ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4967/2017 от 10.01.2018 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело №2-631/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2018 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Велякиной Е.И.,

при секретаре Рыловой И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Челябинска о признании отказа недействительным, обязании совершить действия

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Челябинска о признании письма заместителя Главы г. Челябинска по правовым и имущественным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, не законным и его отмене; обязании ответчика предоставить пустующее муниципальное имущество по договору в безвозмездное пользование на долгосрочной основе по <адрес> цокольное помещение общей площадью ? кв.м. и цокольное помещение по <адрес> общей площадью ? кв.м. для организации социального приюта социальной гостиницы для людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, алко- и наркозависимых граждан и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в соответствии с Президентской программой создания гражданского общества посредством деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что оспариваемым письмом ему было отказано в предоставлении в безвозмездное пользование муниципальных помещений, расположенных по <адрес> цокольное помещение общей площадью ? кв.м. и цокольное помещение по <адрес> общей площадью ? кв.м. для организации социального приюта социальной гостиницы для людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, алко- и наркозависимых граждан и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Полагает данный отказ незаконным, поскольку согласно действующему законодательству Российской Федерации социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются преференции на получение муниципального имущества в безвозмездное пользование на долгосрочной основе. Также в нарушение Федерального закона «О некоммерческим организациях» указано на возможность получения имущества в аренду по результатам проведения торгов. Также указывает на нарушение его права по осуществлению благотворительной деятельности.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на заявленных требованиях. Суду пояснил, что оспариваемый отказ нарушает его конституционное право: на самореализацию своих прав и способностей; право беспрепятственно осуществлять благотворительную гражданскую инициативу на добровольной основе и свободы выбора ее цели; право получать информацию из перечня муниципального имущества, передаваемого социально ориентированным некоммерческим организациям в безвозмездное пользование по льготным ставкам арендной платы; право на оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям путем передачи во владение муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям: право на заключение договоров на долгосрочной основе в безвозмездное пользование и по льготным ставкам арендной платы; право на получение преференции, предусмотренных законом «О защите конкуренции». Также указал, что бездействие администрации причиняет ему моральный ущерб, он ощущает себя оскорбленным и униженным.

Ответчик – представитель администрации г. Челябинска ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 109), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 107). Пояснил суду, что предоставление помещений в пользование истца безвозмездно является правом администрации. В законе нет прямого указания на обязанность администрации предоставить помещение социально-ориентированным организациям в безвозмездное пользование. Также пояснил, что истцом не указано конкретно, какому закону не соответствует оспариваемое письмо.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению и защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Как установлено судом, АНО гостиница для алко- и наркозависимых людей «Под мухой» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц – 24.08.2017 года. Единственным учредителем, а также лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица указан ФИО1 (л.д. 43-46).

Согласно п. 3.1, 3.2 Устава организации, организация создана в целях предоставления услуг социальной гостинцы для алко- и наркозависимых людей, а также оказания социальной поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Видами деятельности организации является: оказание социально-бытовых, психолого-педагогических и социально-правовых услуг алко- и наркозависимым людям и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; социальная адаптация и ресоциализация людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; предоставление социальных услуг с обеспечением и без обеспечения проживания; консультации по вопросам социально-бытового и трудового устройства; организация трудовой деятельности; трезвенное просвещение (л.д. 64-68).

ФИО1, являясь директором АНО социальная гостиница для алко- и наркозависимых людей «Под мухой», ДД.ММ.ГГГГ обратился к заместителю главы города по правовым и имущественным вопросам с заявлением по вопросу предоставления в безвозмездное пользование нежилого помещения АНО социальной гостиницы для алко- и наркозависимых людей «Под мухой» для размещения социальной гостиницы в Металлургическом районе г. Челябинска (л.д. 27-29).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года за номером заместитель главы города по правовым и имущественным вопросам сообщил следующее.

В рамках исполнения полномочий органов местного самоуправления в Челябинском городском округе с внутригородским делением успешно осуществляют деятельность бюджетные учреждения – муниципальное бюджетное учреждение комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства «БОМЖ», муниципальное бюджетное учреждение «Центр социально-трудовой реабилитации», социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Металлургического района г. Челябинска, приют «Возрождение», а также в рамках взаимодействия с Управлением внутренних дел России по Челябинской области, оказания помощи лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и утратившим способность передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке Муниципальное бюджетное учреждение «Центр временного пребывания для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения».

Учитывая основные цели и задачи по обеспечению эффективного управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, а также пополнению бюджета города Челябинска, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, установленных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Автономная некоммерческая организация Социальная гостиница для алко- и наркозависимых людей «Под Мухой» является не единственной общественной организацией, основными видами деятельности которых являются предоставление услуг по уходу с обеспечением проживания, оказания помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольными и наркозависимыми.

При этом, исходя из намерения оказания содействия в решении обозначенного вопроса, в целях размещения автономной некоммерческой организации социальной гостиницы для алко- и наркозависимых людей «Под мухой», предлагаю рассмотреть возможность размещения в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью ? кв.м. на условиях заключения договора аренды.

Кроме того, предоставление нежилого помещения в аренду является муниципальной услугой, предоставляемой в соответствии с административным регламентом, утвержденными постановлением администрации г. Челябинска от 29.05.2015 № 104-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду» (л.д. 8, 30-31).

Полагая данный отказ незаконным, нарушающим его права интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, а также пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческими организациями являются не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В силу пункта 2.2. пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.Из материалов дела видно, что Автономная некоммерческая организация Социальная гостиница для алко- и наркозависимых людей «Под Мухой» является некоммерческой организаций и не преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку.

Пункт 4 ст. 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению (пункт 6 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях")

Пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" закреплено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что социально ориентированные некоммерческие организации при условии осуществления ими деятельности, предусмотренной вышеуказанными нормами, имеют право на получение имущественной поддержки путем заключения договоров безвозмездного владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности по оказанию юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.

При этом, предусмотренные законом случаи, при которых допускается заключение договоров аренды, и иных договоров пользования муниципального имущества без проведении торгов, не устанавливают для собственника – города Челябинска, обязанность заключать такие договоры.

Представленные заявителем копии договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ года, (л.д. 72-74), трудовой договор с руководителем организации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76-79), доверенность на представление интересов организации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80), соглашения о сотрудничестве и взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81-82), соглашение о сотрудничестве и взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-84), соглашение о сотрудничестве и взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-86), письмо ГУФСИН по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года не могут быть приняты в качестве доказательств осуществления заявителем деятельности направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", поскольку составлены после обращения ФИО1 в администрацию с заявлением (19.10.2017 года).

Как следует из пояснений сторон, никем не оспаривается, нежилые помещения по адресу: <адрес>, <адрес> находятся в собственности муниципального образования г. Челябинск. Помещение по адресу: <адрес> включено в прогнозный план приватизации муниципального имущества на период ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму председателя Общественного совета при администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года, директора данной организации ФИО1 охарактеризовать не может, с его деятельностью не знаком. Описываемый проект социальной гостиницы с трудотерапией не новшество, существует множество организаций с подобной деятельностью. Никакой материальной базы имеющейся у данной организации в наличии нет, реализация описываемого проекта вызывает сомнения. По выделению помещения под данную организацию рекомендовано отказать. Если жилое помещение существует и свободно, и планируется использование в социальной сфере, целесообразно провести конкурс и определить, кто действительно нуждается в нем и чей проект будет наиболее востребованным (л.д. 22).

Письмо председателя общественного совета от ДД.ММ.ГГГГ года не может быть принято во внимание, поскольку составлено после оспариваемого в настоящем деле письма администрации от ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, из буквального толкования письма от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что Общественный совет пришел к выводу об актуальности и социальной значимости на сегодняшний день проекта. Также указал, что при условии тщательной подготовки и детальной проработки всех нюансов, проект может быть реализован. Сведений об одобрении передачи в безвозмездное пользование испрашиваемых заявителем нежилых помещений, указанное письмо не содержит (л.д. 96).

Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать в собственность другим лицам, передавать права владении, пользования и распоряжаться иным способом.

Обязанность по передаче социально ориентированным некоммерческим организациям муниципального имущества по договору безвозмездного пользования (договору аренды) законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

В целях размещения АНО Социальной гостиницы для алко- и наркозависимых людей «Под Мухой» заявителю, администрацией города предложен вариант размещения указанной организации в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на условиях договора аренды.

Также из письменных материалов дела следует, что в администрацию с заявлением о предоставлении нежилых помещений Кестер В.А. обращался как директор некоммерческой организации. Действуя от своего имени Кестер В.А. в администрацию за предоставлением нежилых помещений в безвозмездное пользование не обращался, следовательно какие либо права и законные интересы не нарушены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности нарушения оспариваемым письмом ответчика требований действующего законодательства, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку совокупность обстоятельств, предусмотренная законом для признания незаконным ненормативного акта органа местного самоуправления, судом не установлена, то оснований для удовлетворения требования ФИО1 не имеется.

Учитывая, что требование о возложении обязанности предоставить пустующее муниципальное имущество по договору в безвозмездное пользование на долгосрочной основе по адресу: <адрес> общей площадью ? кв.м. и цокольное помещение по <адрес> общей площадью ? кв.м. для организации социального приюта социальной гостиницы для людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, алко- и наркозависимых граждан и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в соответствии с Президентской программой создания гражданского общества посредством деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций является производным от первоначального требования, предоставление жилого помещения третьим лицам на каком-либо праве является исключительным правом собственника, прямого указания в законе на обязанность собственника помещений предоставить их в безвозмездное пользование социально ориентированным организациям не содержится, то указанное требование удовлетворению также не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г. Челябинска о признании письма заместителя Главы г. Челябинска по правовым и имущественным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, не законным и его отмене; обязании ответчика предоставить пустующее муниципальное имущество по договору в безвозмездное пользование на долгосрочной основе по адресу: <адрес> цокольное помещение общей площадью ? кв.м. и цокольное помещение по <адрес> общей площадью ? кв.м. для организации социального приюта социальной гостиницы для людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, алко- и наркозависимых граждан и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в соответствии с Президентской программой создания гражданского общества посредством деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.И.Велякина