Дело №2-4967/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2018 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.
при секретаре Гращенковой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании решения об отказе в оформлении жилищного сертификата и исключении из сводного списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов незаконным, возложении обязанности по оформлению и выдаче жилищного сертификата на приобретение жилого помещения.
установил:
ФИО1, с учетом уточненных требований, обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным решения ответчика об отказе в оформлении жилищного сертификата и исключении ее из списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов, оформленного протоколом № заседания Комиссии по вопросам реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», возложении на ответчика обязанности по оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», указав в обоснование иска, что является гражданином выехавшим из районов Крайнего Севера. Решением жилищной комиссии Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на соответствующий учет; приказом Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; постановлением Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ включена в число граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»; в ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена <данные изъяты> группа инвалидности, что повлекло первоочередное право на получение социальной выплаты, однако, после предоставления в ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области ответчику списка граждан для оформления государственного жилищного сертификата, последним принято оспариваемое решение со ссылкой на то, что с учетом совместного выезда и совместной регистрации и проживания ее с дочерьми, состав ее семьи следует считать исходя из 3 человек. Данное решение считает незаконным, поскольку она соответствует всем критериям, установленным ст.1 Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», изначально состав ее семьи определен был верно, решением жилищной комиссии Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано во включении в состав ее семьи двух ее дочерей.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что поддерживает заявленные исковые требования. Ее представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, ссылаясь на то, что ни она, ни Н. Н.Л. не являются членами семьи их матери ФИО1, у них у каждой своя семья, доходы, они не ведут совместного хозяйства; это их право, а не обязанность получения жилищной субсидии.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав, что Департамент не оспаривает право истца на получение мер социальной поддержки, в данном случае предметом спора является порядок их предоставления. Истец должна состоять на учете составом семьи, который определен действующим законодательством (ст.5 ФЗ от 25.10.2002г. №125-ФЗ и п.17 Правил…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153), тогда как она не включила в состав своей семьи двух дочерей, которые выехали совместно с ней и в настоящее время зарегистрированы и проживают с ней, представив тем самым недостоверные сведения.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что заинтересованности в исходе дела не имеет, разрешение требований оставляет на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Граждане, признанные инвалидами I и II групп, имеют право на первоочередное предоставление жилищных субсидий (ст.2 ФЗ от 25.10.2002г. №125-ФЗ).
В соответствии со ст.4 названного Закона, право граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина (ст.5 Закона).
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017г. №1710, является представление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Обеспечение жильем граждан, имеющих статус граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с ФЗ от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 (далее Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153).
По делу установлено, что ФИО1 является гражданином выехавшим из районов Крайнего Севера (<адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области ФИО1 признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ для дальнейшего участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище»; приказом Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 принята на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992г., имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Постановлением Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 включена в число граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020гг. по категории «з» - граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с составом семьи 1 человек.
ДД.ММ.ГГГГ. постановлением Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области № в связи с установлением истцу <данные изъяты> группы инвалидности, последняя как выехавшая из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей была включена в категорию «инвалиды 1 и 2 группы» с исключением из категории «пенсионеры».
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по вопросам реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» Департамента Смоленской области по социальному развитию, оформленном протоколом № Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области отказано в оформлении государственного жилищного сертификата на имя истца с исключением последней из сводного списка граждан- получателей государственных жилищных сертификатов со ссылкой на то, что с учетом совместного выезда и совместной регистрации и проживания ее с дочерьми Н. Н.Л. и ФИО2, состав ее семьи следует считать исходя из 3 человек, что подпадает под положения п.44 (1) Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, согласно которому в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику основного мероприятия не выдается. Также Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области было рекомендовано привести в соответствие учетное дело ФИО1 в соответствие с пп. «г» п.17 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, в связи с чем Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ. предложено ФИО1 представить документы на дочерей вместе с заявлением о включении их в состав семьи для получения жилищного сертификата по государственной программе «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», поданные последней ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области отказано ФИО1 во включении дочерей Н. Н.Л. и ФИО4 в состав ее семьи для получения жилищного сертификата по государственной программе «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» со ссылкой на их обеспеченность общей площадью.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что она соответствует всем критериям, установленным ст.1 Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку изначально состав ее семьи определен был верно, дочери не являются членами ее семьи, у них у каждой своя семья, доходы, они не ведут совместного хозяйства; это их право, а не обязанность получения жилищной субсидии.
Суд находит данные доводы обоснованными в силу следующего.
Согласно п.44 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия представляет в том числе, документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника основного мероприятия и лиц, указанных им в качестве членов семьи; документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника основного мероприятия иных лиц, указанных им в качестве членов семьи.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику основного мероприятия не вручается (п.44(1) Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153).
Как указано выше, оспариваемым решением, оформленным протоколом № заседания Комиссии по вопросам реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», истцу в соответствии с п.44(1) Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 отказано в оформлении жилищного сертификата с исключением ее из списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов со ссылкой на представление недостоверных сведений в связи с тем, что с учетом совместного выезда и совместной регистрации и проживания ее с дочерьми Н. Н.Л. и ФИО2, состав ее семьи следует считать исходя из 3 человек.
Как следует из материалов учетного дела, ФИО1, Н. Н.Л. (до брака ФИО1) и ФИО2 (ФИО1) были зарегистрированы по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выбыли с данного адреса в Смоленскую область по <адрес>, где зарегистрированы до настоящего времени.
Вместе с тем, сам по себе факт совместного переезда истец с дочерьми из районов Крайнего Севера и дальнейшая их регистрация по одному адресу (<адрес>) не является безусловным обстоятельством свидетельствующим о том, что Н. Н.Л. и ФИО2 являются членами семьи истца.
Как следует из объяснений ФИО2, данных в ходе судебного разбирательства, и не оспоренных ответчиком, на момент переезда она являлась несовершеннолетней; в настоящее время ни она, ни Н. Н.Л. не являются членами семьи их матери ФИО1, у них у каждой своя семья, доходы, они не ведут совместного хозяйства. Собственником жилого дома <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ является Н. Н.Л.
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО1 недвижимого имущества на территории РФ не имеет.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", судам необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
По материалам учетного дела ФИО1 видно, что истец с момента первоначального обращения в ДД.ММ.ГГГГ на учете нуждающихся и в сводном списке на получение государственного жилищного сертификата состояла с составом семьи 1 человек; при первоначальном обращении ею были представлены все предусмотренные п.44 Правил документы; жилья истец не имеет, ни Н. Н.Л., ни ФИО2 на получение жилищной субсидии не претендовали, обстоятельств недостоверности сведений представленных при первоначальном обращении в ДД.ММ.ГГГГ судом не установлено, доказательств обратного ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено. При этом ссылку ответчика на подп. «г» п.17 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, согласно которого в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, членами семьи признаются прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина, суд находит необоснованной, поскольку данная норма определяет критерии отнесения граждан применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия, а не определяет их обязательное участие в программе для получения жилищной субсидии.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец соответствует требованиям ст.1 Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», каких-либо недостоверных сведений о составе семьи не предоставляла, суд приходит к выводу, что решение Департамента Смоленской области по социальному развитию об отказе в оформлении жилищного сертификата и исключении из списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов ФИО1, оформленное протоколом № заседания Комиссии по вопросам реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», является незаконным, и возлагает на ответчика обязанность по оформлению и выдаче истцу государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
По правилам ст.103 ГПК РФ с Департамента Смоленской области по социальному развитию в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194, 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Департамента Смоленской области по социальному развитию об отказе в оформлении жилищного сертификата и исключении из списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов ФИО1, оформленное протоколом № заседания Комиссии по вопросам реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», незаконным.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию оформить и выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории – граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию госпошлину в доход бюджета города Смоленска в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий: Н.Г.Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 17.12.2018г.