Дело №
УИД: 23RS0№-80
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 октября 2023 года город Краснодар
Ленинский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего Пасленовой Д.О.
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием заместителя прокурора <адрес>ФИО3
представителей ответчика ФИО4,
ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к АО «Мусороуборочная компания» об обязании прекратить начисление платы за вывоз ТКО, об обязании произвести перерасчет платы за вывоз ТКО,
установил:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился с иском к АО «Мусороуборочная компания» об обязании прекратить начисление платы за вывоз ТКО, произвести перерасчет платы за вывоз ТКО.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> по ряду обращений граждан о несогласии с начислением платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» <адрес>, на которых отсутствуют жилые помещения с зарегистрированными либо проживающими в них лицами, проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности AO «Мусороуборочная компания». Установлено, что AO «Мусороуборочная компания» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. При рассмотрении обращений ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 установлено, что указанным лицам на праве собственности принадлежат земельные участки в СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» <адрес>, на которых отсутствуют жилые и иные капитальные строения, в которых возможно осуществление жизнедеятельности. Однако, в силу действующего законодательства начисление платы за обращение с ТКО на земельные участки, на которых отсутствуют жилые либо иные строения, в которых возможно осуществление жизнедеятельности, недопустимо. С учетом того, что на рассматриваемых земельных участках для садоводства жилые дома и какие-либо капитальные постройки отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы, факт образования ТКО на земельном участке не доказан, в таком случае у регионального оператора законных оснований для начисления платы за обращение с ТКО не имеется. Указанные обстоятельства послужили основанием внесения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района представления генеральному директору AO «Мусороуборочная компания», которое не удовлетворено.
В связи с чем, просит обязать АО «Мусороуборочная компания» прекратить начисление платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать АО «Мусороуборочная компания» произвести перерасчет платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков CHT «Маяк», CHT «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ путем аннулирования имеющихся задолженностей на день вступления в законную силу решения суда.
Заместитель прокурора <адрес> в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, просили в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№», обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 153, ч. 4 ст. 154, ч. 9 ст. 155 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных связанные с наступлением услуг, а также регламентируют вопросы ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил № домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил №, потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> по ряду обращений граждан о несогласии с начислением платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» <адрес>, на которых отсутствуют жилые помещения с зарегистрированными либо проживающими в них лицами, проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности AO «Мусороуборочная компания».
Установлено, что AO «Мусороуборочная компания» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
При рассмотрении обращений ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 установлено, что указанным лицам на праве собственности принадлежат земельные участки в СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» <адрес>, на которых отсутствуют жилые и иные капитальные строения, в которых возможно осуществление жизнедеятельности, однако, региональным оператором начисляется платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении указанных земельных участков.
Вместе с тем, в силу названных выше норм действующего законодательства, начисление платы за обращение с ТКО на земельные участки, на которых отсутствуют жилые либо иные строения, в которых возможно осуществление жизнедеятельности, не предусмотрено.
В свою очередь, данные выводы также неоднократно были изложены судами, в том числе, Верховным судом РФ (решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № A71-8061/2021, определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ЭC22-10066).
Так, на положениях Правил №, в частности, установленного ими порядка определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, суды заключили, что начисление платы за коммунальную услугу по ТКО обусловлено наличием права собственности или иного законного права пользования жилым домом (домовладением), постоянно или временно проживающих в жилом доме граждан.
С учетом того, что на рассматриваемых земельных участках для садоводства жилые дома и какие-либо капитальные постройки отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы, факт образования ТКО на земельном участке не доказан, в таком случае у регионального оператора законных оснований для начисления платы за обращение с ТКО не имеется.
Указанные обстоятельства послужили основанием внесения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района представления генеральному директору AO «Мусороуборочная компания», которое не удовлетворено.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, сторона ответчика указала, что наличие или отсутствие на участке строений, а также неиспользование садового участка не является основанием для освобождения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, с данными доводами суд не может согласиться, ввиду следующего.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона №-Ф3 предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 24.10 Закона №-Ф3 постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 Правил, нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (п. п. 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживает определенное количество населения.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
В соответствии с п. 8 Правил на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (п. 11).
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19,20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр разработаны методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.
В соответствии с п. 4, 6, 9, 10 Методических рекомендаций категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1.
Для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых: преобладающей отраслью является сельское хозяйство; преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности; большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к методическим рекомендациям.
В соответствии с ч.2. ст. 4 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «Об отходах производства и потребления» высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края администрация Краснодарского края устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае» утверждены нормативы накопления TKO, в том числе для пользователей садово-огородных товариществ в год на одного участника.
На сайте Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края размещены результаты работы подрядной организации по актуализации и обоснованности нормативов накопления TKO (анализ) https://mintekgkh.krasnodar.ru/activity/sfera-оbrashcheniya-s-tvyerdymi-kommunalnymi-otkhodami/normativnaya-pravovaya- baza/issledovaniya-normativov-nakopleniya-tverdykh-kommunalnykh-otkhodov.
Так, из анализа результатов вышеуказанной работы следует, что для первой категории расчета объема накопления ТКО на садоводческих товариществах проводился анализ в СТ «КСТ-2» (г. Краснодар, <адрес>), СТ «Авангард» (г. Краснодар, <адрес>, 11 км), СТ «Энергетик» (г. Краснодар, <адрес>, 11 км).
Для второй - СНТ «Горный сад» (<адрес>, Кудепста, <адрес>), СНТ «Тюльпан» (<адрес>), СТ «Лесник-1» (<адрес>), СТ «Виноградар5» (<адрес>).
Для третьей - СТ «Ботаник» (<адрес> (рядом)), СТ «Восход» (<адрес>), СТ «Хуторок» (<адрес>), ДНТ «Садовод» (<адрес>).
Для четвертой - аналогично индивидуальным жилым домам.
Согласно отчету по определению объектов каждой категории (раздел 2) в вышеуказанных садоводческих товариществах осуществлялся анализ сбора ТКО непосредственно на контейнерных площадках либо бункерах. Анализ состава ТКО осуществлялся из указанных контейнеров, без учета количества застроенных участков.
Так, среднегодовой состав ТКО прочих предприятий Краснодарского края (в том числе садовых товариществ) составляет 26,91 пищевые отходы, 36,04 - растительные, иные (дерево, сет, стекло, тетрапак и т.д.) - 37,05.
Как следует, большая часть ТКО (пищевые, иные), образуется в результате жизнедеятельности человека, то есть в месте его проживания.
В соответствии со ст. 1 Закона №-Ф3 твердые коммунальные отходы- отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ст. 16 ЖК РФ).
Исходя из изложенного, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, то есть в результате их жизнедеятельности.
Среда жизнедеятельности - материальная среда, окружающая человека, в которой он осуществляет все свои жизненные потребности, в том числе здания и сооружения, их оборудование, оснащение и прилегающая территория (п. 3.34 СП 136.13330.2012. Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения, утв. Приказом Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ N 112/ГС).
Таким образом, отходы, образующиеся в процессе содержания незастроенных садовых участков в виде зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом №-Ф3, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений (Письмо Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО»).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что отношения по образованию, вывозу и соответственно по оплате ТКО возникают у собственника земельного участка, одновременно являющегося собственником зданий и строений, расположенных на нем, то есть ТКО должно образовываться в результате жизнедеятельности человека.
Кроме того, указанным письмом определено, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей документацией, по нерегулируемо разрешительной цене.
При таких обстоятельствах, расчет, проведенный подрядной организацией, осуществлен не из расчета застроенных земельных участков (садовых), а исходя из накопления на контейнерных площадках для сбора ТКО на территории садоводческих товариществ. При этом, можно сделать вывод, что фактически контейнерными площадками пользуются члены товариществ, проживающие на территории данных товариществ (на застроенных участках).
Таким образом, сложившиеся практика начисления АО «Мусороуборочной компанией» правообладателям всех садовых земельных участков, в том числе, на которых отсутствуют какие-либо строения, с ДД.ММ.ГГГГ влечет не только существенное нарушение неопределенного круга лиц, имеющие незастроенные садовые земельные участки, но и влечет неосновательное обогащение со стороны организации, фактически не оказавшей данные услуги указанным лицам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные обстоятельства, заявленные прокурором <адрес> исковые требования является законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Гражданского кодекса процессуального Российской Федерации и согласно закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к АО «Мусороуборочная компания» об обязании прекратить начисление платы за вывоз ТКО, произвести перерасчет платы за вывоз ТКО - удовлетворить.
Обязать АО «Мусороуборочная компания» прекратить начисление платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать АО «Мусороуборочная компания» произвести перерасчет платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков CHT «Маяк», CHT «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ путем аннулирования имеющихся задолженностей на день вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: