УИД 86RS0001-01-2023-006420-88
№ 2-585/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Колесниковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО5,
представителя истца ФИО6, представителей ответчика Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры ФИО7, ФИО8, представителей ответчика Департамента промышленности ФИО4-<адрес> – Югры ФИО9ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении ФИО4-Мансийского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры, Департамента промышленности ФИО4-<адрес> – Югры о признании незаконным приказа о прекращении служебного контракта, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, денежного поощрения по результатам работы за 12 месяцев,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры о признании незаконным приказа о прекращении служебного контракта, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, денежного поощрения по результатам работы за 12 месяцев. Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец на основании приказа№-лс замещал должность государственной гражданской службы ФИО4-<адрес>-Югры - ФИО2 начальника Управления - начальника отдела сельского хозяйства и аквакультуры Управления агропромышленного комплекса использования рыбных ресурсов Департамента природныхресурсов и несырьевого сектора экономики ФИО4-<адрес> – Югры. В дальнейшем на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-лс действие служебного контракта прекращено. Истец переведен в Департамент промышленности ХМАО-Югры на основании п. 4 ч 1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-рп истец ДД.ММ.ГГГГ принят на государственную гражданскую службу ХМАО-Югры на должность, государственной гражданской службы ХМАО-Югры, ФИО2 начальника Управления - начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности ХМАО-Югры, переводом из Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры. В соответствии с постановлениями ФИО2-<адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, с ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя для государственных гражданских служащих ХМАО-Югры, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры в Департаменте промышленности ХМАО-Югры определен директор Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры. ДД.ММ.ГГГГДепартаментом государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции в адрес истца направлено уведомление о сокращении занимаемой должности в связи с изменениями в структуре и штатном расписании Департамента промышленности ХМАО-Югры. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлено уведомление о предложении дальнейшего прохождения государственной гражданской службы в Департаменте промышленности ХМАО-Югры в должности консультанта отдела правового регулирования Управления бюджетирования иправового регулирования Департамента, от которого ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказался. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлены вакантные должности государственной гражданской службы автономного округа в других исполнительных органах автономного округа, на что истцом в адрес ответчика было подано заявление о направление анкеты на вакантные должности государственной гражданской службы автономного округа в Департамент внутренней политики автономного округа на должности ФИО2 начальника Управления, начальника экспертно-консультативного отдела Управления координации органов входящих в единую систему публичной власти, ФИО2 начальника Управления региональной политики, в Департамент культуры автономного округа на должность ФИО2 начальника управления – начальник отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия Управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей. Согласно ответу ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим №-исх-5185 Департамент культуры автономного округа, Департамент внутренней политики автономного округа сообщили об отсутствии в отношении истца предложений по отношению вакантных должностей государственной гражданской службы автономного округа. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был издан приказ №-ЛС-669 о прекращении (расторжении) служебного контракта, освобождении от замещаемой должности (увольнении) истца, где истец с данным приказом был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. Согласно распоряжению Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-рп о внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 22 12.2016 №-рп в Управлении агропромышленного комплекса в отделе реализации программ, были введены две должности ФИО2 начальника отдела, где на момент увольнения истца, должность ФИО2 начальника отдела являлась вакантной. На момент увольнения истца в Департаменте промышленности ХМАО- Югры также имелась вакантная должность ФИО2 начальника управления начальника отдела регулирования деятельности в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами. Обе вакантные должности относятся к категории «Руководители» группа «Главные». Таким образом, полагает истец, увольнение истца является незаконным, так как произведено с нарушением порядка предусмотренного ч. 5 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку представитель нанимателя в период после уведомления о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы непредложил ему имеющиеся в Департаменте промышленности ХМАО-Югры вакантные должности ФИО2 начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса и ФИО2 начальника управления - начальника отдела регулирования деятельности в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые соответствовали категории и группе замещаемой истцом должности ФИО2 начальника Управления – начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса. Ответчик, действуя недобросовестно, не предложив истцу вакантные должности главной группы категории «руководители», соответствующие должности, замещаемой истцом, а предложив лишь должность консультанта (категория «Специалисты», группа «Главные») отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Департамента промышленности ХМАО- Югры, которая относится к иной группе и категории (нижестоящей) должностей государственной гражданской службы по отношению к замещаемой истцом. Предложение гражданскому служащему иной вакантной должности в государственном органе, не освобождает нанимателя от исполнения обязанности, установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, предложить гражданскому служащему все имеющиеся в государственном органе вакантные должности, соответствующие группе и категории должностей, замещаемой гражданским служащим и подлежащей сокращению, а не только отдельные должности по выбору нанимателя. Общий трудовой стаж истца на территории автономного округа по специальности составляет более 39 лет, стаж государственной гражданской службы более 15 лет. Профессиональный уровень подтвержден двумя высшими образованиями, высокие результаты служебной деятельности подтверждены дипломами, почетными грамотами, благодарностями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ФИО1 - <адрес> - Югры, ФИО2-<адрес> Югры, ФИО2-<адрес>–Югры. На основании вышеизложенного, истец просит признать приказ Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции приказ №-ЛС-669 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) служебного контракта, освобождении от замещаемой должности (увольнении) истца незаконным, восстановить истца в должности государственной гражданской службы ФИО4-<адрес>-Югры в должности ФИО2 начальника управления - начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности ХМАО-Югры с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика денежное содержание за период вынужденного прогула и денежное поощрение по результатам работы за 12 месяцев 2023 года.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители ответчика Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры ФИО7, ФИО8 возражали против удовлетворения исковых требований. Представили письменный отзыв, в котором указали, что Департамент с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет функции по реализации кадровой работы, предусмотренной трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации в отношении государственных гражданских служащих исполнительных органов автономного округа на основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденном постановлением ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Реализуя изложенные выше полномочия ответчик уведомил истца о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности по истечении двухмесячного срока со дня ознакомления с уведомлением. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№-Исх-4148 истцу предложена вакантная должность консультанта отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Деппромышленности Югры. С уведомлением истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, от предлагаемой должности отказался.Должности ФИО2 начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса и ФИО2 начальника управления - начальника отдела регулирования деятельности в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами не предлагались истцу в связи с его не соответствием критериям, изложенным в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 Закона № 79-ФЗ, согласно которому при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданскимслужащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе с учетом его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.По должности ФИО2 начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса согласно должностному регламенту установлены следующие квалификационные требования к кандидатам на указанную должность (пункт 2.2.1 раздела 2.2): наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по одной из специальностей, включенных в укрупненные группы направлений подготовки (специальностей)«Инженерное дело, технологии и технические науки», «Экономика и управление», «Государственное и муниципальное управление».По должности ФИО2 начальника управления - начальника отдела регулирования деятельности в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно изменениям в должностной регламент, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, установлены следующие квалификационные требования к кандидатам на указанную должность (пункт 1.2.1 подраздела 2.2): наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по укрупненным группам направлений подготовки (специальностей) «Экономика и управление», «Экология и природопользование».Вместе с тем истец имеет высшее образование, которое с учетом приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (далее - приказ №) не соответствует изложенным укрупненным группам направлений подготовки (специальностей), указанным в должностных инструкциях: в 1984 году истец завершил курс по специальности «зоотехния», присвоена квалификация «зооинженер» (диплом КВ № регистрационный №, прилагается); также присвоена квалификация «юрист» по специальности «юриспруденция» (диплом от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №, прилагается).Таким образом направления подготовки, специальность, полученные истцом, не соответствуют требованиям, установленным представителемнанимателя.Кроме того, истцу предложены вакантные должности государственной гражданской службы автономного округа в 11 исполнительных органах автономного округа. Предложение выражено в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№-Исх-4930, с которым истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.В ответ на уведомление истец направил заявление от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Департамент направил анкету истца в Департамент внутренней политики и Департамент культуры автономного округа для рассмотрения на замещение вакантных должностей в указанных исполнительных органах автономного округа.Рассмотрев анкету истца, указанные исполнительные органы сообщили, что не согласны на замещение вакантных должностей кандидатом в связи с отсутствием у кандидата знаний, опыта работы соответствующих должности. Таким образом, полагает ответчик, исковые требования не подлежат удовлетворению.
К участию в деле в качестве соответчика по ходатайству Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры с согласия представителя истца привлечен Департамент промышленности ФИО4-<адрес> – Югры. Представители ответчика Департамента промышленности ФИО4-<адрес> – Югры Департамента промышленности ФИО4-<адрес> – Югры ФИО9ФИО10 возражали против удовлетворения исковых требований, представили письменные возражения, в которых указали, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца было направлено уведомление о сокращении занимаемой должности в связи с изменениями в структуре и штатном расписании Департамента на основании распоряжения<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рп. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Депгосслужбы от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД-199/1 проведено заседание оценочной комиссии, на котором принято решение о признании ФИО3 не соответствующим уровню знаний и умений необходимому для исполнения должностных обязанностей квалификационным требованиям к профессиональному уровню для замещения вакантных должностей в Департаменте. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлено уведомление о предложении дальнейшего прохождения государственной гражданской службы автономного округа в Департаменте в должности государственной гражданской службы консультанта отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Департамента, от которого ДД.ММ.ГГГГ истец отказался. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца был направлен перечень вакантных должностей государственной гражданской службы автономногоокруга в других исполнительных органах автономного округа, на что истцом в адрес ответчика было подано заявление о направлении анкеты на вакантные должности государственной гражданской службы. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было направлено заявление с просьбой о направлении его анкеты в иные исполнительные органы, в которых истцом были выбраны должности. ДД.ММ.ГГГГ направлены письма в Департамент культуры автономного и в Департамент внутренней политики автономного округа с просьбой рассмотреть кандидатуру ФИО3 на выбранные им должности. В тот же день из Департаментов получены письменные ответы о том, что отсутствуют должности, которые соответствуют опыту работы и профилю ФИО3ДД.ММ.ГГГГ истцом получен письменный ответ от ответчика о том, что в Департаменте культуры автономного округа и в Департаменте внутренней политики автономного округа, отсутствуют в отношении истца предложения по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы автономного округа. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был издан приказ о прекращении (расторжении) служебного контракта, освобождении от замещаемой должности (увольнении) истца, где истец с данным приказом был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. Вся процедура увольнения произведена без нарушений требований закона. Истцу предоставлялись уведомления о сокращении, уведомление о предложении должности консультанта, но истец от данной вакансии отказался. Также были предложены иные должности в других исполнительных органах, но так как профиль истца и его образование, опыт работы, не соответствует данным должностям, истцу было отказано в предоставлении иных вакансий, в связи с чем истец был уволен. Довод истца о том, что ответчик незаконно не предложил вакантные должности: ФИО2 начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса и ФИО2 начальника Управления – начальника отдела регулирования деятельности в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами, является необоснованным. Внесение изменений в штатное расписание Департамента в соответствии с распоряжением <адрес>№-рп обусловлено необходимостью совершенствования структуры Департамента (сокращение руководящих должностей), создания оптимальных организационных условий, повышения эффективности деятельности и внутреннего управления, а также повышения эффективности расходов на оплату труда лиц (сокращение расходов на оплату труда), замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа. Сокращение отдела развития агропромышленного комплекса осуществлено посредством присоединения его к отделу реализации программ управления агропромышленного комплекса. В пояснительной записке Департамента к проекту распоряжения автономного округа №-рп, указано, что в управлении агропромышленного комплекса отдел развития агропромышленного комплекса присоединяется к отделу реализации программ. Указанные изменения приведут к сокращению штатной единицы ФИО2 начальника управления-начальника отдела, за счет чего введена должность ФИО2 начальника отдела. Более того, оптимизация структурных подразделений Департамента путем объединений двух отделов позволит перераспределить обязанности их работников наиболее эффективным образом, повысить оперативность в решении поставленных задач и выполнении функций отдела, обеспечить взаимозаменяемость работников, установить надлежащий контроль за исполнением ими должностных обязанностей посредством единоначалия. При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовала необходимость по содержанию в штате штатной единицы по должности истца. Учитывая данный факт, сокращение штата является реальным и обоснованным. В соответствии с должностным регламентом ФИО2 начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса по указанной должности гражданский служащий должен иметь высшее образование по специальности «Инженерное дело», «Технология и технические науки», «Экономика и управление», «Государственное и муниципальное управление». Истец имеет высшее образование по специальности «Зоотехния», «Юриспруденция», соответственно направление подготовки, специальность не соответствуют установленным требованиям должностного регламента. В связи с чем, при введении в штатное расписание еще одной ставки ФИО2 начальника отдела реализации программ управления агропромышленного комплекса Департамента было предусмотрено требование о наличии у кандидатов на замещение должности образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Экономика и управление», «Государственное и муниципальное управление», так как основные функции по должности направлены на исполнение бюджетных обязательств Департамента, как главного распорядителя бюджетных средств. В соответствии с должностным регламентом (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО2 начальника Управления - начальника отдела регулирования деятельности в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданский служащий должен иметь высшее образование по специальностям: «Экономика и управление», «Экология и природопользование». Должностным регламентом ФИО2 начальника Управления - начальника отдела регулирования в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с ТКО, предусмотрено, что гражданский служащий должен обладать знаниями: о порядке реализации мероприятий в области обращения с отходами; понятие, цели, организация в области обращения с отходами; о порядке передачи прав (владение, пользование, распоряжение) объектами в области обращения твердых коммунальных отходов, находящихся в государственной или муниципальной собственности; принципы, методы, технологии и механизмы осуществления контроля (надзора); процедура организации проверки и т.д. Гражданский служащий должен обладать умениями: работа в информационной системе в сфере учета обращения с отходами; организация и планирование деятельности; владение современными средствами и методами работы с информацией; подготовка проектов; осуществление внутреннего финансового контроля; разработка территориальной схемы по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами регулирование деятельности региональных операторов по обращению с ТКО; реализация мероприятий предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами и ТКО. Учитывая отсутствие у истца соответствующего образования, навыков и умений, должность государственной гражданской службы ФИО2 начальника Управления - начальника отдела регулирования в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с ТКО не могла быть предложена истцу. В течение всего периода времени со дня уведомления истца до его увольнения, вакантные должности отвечающие требованиям статьи 31 Федерального закона №79-ФЗ отсутствовали. Кроме того, предлагать вакантные должности, которые не соответствуют квалификации работника, требуют специальных знаний и навыков или переквалификации, закон не требует. В исковом заявлении истец ссылается на часть 4 ст.31 Федерального закона №79-ФЗ, в котором указано, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокий профессиональный уровень, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его две другие вакантные должности, имеют соответствующие требования, а именно: высокий профессиональный уровень, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, направление подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Истец имеет высшее образование по специальности «зоотехния», присвоена квалификация «зооинженер», также истцу присвоена квалификация «юрист» по специальности «юриспруденция», поэтому исходя из того, что квалификация (специальность) истца не соответствует требованиям, указанных в Должностных регламентах вакантных должностей, на которые претендует истец; отсутствует направление подготовки, которые бы соответствовали области и виду его профессиональной служебной деятельности, направлению подготовки, то и оснований для сравнения и установления лиц, обладающих более высокой квалификацией, и производительностью труда, у работодателя не имелось. Более того, в материалах дела не имеется доказательств того, что при выполнении истцом своих должностных обязанностей у него имелись высокие результаты профессиональной деятельности, опровергающих доводов истец в исковом заявлении не указывает. За всё время работы в Департаменте истец прошел повышение квалификации в 2020 году только по дополнительной профессиональной программе «Управленческие навыки руководителя», при этом, что касаемо работы истца, то дополнительных профессиональных программ по повышению квалификации истец не проходил. В связи с чем истец за своё развитие в качестве ФИО2 начальника управления - начальника отдела не беспокоился, не проявлял инициативу обучиться новшествам отраслевых отделов Департамента, не проявлял инициативу повысить свой уровень квалификации. Требование истца «о выплате денежного поощрения по результатам работы за 12 месяцев 2023 года в соответствии установленного порядка» также является необоснованным. В соответствии с постановлением ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О премировании, иных выплатах лицам, замещающим государственные должности ФИО4-<адрес> - Югры, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы ФИО4-<адрес> - Югры», выплата премии по результатам работы за год принимается на основании распоряжения ФИО2<адрес> о выплате не позднее первого квартала, следующего за отчетным годом, премирование лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа, по результатам работы за год осуществляется на основании правового акта представителя нанимателя. Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№-П-283 утвержден порядок выплаты премий по результатам работы за год, премий за выполнение особо важных и сложных заданий в Департаменте, согласно которому решение о выплате премии принимается приказом Департамента. До настоящего времени ни ФИО2, ни Департаментом такие правовые акты не приняты, истцу не отказывалось в выплате такой премии. Таким образом, действия ответчика, связанные с увольнением истца, являются законными, не противоречат нормам действующего трудового законодательства и Федеральному закону №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В судебном заседании представители Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры дополнительно указали, что должность ФИО2 начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Деппромышленности Югры не была предложена истцу, поскольку данная должность требует допуска к сведениям, отнесенным к государственной тайне. Назначение на такую должность до оформления соответствующего допуска, является нарушением в области защиты государственной тайны и влечет приостановку проведения секретных работ в организации. Указанная информация содержится в письме Аппарата ФИО2, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-исх-МК- 18207.Согласно пункту 6 инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.Проверка ФИО11 на предмет соответствия критериям, установленным должностным регламентом по указанной выше должности, проведена до его назначения на эту должность (согласно анкете от ДД.ММ.ГГГГ). На момент высвобождения указанной должности она была предложенаФИО11, что подтверждается его действиями, направленными на получение допуска к государственной тайне. ДД.ММ.ГГГГФИО11завершено прохождение медицинского осмотра, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Автономным учреждением ФИО4-<адрес> - Югры «Центр профессиональной патологии», об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№-Исх-8475 Деппромышленностиобратился в Аппарат ФИО2, <адрес> об оформлении допуска к государственной тайне по третьей форме на ФИО11, претендующего на должность ФИО2 начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Деппромышленности (приложение 7 к ходатайству от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ принято обязательство № по соблюдению требований законодательства о государственной тайне.Совершение перечисленных выше действий кандидатом возможно исключительно с согласия представителя Деппромышленности.Согласно приложения к письму Аппарата ФИО2, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.25-Исх-8, ФИО11 установлена третья форма допуска (секретно) к государственной тайне распорядительным актом № от ДД.ММ.ГГГГ по должности ФИО2 начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Деппромышленности. Получение ФИО11 допуска в столь краткий срок обусловлено тем, что ранее у него имелась 2 форма допуска (совершенно секретно) к государственной тайне, оформленной нанимателем по предыдущему меступрохождения государственной службы, согласно анкеты. ФИО11 назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность ФИО2 начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Деппромышленности приказом Департамента государственной службы и профилактики коррупции Югры №-ЛС-813.
Суд, заслушав представителя истца ФИО6, представителей ответчика Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры ФИО7, ФИО8, представителей ответчика Департамента промышленности ФИО4-<адрес> – Югры ФИО9ФИО10,исследовав и оценив, представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 занимал должность государственной гражданской службы ХМАО-Югры -ФИО2 начальника Управления - начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности ХМАО-Югры.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югрыв адрес ФИО3 направлено уведомление о сокращении занимаемой должности в связи с изменениями в структуре и штатном расписании Департамента на основании распоряжения Правительства ФИО4-<адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-рп.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры в адрес истца направлено уведомление о предложении дальнейшего прохождения государственной гражданской службы автономного округа в Департаменте в должности государственной гражданской службы консультанта отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Департамента, от которого ДД.ММ.ГГГГ истец отказался.
ДД.ММ.ГГГГ истцу вручен перечень вакантных должностей государственной гражданской службы автономного округа в других исполнительных органах автономного округа.
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о направлении анкеты на вакантные должности государственной гражданской службы: ФИО2 начальника Управления – начальника экспертно-консультационного отдела Управления координации органов, входящих в единую систему публичной власти Департамента внутренней политики автономного округаи ФИО2 начальника Управления – начальника отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия Управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей Департамента культуры автономного округа.
В адрес Департамента внутренней политики и Департамента культуры автономного округа ДД.ММ.ГГГГ направлена анкета ФИО3 для рассмотрения на замещение указанных вакантных должностей.
17 и ДД.ММ.ГГГГ Департамент внутренней политики и Департамент культуры автономного округа представили письменные ответы об отказе в рассмотрении кандидатуры истца в связи с отсутствием требуемого опыта работы.
Приказом №-ЛС-669 от ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта с истцом прекращено по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ (далее – Закон о государственной гражданской службе) в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или вгосударственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
В исковом заявлении истец указывает на то, что ответчиком не предложены вакансии ФИО2 начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса и ФИО2 начальника Управления - начальника отдела регулирования деятельности в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые соответствовали категории и группе замещаемой им должности.
Согласно штатным расстановкам Департамента промышленности ХМАО-Югры должность ФИО2 начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса была вакантной с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ вакантной была должность ФИО2 начальника Управления – начальника отдела регулирования деятельности в сфере твердых коммунальных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югрыот ДД.ММ.ГГГГ№-ОД-199/1 проведено заседание оценочной комиссии, на котором принято решение о признании ФИО3 не соответствующим уровню знаний и умений необходимому для исполнения должностных обязанностей квалификационным требованиям к профессиональному уровню для замещения указанных вакантных должностей.
В соответствии с должностным регламентом ФИО2 начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплексаот ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.2.1) по указанной должности гражданский служащий должен иметь высшее образование по специальности «Инженерное дело», «Технология и технические науки», «Экономика и управление», «Государственное и муниципальное управление».
В соответствии с должностным регламентом ФИО2 начальника Управления - начальника отдела регулирования деятельности в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ гражданский служащий должен иметь высшее образование по специальностям: «Экономика и управление», «Экология и природопользование». Должностным регламентом ФИО2 начальника Управления - начальника отдела регулирования в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с ТКО, предусмотрено, что гражданский служащий должен обладать знаниями: о порядке реализации мероприятий в области обращения с отходами; понятие, цели, организация в области обращения с отходами; о порядке передачи прав (владение, пользование, распоряжение) объектами в области обращения твердых коммунальных отходов, находящихся в государственной или муниципальной собственности; принципы, методы, технологии и механизмы осуществления контроля (надзора); процедура организации проверки и т.д. Гражданский служащий должен обладать умениями: работа в информационной системе в сфере учета обращения с отходами; организация и планирование деятельности; владение современными средствами и методами работы с информацией; подготовка проектов; осуществление внутреннего финансового контроля; разработка территориальной схемы по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами регулирование деятельности региональных операторов по обращению с ТКО; реализация мероприятий предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами и ТКО.
Между тем, истец имеет высшее образование по специальности «Зоотехния», «Юриспруденция».
В связи с чем, указанные должности обоснованно не были предложены истцу, посколькуне соответствовали уровню его профессиональногообразования.
Между тем, согласно штатной расстановке в период сДД.ММ.ГГГГ по дату увольнения истца в Департаменте промышленности ХМАО-Югры имелась вакантная должность ФИО2 начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования.
Согласно должностному регламенту ФИО2 начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования от ДД.ММ.ГГГГ должность ФИО2 относится к группе должностей «главные» категории «руководители». В соответствии с п. 2.2.1 должностного регламента гражданский служащий, занимающий должность ФИО2 начальника отдела должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» или иному направлению подготовки, для которого законодательством установлено соответствие перечисленным направлениям подготовки.
Истец имеет соответствующее квалификационным требованиям образование, значительный опыт работы на государственной гражданской службе. Однако данная должность не была предложена истцу, что является существенным нарушением порядка расторжения служебного контракта с истцом по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.
Доводы ответчиков о том, что у представителя нанимателя отсутствовала обязанность предлагать данную должность в связи с тем, что для назначения на нее требуется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, суд находит несостоятельными, поскольку наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не относится к обстоятельствам, подлежащим учету при предложении вакантных должностей гражданской службы.
Обстоятельств, очевидно являющихся препятствием для истца в оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, ответчиками не приведено.
Принимая во внимание изложенное, исковое заявление в части требования о признании незаконным приказа Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-лс-669, восстановленииистца в должности государственной гражданской службы ФИО4-<адрес> – Югры - ФИО2 начальника Управления – начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности ФИО4-<адрес> – Югры подлежит удовлетворению.
Истец подлежи восстановлению в должности государственной гражданской службы ФИО4-<адрес> – Югры с даты увольнения – с ДД.ММ.ГГГГ, а не как указано истцом с ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период вынужденного прогула составил 55 рабочих дней.
Согласно справке Финансово-экономического управления Департамента административного обеспечения ХМАО-Югры, среднедневное денежное содержание истца составляет 6 135 рублей 14 копеек.
Денежное содержание ФИО3 за период вынужденного прогула составит:
6 135 рублей 14 копеекx 55 = 337 432 рубля 70 копеек.
При увольнении истцу выплачена денежная компенсация в соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона о государственной гражданской службе в размере четырехмесячного денежного содержания в общей сумме 660 047 рублей 86 копеек.
Поскольку размер полученной истцом денежной компенсации превышает денежное содержание за период вынужденного прогула, исковые требования в части взыскания денежного содержания за период вынужденного прогула не подлежат удовлетворению.
Исковые требования в части взыскания денежного поощрения по итогам работы за 12 месяцев 2023 года также не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с постановлением ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О премировании, иных выплатах лицам, замещающим государственные должности ФИО4-<адрес> - Югры, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы ФИО4-<адрес> - Югры», выплата премии по результатам работы за год принимается на основании распоряжения ФИО2<адрес> о выплате не позднее первого квартала, следующего за отчетным годом. Премирование лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа, по результатам работы за год осуществляется на основании правового акта представителя нанимателя.
Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№-П-283 утвержден порядок выплаты премий по результатам работы за год, премий за выполнение особо важных и сложных заданий в Департаменте, согласно которому решение о выплате премии принимается приказом Департамента.
На дату рассмотрения спора ФИО2 ХМАО-Югры распоряжение не принято. Департаментом правовой акт о поощрении не издавался. Исковое заявление в этой части заявлено преждевременно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО3 (паспорт №) о прекращении служебного контракта, восстановлении в должности государственной гражданской службы, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, денежного поощрения по результатам работы за 12 месяцев удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-лс-669 о прекращении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности ФИО3.
Восстановить ФИО3 в должности государственной гражданской службы ФИО4-<адрес> – Югры - ФИО2 начальника Управления – начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности ФИО4-<адрес> – Югры с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, денежного поощрения по результатам работы за 12 месяцев отказать.
Решение суда в части восстановления ФИО3 в должности государственной гражданской службы ФИО4-<адрес> – Югры подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ФИО4-<адрес>-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через ФИО4-Мансийский районный суд.
Судья ФИО4-Мансийского
районного суда Т.В. Колесникова
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 27 февраля 2024 года.