрации Тунгалинского сельсовета в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 27 и 35 Федерального закона от «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

обратился с названным иском в защиту прав граждан –населения поселков и . Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать всех потребителей тепловой энергии указанных муниципальных образований, действий прокурора по обращению с названным иском основаны на вышеназванных нормах действующего законодательства.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ст.6 Федерального закона от № 190-ФЗ «О теплоснабжении»,устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяющего полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:

1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;

5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;

6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;

7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;

8) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения;

9) рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения;

9.1) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;

10) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.20 названного Федерального закона, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, в том числе, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно ст. от -ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселении, закреплены вопросы, в том числе предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения и статьями 5 Уставов сельсоветов.

Из материалов дела следует, что постановлениями главы сельсовета от , главы от и от , главы Тунгалинского сельсовета от , АО «Коммунальные системы БАМа» определено единственным поставщиком услуг тепло-, водоснабжения на территории указанных сельсоветов.

Из постановления администрации от следует, что отопительный сезон 2021-2022 гг. на территории сельсовета продлен до 08.00 часов , при этом постановлением от вновь был продлен до 08.00 часов .

Согласно постановлению администрации от отопительный сезон 2021-2022 гг. для жилищного фонда на территории муниципального образования постановлено завершить в 08.00 часов .

Постановлением администрации от отопительный сезон 2021-2022 гг. на территории указанного муниципального образования продлен до 08.00 часов , а постановлением от - до 08.00 минут .

Таким образом, судом установлено, что указанными органами местного самоуправления, уполномоченными на то нормами действующего законодательства устанавливать сроки начала и окончания отопительного сезона на территориях подведомственных им муниципальных образований, моментом окончания теплоснабжения объектов поселков и определено 08.00 часов местного времени .

Материалами дела подтверждено, что основанием для установления указанного выше срока окончания отопительного сезона послужили обстоятельства установления на территории указанных поселков среднесуточной температуры наружного воздуха менее +8 градусов Цельсия, при этом, в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от , отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Согласно пункту 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов по Цельсию и ниже, и заканчивается, если, в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов по Цельсию и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией.

Вместе с тем, в нарушение положений норм действующего законодательства, в противоречие с содержанием вышеназванных постановлений органов местного самоуправления, в отсутствие соответствующих полномочий на совершение таких действий при указанных выше обстоятельствах, АО «Коммунальные системы БАМа» теплоснабжение объектов поселков и было прекращено во исполнение приказа генерального директора Общества от , в котором, в том числе, содержится распоряжение об окончании отопительного сезона 2021-2022 г.г. в поселках в 08.00 часов местного времени (п. 1.3).

Указанные обстоятельства подтверждены как вышеназванным приказом от , так и обращениями администраций сельсовета от на имя прокурора , комиссионными актами от 24, 25, .

С учетом изложенного, поскольку судом установлен факт нарушения АО «Коммунальные системы БАМа» прав неопределенного круга лиц – населения поселков и на благоприятные условия проживания и качественное предоставление коммунальных услуг, что поставило под угрозу также права неопределенного круга лиц на охрану здоровья при этом единственной теплоснабжающей организацией объектов, расположенных на территории указанных поселков является ответчик, осуществляющих подачу тепла не только в жилые помещения, но и социально значимые объекты, требования прокурора суд полагает основанными на законе, а потому подлежащими удовлетворению.

При этом суд также учитывает, что последующее вынесение ответчиком приказа от о продлении отопительного периода 2021-2022 гг. в поселках , до 08.00 часов при уже допущенных нарушениях прав неопределенного круга лиц преждевременным прекращением подачи тепла в объекты названных муниципальных образований не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора, поскольку оспариваемый приказ генерального директора АО «Коммунальные системы БАМа» от фактически был приведен в действие и теплоснабжение ответчиком в период с 24 по не осуществлялось.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным приказ генерального директора Акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» от «Об окончании отопительного сезона 2021-2022 г.г.» в части окончания отопительного периода в поселках и .

Признать незаконными действия Акционерного общества «Коммунальные системы БАМа», выразившиеся в прекращении теплоснабжения объектов поселков и .

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Клаус

Мотивированное решение составлено .

Судья Н.В. Клаус