Дело № 2-4966/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2020 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Боломожновой Е.Н., при секретаре Мачын Ч.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты> о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области промышленной безопасности,
с участием представителя истца –помощника прокурора <адрес> Кочага Ш.В.,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты> (далее по тексту МУП <адрес><данные изъяты>) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области промышленной безопасности.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города при осуществлении надзора за исполнением законодательства, направленного на обеспечение условий жизнедеятельности граждан при подготовке к осенне-зимнему периоду 2020-2021 г.г. проведена проверка, в ходе, которой установлено, что МУП <данные изъяты> в <адрес> осуществляет обслуживание внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВДГО) 39 многоквартирных домов на основании договоров, заключенных с управляющими организациями.
При обслуживании внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования ответчиком были заключены договора на техническое обслуживание ВДГО со всеми управляющими организациями <адрес>. МУП <данные изъяты> в заключаемых договорах сроки и периодичность проведения технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не установил.
В соответствии с Положением об аварийно-диспетчерской службе МУП <данные изъяты>, утвержденным предприятием (далее - АДС) АДС должна быть оборудована средствами автоматической записи поступающих заявок с хранением данных не менее 10 суток, однако, средства автоматической записи поступающих заявок с хранением данных не менее 10 суток, а также электромегафон для оповещения граждан в период газоопасных работ в АДС МУП <данные изъяты> фактически отсутствуют.
В МУП <данные изъяты> имеется штат сотрудников аварийно-ремонтной службы по круглосуточному обслуживанию газовых объектов в количестве 10 единиц, которые не обеспечены соответствующей спецодеждой, спецобувью, сигнальными жилетами (при производстве работ на улицах и дорогах), защитной каской, средствами индивидуальной защиты (спасательным поясом с веревкой и изолирующим противогазом).
Также выявлены нарушения п. 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила безопасности):
- в резервуарных установках, расположенных во дворах следующих домов: № по <адрес>, № по <адрес>, № № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> редукционные головки не закрыты на замок;
- в резервуарных установках, расположенных во дворах следующих домов: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, №№ по <адрес> отсутствуют противопожарные лопаты;
- ограждения с резервуарами, расположенные во дворах следующих домов: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, не закрыты на замок;
- предупредительные знаки внутри резервуарного ограждения по адресам: № по <адрес>, № № по <адрес>, № по <адрес>, отсутствуют;
- ограждения резервуарных установок, расположенных по адресам: № № по <адрес>, № № по <адрес>, № по <адрес>, находятся в неудовлетворительном состоянии (отсутствуют пролеты).
В связи с чем прокурор полагает, что МУП <данные изъяты> нарушаются требования федерального законодательства при обслуживании внутридомового газового оборудования, что нарушает права неопределенного круга лиц на надежное и бесперебойное предоставление коммунальной услуги в виде газоснабжения в период отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ
Просит обязать МУП <данные изъяты> в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения федерального законодательства путем:
- обеспечения аварийно-диспетчерской службы МУП <данные изъяты> средствами автоматической записи поступающих заявок с хранением данных не менее 10 суток, а также электромегафоном для оповещения граждан в период газоопасных работ;
- обеспечения всех членов бригады МУП <данные изъяты> соответствующей спецодеждой, спецобувью, сигнальными жилетами (при производстве работ на улицах и дорогах), защитной каской, средствами индивидуальной защиты (спасательным поясом с веревкой и изолирующим противогазом);
- закрытия редукционных головок резервуарной установки на замок на территории домов № по <адрес> по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>;
- обеспечения наличия противопожарного песка и лопаты на территории домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>;
- обеспечения наличия на ограждениях резервуаров на территории домов № по <адрес>, № по <адрес>, № № по <адрес>, № по <адрес> запирающих замков;
- обеспечения наличия предупредительных знаков внутри резервуарного ограждения на территории домов № № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>;
- замены входных дверей и ограждений резервуарных установок на территории домов № по <адрес>, № по <адрес>,№ по <адрес>.
В судебном заседании представитель истца –помощник прокурора <адрес> Кочага Ш.В. исковое заявление поддержал по указанным в нем основаниям.
Представители ответчика МУП <адрес><данные изъяты>, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с вышеуказанной нормой Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 Правил в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" утверждены прилагаемые Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Настоящие Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Согласно п. 5 Правил поставки газа N 549, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
В п. 3 названных Правил определено, в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению;
В судебном заседании установлено и подтверждается Актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства, направленного на обеспечение условий жизнедеятельности граждан при подготовке к осенне-зимнему периоду 2020-2021 г.г. проведена проверка, в ходе, которой установлено, что МУП <данные изъяты> в <адрес> нарушаются требования федерального законодательства при обслуживании внутридомового газового оборудования, что нарушает права неопределенного круга лиц на надежное и бесперебойное предоставление коммунальной услуги в виде газоснабжения в период отопительного сезона 2020-2021 г.г.
Согласно уставу МУП <адрес><данные изъяты> является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, может от своего имени иметь гражданские права, соответствующего предмету и целям его деятельности, предусмотренным в настоящем уставе этого унитарного предприятия, и нести с этой деятельностью обязанности.
Согласно п.3.2. Устава для достижения целей, указанных в п. 3.1. настоящего устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке в том числе техническое обслуживание общих коммуникаций, инженерно-технических устройств и технических помещений, деятельность по обеспечению тепловых сетей, распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям.
МУП <данные изъяты> в <адрес> осуществляет обслуживание внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВДГО) 39 многоквартирных домов на основании договоров, заключенных с управляющими организациями.
При обслуживании внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования ответчиком были заключены договора на техническое обслуживание ВДГО со всеми управляющими организациями <адрес>. МУП <данные изъяты> в заключаемых договорах сроки и периодичность проведения технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не установил.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону. К ним относятся объекты, в том числе, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к этому Федеральному закону количествах опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные).
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (абзац второй пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
В соответствии с пунктом 27 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 558 (далее - Правила N 558), организация, эксплуатирующая объекты, использующие СУГ, обязана, в том числе обеспечивать организацию и проведение обследования состояния зданий, сооружений и газопроводов в сроки, установленные в проектной документации.
Таким образом, МУП <адрес><данные изъяты>, как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать указанные выше положения Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Между тем, в резервуарных установках, расположенных во дворах следующих домов: № по <адрес>, № по <адрес>, № № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> редукционные головки не закрыты на замок;
- в резервуарных установках, расположенных во дворах следующих домов: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, №№ по <адрес> отсутствуют противопожарные лопаты;
- ограждения с резервуарами, расположенные во дворах следующих домов: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, не закрыты на замок;
- предупредительные знаки внутри резервуарного ограждения по адресам: № по <адрес>, № № по <адрес>, № по <адрес>, отсутствуют;
- ограждения резервуарных установок, расположенных по адресам: № № по <адрес>, № № по <адрес>, № по <адрес>, находятся в неудовлетворительном состоянии (отсутствуют пролеты).
В соответствии с п. 1.5.7 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, во время проведения газоопасных работ все члены бригады обеспечиваются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами соответствующей спецодеждой, спецобувью, сигнальными жилетами (при производстве работ на улицах и дорогах), защитной каской, средствами индивидуальной защиты (спасательным поясом с веревкой и изолирующим противогазом). Применение фильтрующих противогазов запрещается. Спецобувь должна быть без стальных подковок и гвоздей. В противном случае на обувь необходимо надеть галоши или застелить место работы диэлектрическими ковриками (рулонными материалами).
В соответствии с Положением об аварийно-диспетчерской службе МУП <данные изъяты>, утвержденным предприятием (далее - АДС) АДС должна быть оборудована средствами автоматической записи поступающих заявок с хранением данных не менее 10 суток, однако, средства автоматической записи поступающих заявок с хранением данных не менее 10 суток, а также электромегафон для оповещения граждан в период газоопасных работ в АДС МУП <данные изъяты> фактически отсутствуют.
В МУП <данные изъяты> имеется штат сотрудников аварийно-ремонтной службы по круглосуточному обслуживанию газовых объектов в количестве 10 единиц, которые не обеспечены соответствующей спецодеждой, спецобувью, сигнальными жилетами (при производстве работ на улицах и дорогах), защитной каской, средствами индивидуальной защиты (спасательным поясом с веревкой и изолирующим противогазом).
Материалы дела не содержат доказательств выполнения МУП <адрес><данные изъяты> требований указанных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности в спорный период.
В связи с этим суд считает, что МУП <адрес><данные изъяты> несет обязанность по соблюдению норм и правил в области промышленной безопасности и принятию предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений, и направлены на пресечение к возникновению чрезвычайной ситуации.
В связи с ненадлежащим исполнением прямо предусмотренных названными законоположениями обязанностей, нашедшим подтверждение по результатам прокурорской проверки, данные которой ответчиком не опровергнуты, суд приходит к удовлетворению иска, предоставив ответчику в рамках ст. 206 ГПК РФ разумный срок, для устранения нарушений требования федерального законодательства при обслуживании внутридомового газового оборудования, что нарушает права неопределенного круга лиц на надежное и бесперебойное предоставление коммунальной услуги в виде газоснабжения в период отопительного сезона 2020-2021 г.г.
Для реального исполнения решения суда суд считает обоснованным установить срок исполнения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты> о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области промышленной безопасности, удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие <данные изъяты> устранить нарушения требований законодательства путем:
- обеспечения аварийно-диспетчерской службы МУП <данные изъяты> средствами автоматической записи поступающих заявок с хранением данных не менее 10 суток, а также электромегафоном для оповещения граждан в период газоопасных работ;
- обеспечения всех членов бригады МУП <данные изъяты> соответствующей спецодеждой, спецобувью, сигнальными жилетами (при производстве работ на улицах и дорогах), защитной каской, средствами индивидуальной защиты (спасательным поясом с веревкой и изолирующим противогазом);
- закрытия редукционных головок резервуарной установки на замок на территории домов № по <адрес> а, по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>;
- обеспечения наличия противопожарного песка и лопаты на территории домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>;
- обеспечения наличия на ограждениях резервуаров на территории домов № по <адрес>, № по <адрес>, № № по <адрес>, № по <адрес> запирающих замков;
- обеспечения наличия предупредительных знаков внутри резервуарного ограждения на территории домов № № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>;
- замены входных дверей и ограждений резервуарных установок на территории домов № по <адрес>, №№ по <адрес>, № по <адрес>.
Установить срок исполнения настоящего решения - в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2020 года (с учетом выходных дней).
Судья Е.Н. Боломожнова