Дело № 2-4963/2021
УИД: 42RS0019-01-2021-008358-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Колчиной Ю.В.
при секретаре Корховой Е.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 12 октября 2021 г. дело по исковому заявлению Прокурора города Новокузнецка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации города Новокузнецка о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Новокузнецка обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации города Новокузнецка о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об участии органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, в том числе в части издания органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории Новокузнецкого городского округа, в результате которой выявлены нарушения. Администрацией Новокузнецкого городского округа не приняты меры по разработке и утверждению муниципальной целевой программы по вопросам участия органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа. При этом, работа по проведению отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму не является достаточной, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующих самостоятельных целевых программ, обеспеченных финансированием. С учетом изложенного просили: обязать администрацию города Новокузнецка разработать и утвердить муниципальную целевую программу по вопросам участия органов местного самоуправления Новокузнецкого городского округа в профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа; установить срок для исполнения - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора города Новокузнецка Максимова П.Ю., требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Новокузнецка ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований. Пояснила, что органы местного самоуправления разрабатывают муниципальные программы в области профилактики терроризма, имеется утвержденные программы мероприятий, в рамках которых эти вопросы разрешены. Полагала нецелесообразным разрабатывать единую муниципальную программу, поскольку ее утверждение негативно отразится на бюджете муниципального образования. Более того, действующим законодательством не предусмотрено прямой обязанности по ее утверждению. Орган местного самоуправления правомочен самостоятельно решать вопросы, относящиеся к его компетенции.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно подпункту 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 15-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/117 принят Устав города Новокузнецка.
Согласно пункта 8 статьи 6 Устава к вопросам местного значения Новокузнецкого городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Согласно статье 5 Федерального закона № 114-ФЗ в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В соответствии с частью первой статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ I № «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии со статьями 27, 35 упомянутого Федерального закона прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в щиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц ли интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об участии органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, в том числе в части издания органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории Новокузнецкого городского округа, в результате которой выявлены нарушения.
Деятельность органов местного самоуправления Новокузнецкого городского округа в области противодействия экстремизму и терроризму, регулируются правовыми актами администрации <адрес>:
-распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории Новокузнецкого городского округа в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении плана мероприятий по организации противодействия экстремизму на территории Новокузнецкого городского округа на 2019-2025 годы».
распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании антитеррористической комиссии Новокузнецкого городского округа»;
постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании комиссии по противодействию экстремизму в городе Новокузнецке».
В реализации планов мероприятий по организации противодействия экстремизму на территории Новокузнецкого городского округа на 2019-2025 годы и по реализации на территории Новокузнецкого городского округа в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, принимают участие структурные подразделения администрации города, привлекаются представители традиционных конфессий, общественных организаций, землячеств и диаспор к профилактике экстремистских проявлений и гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений через проведение совместных мероприятий, круглых столов и встреч.
Однако администрацией Новокузнецкого городского округа не приняты меры по разработке и утверждению муниципальной целевой программы по вопросам участия органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа, что подтверждается информацией, предоставленной Администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного разбирательства установлено, что администрацией <адрес> разработаны и утверждены следующие муниципальные программы, в которых предусмотрены мероприятия, направленные на профилактику терроризма и экстремизма:
муниципальная программа Новокузнецкого городского округа «Развитие культуры в городе Новокузнецке», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№;
муниципальная программа Новокузнецкого городского округа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах территории Новокузнецкого городского округа», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№;
муниципальная программа Новокузнецкого городского округа «Реализация молодежной политики в городе Новокузнецке», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№;
муниципальная программа Новокузнецкого городского округа «Развитие и функционирование системы образования <адрес>», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№
муниципальная программа Новокузнецкого городского округа «Развитие физической культуры и массового спорта Новокузнецкого городского округа», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как следует из пояснений представителя администрации <адрес>, в составе реализуемых в рамках указанных муниципальных программ мероприятий содержатся профилактические, воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение, а так же минимизацию последствий экстремизма, терроризма и межнациональных конфликтов. В рамках реализации указанных мероприятий определены источники финансирования.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что с целью создания системы взаимосвязанных мер по профилактике и пресечению терроризма и экстремизма приняты муниципальные правовые акты Новокузнецкого городского округа: распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационных мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей на территории Новокузнецкого городского округа»; распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории <адрес> в 2019-2021 годах Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года»; распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении плана мероприятий по организации противодействия экстремизму на территории Новокузнецкого городского округа на 2019-2025 годы».
Анализируя установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что поскольку Администрацией <адрес> не разработана и не принята самостоятельная муниципальная программа, направленная на реализацию полномочий органов местного самоуправления по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а так же минимизации и ликвидации последствий их проявления, то исковые требования подлежит удовлетворению.
Исполнение органом местного самоуправления требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования регламентировано нормами федерального законодательства: Федеральными законами № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2753. Однако требования названных правовых актов в указанных сферах ответчиком не исполняются, что свидетельствует о незаконном бездействии.
Суд считает, что неисполнение органом местного самоуправления требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории <адрес>, не использование предоставленных законом полномочий, нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремизму, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской и террористической деятельности.
Суд, приходит к выводу, что к вопросам местного значения городского округа в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального городского округа.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
При этом согласно пункту 1 статьи 5.2 данного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Согласно пункту 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N Пр-2753) к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму относятся: в сфере законодательной деятельности - принятие на муниципальном уровне соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма; в сфере государственной национальной политики - разработка и реализация с участием институтов гражданского общества муниципальных программ по противодействию экстремизму.
С учетом изложенного, из приведенных норм права в их совокупности следует, что профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму.
В связи с чем, необходимо принять обеспеченную финансированием программу в сфере противодействия терроризму, и экстремизму в целях обеспечения своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, так же постоянной готовности сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма.
Поскольку ответчиком администрацией <адрес> не разработана целевая программа по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма и терроризма на территории Новокузнецкого городского округа, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора <адрес> и их удовлетворению.
Доводы ответчика на принятые меры и проведение отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, в том числе, включенных в иные муниципальные программы, не являются достаточными, поскольку Новокузнецким муниципальным округом в лице Администрации <адрес> не разработана и не утверждена муниципальная целевая программа в данной области.
Основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне может быть достигнуто только в результате принятия соответствующей самостоятельной целевой программы, обеспеченной финансированием.
Оценивая довод ответчика о том, что действующее законодательство не содержат нормы, устанавливающие обязанность органа местного самоуправления по принятию единой целевой программы в указанной сфере, суд считает его несостоятельным, который основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Несмотря на то, что органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно определять и утверждать программы на территории городского округа исходя из необходимости их принятия и финансового обеспечения, однако отсутствие на данный момент муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории Новокузнецкого городского округа, создает условия для распространения терроризма, экстремизма, последствиями которых могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В свою очередь, представленные ответчиком программы, подпрограммы, планы предусматривают лишь частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма в отдельных сферах, и кроме того, не устанавливают финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом, а также не содержат сведений о минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.
Неисполнение органом местного самоуправления требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Новокузнецкого муниципального округа, не использование предоставленных законом полномочий, нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремизму, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской и террористической деятельности.
При определении срока исполнения указанных обязанностей, во исполнение требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что разумным необходимо определить срок в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию города Новокузнецка разработать и утвердить муниципальную целевую программу по вопросам участия органов местного самоуправления Новокузнецкого городского округа в профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19.10.2021 г.
Председательствующий (подпись) (подпись) Колчина Ю.В.
Копия верна
Судья Колчина Ю.В.