Дело № 2-4963/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль11 декабря 2018 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при секретаре Жуковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области о признании незаконным действий по организации и проведении конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, в котором просит:
признать незаконным действия Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по организации и проведении конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Ярославской области;
обязать Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области устранить нарушением прав, свобод и законных интересов ФИО1 путем расторжения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ярославской области с ООО «Хартия», заключенного по итогам конкурсного отбора.
В обоснование требований ФИО1 указал, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. В едином платежном документе за сентябрь 2018 года по оплате за жилищно-коммунальные услуги истец обнаружил, что плата за услугу по вывозу ТКО исключена из состава платы за содержание помещения. Размер платы за услугу по вывозу ТКО увеличился с 114 рублей 6 копеек до 147, рублей 89 копеек. Из разъяснений, полученных в ОАО «Управдом Красноперекопского района» по указанному вопросу, следует, что с 1 сентября 2018 года на территории Ярославской области приступил к работе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Хартия», получивший указанный статус по результатам конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, проведенного Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (21 марта 2018 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru; извещение 210318/1173140/01).
Истец полагает, что действия Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по проведению конкурсного отбора являются незаконными, поскольку на момент конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО Департамент не обладал полномочиями на его проведение. Действия Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области нарушают его права и законные интересы, как гражданина, потребителя коммунальных услуг по вывозу и утилизации ТКО, права всех жителей Ярославской области, а также влекут возникновение неосновательного обогащения со стороны ООО «Хартия».
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности ФИО2 поддержала исковое заявление по доводам, изложенным в нем. Указала, что права истца нарушены соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, поскольку его заключение повлекло за собой увеличение размера платы за обращение с ТКО. Единый тариф на услугу регионального оператора истцом не оспаривался, данное право отсутствует у истца. Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области не наделен полномочиями по установлению порядка проведения конкурсного отбора. Однако, приняв документацию об отборе для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, Департамент установил порядок проведения конкурсного отбора.
Представитель ответчика Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1, представила отзыв на исковое заявление. Доводы представителя ответчика сводятся к тому, что Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области наделен полномочиями по организации и проведении конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ярославской области, исходя из системного толкования положений ст.ст. 6, 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.ст. 26.2, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881, Устава Ярославской области, Постановления Правительства ЯО от 26.02.2018 N 97-п "О распределении полномочий органов исполнительной власти области и признании утратившим силу постановления Правительства области от 06.05.2016 N 547-п", Распоряжения Губернатора ЯО от 05.11.2014 N 518-р. Постановление Правительства ЯО от 13.04.2018 N 252-п "О внесении изменений в постановление Администрации области от 20.03.2007 N 95" не изменило полномочия департамента, а лишь расширило его функции. Это не влияет на законность действий Департамента по организации и проведению конкурсного отбора. Документация об отборе для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО разработана Департаментом в пределах его полномочий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881. Порядок проведения конкурсного отбора определен Правительством РФ.
Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Красноперекопская» по доверенности ФИО4 поддержала исковые требования. Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области на момент конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО не обладал полномочиями на его проведение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Согласно п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 2 Правил:
"организатор конкурсного отбора" - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение конкурсного отбора;
"соглашение" - соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с победителем конкурсного отбора, устанавливающее права и обязанности сторон по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая положения указанных нормативно-правовых актов и ст. 153 ГК РФ соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет собой сделку, совершаемую в установленном законом порядке – ст. 5, п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Принимая во внимание содержание искового заявления ФИО1, соглашение №7 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23 мая 2018 года подлежит квалификации как оспоримая сделка.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, помимо прочего, регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.
В силу п. 2.1 Положения о департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации ЯО от 20.03.2007 N 95, Департамент осуществляет, помимо прочего, полномочие по реализации на территории Ярославской области государственной политики и осуществление государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в области обращения с отходами.
В п. 1, п. 1.1 Постановления Правительства ЯО от 26.02.2018 N 97-п "О распределении полномочий органов исполнительной власти области и признании утратившим силу постановления Правительства области от 06.05.2016 N 547-п" определил Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим следующие полномочия:
В области обращения с отходами: участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Ярославской области; участие в нормативно-правовом регулировании в области обращения с отходами на территории Ярославской области; разработка региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, их реализация; разработка правил осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; регулирование деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Постановлением Правительства ЯО от 13.04.2018 N 252-п "О внесении изменений в постановление Администрации области от 20.03.2007 N 95" функции департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в области обращения с отходами конкретизированы, при этом его полномочия не изменились. В Положения о департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области введен п. 3.1.15.3, которым установлено, что при осуществлении регулирования деятельности региональных операторов:
- проводит конкурсный отбор региональных операторов, присваивает юридическому лицу статус регионального оператора и определяет зону его деятельности;
- осуществляет контроль за соблюдением региональными операторами правил осуществления деятельности региональных операторов;
- принимает решения о лишении юридического лица статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами;
- заключает с региональным оператором соглашение об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, контролирует его исполнение.
Таким образом, в рамках настоящего дела сторонами соглашения являются Ярославская область в лице Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (организатор конкурсного отбора) и ООО «Хартия» (победитель конкурсного отбора).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ФИО1 не является стороной соглашения об осуществлении деятельности по обращению с ТКО, а действующее законодательство не предусматривает право иных лиц на оспаривание указанного соглашения.
Таким образом, ФИО1 не имеет права оспаривать соглашение об осуществлении деятельности по обращению с ТКО.
Доводы истца, положенные в основу искового заявления, позиция представителя истца, изложенная в судебном заседании, основаны на неправильном толковании закона и понимании фактических обстоятельств, в частности на неправильном понимании порядка ценообразования в области обращения с ТКО.
При данных обстоятельствах исковое заявление ФИО1 к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области о признании незаконным действий по организации и проведении конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья В.В. Воробьева