ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-495/2022 от 28.07.2022 Прокопьевского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2-495/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 21.07.2022 года

Мотивированное решение составлено 28.07.2022 года

г. Прокопьевск 21 июля 2022 года

Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе Пальцева Д.А.,

при секретаре Ломан К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ, а также неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах РФ, а также неопределенного круга лиц с иском к Акционерному обществу «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» (далее АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское») о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поручения прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса, учитывая сведения отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского БВУ о нарушении АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» требований водного законодательства при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект , выразившихся в сбросе недостаточно очищенных сточных вод, проведена проверка в отношении АО «ШУ «Талдинское-Кыргайское». В результате проверки установлено, что в период ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ходе производственной деятельности по добыче угля, предусмотренной уставом, АО «ШУ «Талдинское-Кыргайское» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект - через выпуск (координаты места сброса: с превышением нормативов допустимого сброса. Установлено, что АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» осуществляет деятельность по водопользованию путем сброса сточных вод в поверхностный водный объект - посредством выпуска . Технологический комплекс АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» поставлен на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду с присвоением I категории негативного воздействия (код объекта Право пользования водным объектом предоставлено предприятию на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, выданного департаментом природных ресурсов и экологии Кузбасса, срок водопользования - до ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации Решения в государственном водном реестре Российской Федерации - ДД.ММ.ГГГГ за . В соответствии с Разрешением от ДД.ММ.ГГГГ на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для предприятия установлено 16 загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в через выпуск . Нормативы допустимого сброса вышеуказанных веществ и микроорганизмов в через выпуск рег. утверждены для предприятия приказом Верхне-Обского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ-пр.

Вышеуказанная разрешительная документация обязывает предприятие соблюдать перечень и нормативы разрешенных к сбросу загрязняющих веществ в силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации. Соответственно, в целях соблюдения указанных требований предприятие обязано принять меры к очистке (обезвреживанию) сточных вод. Наблюдения за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах в рамках осуществления АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» производственного экологического контроля проводятся аккредитованным учреждением - Новокузнецким отделом лабораторного анализа филиала « (номер записи в от ДД.ММ.ГГГГ). Анализ представленных протоколов результатов химического анализа проб сточной воды, выполненных в анализируемом периоде времени в рамках осуществления АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» производственного контроля, свидетельствует о несоблюдении юридическим лицом установленных по выпуску в нормативов допустимого сброса по ряду загрязняющих веществ, а именно: - нефтепродукты (ДК - 0,0500 мг/дм3, установленная Нормативами допустимого сброса веществ и микроорганизмов рег. , утвержденными приказом Верхнее-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ, Разрешением от ДД.ММ.ГГГГ на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), фактические концентрации составили: ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ, отбор проб ДД.ММ.ГГГГ) - 0,062 ± 0,022 мг/дм3; ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ, отбор проб ДД.ММ.ГГГГ) — 0,13 ± 0,05 мг/дм3; ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ, обор проб ДД.ММ.ГГГГ) - 0,39 ± 0,14 мг/дм3, - железо (ДК - 0,1000 мг/дм3), фактические концентрации составили: июль 2021 года (протокол от ДД.ММ.ГГГГ, отбор проб ДД.ММ.ГГГГ) - 0,17 ± 0,04 мг/дм3; ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ, отбор проб ДД.ММ.ГГГГ)-0,13 ±0,03 мг/дм3,, - медь (ДК - 0,0010 мг/дм3), фактические концентрации составили: ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ, отбор проб ДД.ММ.ГГГГ) - 0,0012 ± 0,0005 мг/дм3.

Также установлено, что в 2020-2021 годах АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» осуществляло сброс сточных вод в по выпуску с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ - нитраты, взвешенные вещества (постановление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании изложенного, усматривается системное наличие нарушений требований водного законодательства в действиях юридического лица - АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское», имеющих место до настоящего времени. Правила водопользования, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, не соблюдаются указанным юридическим лицом на протяжении длительного периода времени, что является грубым нарушением требований водного законодательства.

Частью 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019), предусмотрено, что сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных НДС допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды

Частями 1, 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и П категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, вышеуказанный Федеральный закон от 21.07.2014 №219-ФЗ не предусматривает отмены действия разрешений на сбросы в водные объекты, выданных в установленном порядке до 01.01.2019 года.

Подпунктом 22 пункта 2.3 условий использования водного объекта Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия - до ДД.ММ.ГГГГ, установлена обязанность водопользователя обеспечить мероприятия по доочистке сточных вод, сбрасываемых выпуском в водный объект, при несоответствии качества сточных вод требованиям НДС, в срок - не позднее 2 лет с даты установления несоответствия.

Между тем, АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» не обеспечено выполнение указанных условий. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки исполнения водного законодательства прокурором в отношении должностного лица АО Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, при сбросе сточных вод в вышеуказанный водный объект возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое находится на рассмотрении в Южно-Сибирском межрегиональном управлении Роспририроднадзора. Кроме того, директору АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. В рамках рассмотрения представления АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» представлены сведения (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), что с целью устранения нарушений водного законодательства предприятием планируется реализация мероприятий в соответствии с Программой по экологии горного производства на основе использования наилучших доступных технологий, согласованной с Администрацией Прокопьевского муниципального округа, а именно: строительство очистных сооружений шахтных и поверхностных сточных вод АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское». Указанные мероприятия включают: разработку проектной документации строительства/реконструкции эчистных сооружений шахтных и поверхностных сточных вод АО «ШУ «Талдинское-Кыргайское»; прохождение государственной экологической экспертизы проектной документации; получение разрешения на строительство очистных сооружений; определение подрядной организации на проведение работ; закуп оборудования; проведение строительно-монтажных работ; проведение пуско-наладочных работ; ввод в эксплуатацию очистных сооружений.

В настоящее время АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» проводится тендер по выбору проектной организации на выполнение проектных работ. Срок реализации мероприятий: 2022-2024 года. Планируемые предприятием затраты составят 255 млн. руб.

Согласно разделу 2 главы IV Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, основными направлениями действий, обеспечивающими снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, являются сокращение поступления в водные объекты загрязняющих веществ в составе сточных вод путем строительства и реконструкции очистных сооружений на предприятиях промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, организация и очистка поверхностного стока с селитебных территорий и промышленных площадок. При невыполнении вышеуказанных требований закона нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, как собственника водных объектов, а также конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ), так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» нормативов качества окружающей среды и требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия при осуществлении сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водный объект на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

Нарушение водного законодательства влечет нарушение прав Российской Федерации, как собственника водного объекта, а также прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ является правовым основанием для обращения прокурора в суд общей юрисдикции. Просит суд обязать АО «Шахтоуправление «Талдинское - Кыргайское» обеспечить достижение установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ через выпуск в водный объект - путем строительства очистных сооружений шахтных и поверхностных сточных вод, в срок - до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца –– помощник Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Карманова К.Е. поддержала исковые требования частично, считает необходимым обязать АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» обеспечить достижение установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ через выпуск в водный объект – в срок до ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования в части строительства очистительных сооружений не поддержала.

Представитель ответчика АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» Эглит Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора не возражала, предприятие предпринимает меры по устранению нарушений действующего законодательства, просила установить срок на выполнение требований прокуратуры до ДД.ММ.ГГГГ. поскольку согласно условий договора с подрядной организацией, сроков и этапов его исполнения, а также условий ввода в эксплуатацию очистных сооружений запланированных на ДД.ММ.ГГГГ. Представила письменный отзыв на исковое заявление.

Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, а водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования родным объектом.

Согласно ч. 1. ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Частью 4 ст. 35 Водного кодекса РФ установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Водным кодексом РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов.

На основании ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

Судом установлено, что ответчик АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» является юридическим лицом, что подтверждается копией Устава (11-30), а также копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица (л.д.9,10). Основным видом деятельности является, в том числе, ведение горных и других видов работ, связанных с эксплуатацией угольных месторождений и добычей угля.

Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поручения (л.д.4) прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса, учитывая сведения отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского БВУ (л.д.2-3) о нарушении АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» требований водного законодательства при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект , выразившихся в сбросе недостаточно очищенных сточных вод, проведена проверка в отношении АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское».

В результате проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ходе производственной деятельности по добыче угля, АО «ШУ «Талдинское-Кыргайское» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект - через выпуск (координаты места сброса: .) с превышением нормативов допустимого сброса (л.д.49).

Установлено, что АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» осуществляет деятельность по водопользованию путем сброса сточных вод в поверхностный водный объект - посредством выпуска . Технологический комплекс АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» поставлен на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду с присвоением I категории негативного воздействия (код объекта ). Право пользования водным объектом предоставлено предприятию на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, выданного департаментом природных ресурсов и экологии Кузбасса, срок водопользования - до ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации Решения в государственном водном реестре Российской Федерации - ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. 42-47,

В соответствии с Разрешением от ДД.ММ.ГГГГ на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для предприятия установлено 16 загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в через выпуск (л.д.48).

Нормативы допустимого сброса вышеуказанных веществ и микроорганизмов ж через выпуск (л.д. 51-54), утверждены для предприятия приказом Верхне-Обского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ, «Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» (л.д.50)

Новокузнецким отделом лабораторного анализа филиала « (л.д.71) проводятся наблюдения за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах в рамках осуществления АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» производственного экологического контроля. Исходя из анализа представленных протоколов результатов химического анализа проб сточной воды (л.д. 62-70), выполненных в анализируемом периоде времени в рамках осуществления АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» производственного контроля, выявлено несоблюдение юридическим лицом установленных по выпуску в нормативов допустимого сброса по ряду загрязняющих веществ (нефтепродукты, железо, медь).

Кроме этого, согласно постановлению государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» осуществляло сброс сточных вод в по выпуску с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ - нитраты, взвешенные вещества (л.д. 72-79).

Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки исполнения водного законодательства прокурором в отношении должностного лица АО Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, при сбросе сточных вод в вышеуказанный водный объект возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое находится на рассмотрении в Южно-Сибирском межрегиональном управлении Роспририроднадзора (л.д. 82-88).

Директору АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 89-94).

Таким образом, в действиях юридического лица - АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» усматривается системное наличие нарушений требований водного законодательства, имеющих место до настоящего времени. Правила водопользования, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, не соблюдаются указанным юридическим лицом на протяжении длительного периода времени, что является грубым нарушением требований водного законодательства.

При невыполнении требований водного законодательства нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, как собственника водных объектов, а также конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» нормативов качества окружающей среды и требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия при осуществлении сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водный объект на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

Согласно отзыва представителя АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» на заявленные исковые требования, ответчик считает требования прокуратуры необоснованными в части способа достижения требуемого качества сбрасываемой воды и сроков выполнения мероприятий, просит увеличить срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в виду изменений физико-химических свойств сточной воды по причине изменения глубины ведения горных работ в шахте, в целях сохранения и улучшения качества выпускной воды требуется провести модернизацию существующих на шахте очистных сооружений сточный вод выпуска . При этом шахте требуется именно модернизация очистных сооружений, поскольку строительство новых очистных при наличии на шахте существующих, обеспечивающих очистку воды выпуска , нецелесообразно и невозможно, что требуется значительный период времени. Длительный срок строительства обусловлен тем, что необходимо будет проводить реконструкцию одной из существующих ванн отстойников, что возможно сделать только в период перемонтажа лавы (при остановке работ по добыче угля на шахте). Окончание работ по реконструкции очистных сооружений шахты и ввод их в эксплуатацию возможны не ранее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120-121).

Таким образом, судом установлено, что ответчиком АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» до настоящего времени не устранены все нарушения, выявленные в ходе проведенной проверки, что не отвечает установленным общим требованиям обеспечения безопасности водного объекта.

Исходя из изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования истца об обязании ответчика устранить выявленные нарушения действующего законодательства и достижения установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор полагает разумным срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика полагала, что предложенный срок является недостаточным, поскольку планом мероприятий предусмотрен иной срок, установленный с учетом технической сложности, в виду модернизации очистных сооружений, просила установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, как установлено программой ввода в эксплуатацию реконструированных очистных сооружений.

При вынесении решения суд учитывает объем работ, наличие программой ввода в эксплуатацию реконструированных очистных сооружений и то обстоятельство, что ответчиком и в настоящее время проводятся работы по устранению нарушений.

Суд считает необходимым установить срок для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдений исполнения требований водного законодательства при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект – до ДД.ММ.ГГГГ., поскольку выявленные нарушения являются существенными, угрожают жизни и здоровью людей.

Учитывая, что Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 6000 руб. подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ, а также неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить достижение установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ через выпуск в водный объект – .

Взыскать с Акционерного общества «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.

Председательствующий /подпись/ Д.А.Пальцев

Подлинный документ находится в Прокопьевском районном суде Кемеровской области в деле № 2-495/2022.