ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4967/2023 от 31.10.2023 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0005-01-2023-005604-34

Дело № 2-4967/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2023 года г. Уфа РБ

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Латыпова А.Р.,

при секретаре судебного заседания Адушевой Е.С.

с участием помощника прокурора Михайлова В.А.,

представителя ответчика ГУП РБ «Уфаводоканал» Бикбулатова Д.Ю.,

представителей третьего лица – Роспотребнадзора в РБ Десяткина В.Г. и Тайбугиной Г.Н.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан "Уфаводоканал" об обязании исполнения требований природоохранного законодательства,

установил:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан "Уфаводоканал" об обязании исполнения требований природоохранного законодательства.

В обоснование указав, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от 11.11.2022 № 94 проведена проверка исполнения ГУП РБ «Уфаводоканал» требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод, в ходе которой выявлены нарушения, а именно: осуществляется сброс загрязняющих веществ в реку Белая с превышением установленных нормативов.

Уточнив требования, прокурор просит обязать государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Уфаводоканал» (ИНН 0275000238) в срок не позднее 30.04.2029 обеспечить нормативную степень очистки сточных вод по технологически нормируемым веществам (азот нитратов, азот нитритов, взвешенные вещества, фосфор фосфатов), сбрасываемых в реку Белая на выпуске № 1 с городских очистных сооружений канализации государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Уфаводоканал» на территории Республики Башкортостан, в соответствии c программой повышения экологической эффективности государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Уфаводоканал» по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, имеющему код № 80-0102-0010270П.

Помощник прокурора Михайлов В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУП РБ «Уфаводоканал» Бикбулатов Д.Ю. исковые требования не признал, просил отказать по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Представители Роспотребнадзора в РБ Десяткин В.Г. и Тайбугина Г.Н. просили исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в отзыве.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса и с учетом требований статьи 154 названного Закона – сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Сведения о времени и месте судебного разбирательства заблаговременно были размещены на официальном сайте Октябрьского районного суда Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), поверхностные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В судебном заседании установлено, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от 11.11.2022 № 94 проведена проверка исполнения ГУП РБ «Уфаводоканал» требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод.

ГУП РБ «Уфаводоканал» осуществляет сброс сточных вод в реку Белая на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.10.2020 № 02-10.0102.014-Р-РСБХ-С-2019-04831/01 (далее – Решение) в двух точках (выпуск № 1 после городских очистных сооружений канализации координаты 54°50'22,55" С.Ш., 56°03'43,91" В.Д. 456 км от устья; выпуск № 2 после демских очистных сооружений канализации 54°44'51,75" С.Ш., 55°53'26,78" В.Д., 469,2 км от устья).

Приказом Камского БВУ от 26.10.2020 № 193 внесены изменения в приказ Камского БВУ от 04.06.2020 № 93, которым для ГУП РБ «Уфаводоканал» утверждены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в реку Белая для выпуска № 1.

Так, согласно протоколу испытания № 3 от 09.02.2022, выданному Химико-бактериологической лабораторией службы очистных сооружений канализации участка очистки № 1 ГУП РБ «Уфаводоканал», сточная вода, отобранная из камеры очищенной обеззараженной воды (выпуск № 1 точка № 1), не соответствует установленным требованиям по нитратам 61±7 мг/дм3 (норматив 40 мг/дм3), нитритам 0,44±0,07 (норматив 0,08 мг/дм3), фосфатам 3,6±0,5 (норматив 0,2 мг/дм3).

Аналогичные факты превышения допустимых концентраций вышеуказанных загрязняющих веществ выявлены по результатам анализа сточной воды, о чем составлены протоколы испытаний от 14.03.2022 № 6 (нитраты 54±6 мг/дм3, нитриты 0,28±0,04 мг/дм3, фосфаты 3,5±0,5 мг/дм3 дата отбора - февраль 2022), от 08.04.2022 № 9 (нитраты 63±7 мг/дм3, нитриты 0,42±0,06 мг/дм3, фосфаты 3,8±0,6 мг/дм3 дата отбора - март 2022), от 11.05.2022 № 19 (нитраты 57±6 мг/дм3, нитриты 0,35±0,05 мг/дм3, фосфаты 3,0±0,8 мг/дм3 дата отбора - апрель 2022), от 03.06.2022 № 22 (нитраты 65±7 мг/дм3, нитриты 0,52±0,08 мг/дм3, фосфаты 3,9±0,6 мг/дм3 дата отбора - май 2022), от 06.07.2022 № 27 (нитраты 66±7 мг/дм3, нитриты 0,33±0,05 мг/дм3, фосфаты 3,7±0,6 мг/дм3 дата отбора - июнь 2022), от 08.08.2022 № 30 (нитраты 42±5 мг/дм3, нитриты 0,22±0,05 мг/дм3, фосфаты 3,3±0,8 мг/дм3 дата отбора - июль 2022), от 08.09.2022 № 35 (нитраты 50±6 мг/дм3, нитриты 0,32±0,05 мг/дм3, фосфаты 4,3±0,7 мг/дм3 дата отбора - август 2022), от 05.10.2022 № 38 (нитраты 61±7 мг/дм3, нитриты 0,45±0,07 мг/дм3, фосфаты 4,3±0,6 мг/дм3 дата отбора - сентябрь 2022), от 08.11.2022 № 43 (нитраты 54±6 мг/дм3, нитриты 0,60±0,09 мг/дм3, фосфаты 4,1±0,6 мг/дм3 дата отбора - октябрь 2022).

Сброс загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов является также нарушением требований, установленных частью 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», подпункта «г» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380.

По факту выявленных нарушений с целью понуждения ГУП РБ «Уфаводоканал» к их устранению в добровольном порядке Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой 07.12.2022 в адрес руководства предприятия внесено представление об устранении нарушений.

28.12.2022 (исх. № 01/25825 от 22.12.2022) в Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру поступил ответ ГУП РБ «Уфаводоканал» на вышеуказанное представление, согласно которому городские и демские очистные сооружения канализации являются сооружениями полной биологической очистки сточных вод. Организована работа по устранению допущенных нарушений законодательства. При этом действенных мер по устранению нарушений законодательства не принято.

05.04.2023 Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес руководителя ГУП РБ «Уфаводоканал» направлен запрос о предоставлении сведений и документов, подтверждающих принятие мер по устранению нарушений, отраженных в представлении от 07.12.2022.

10.04.2023 (исх. № 01/4939 от 10.04.2023) в Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру поступил ответ на запрос, согласно которому ГУП РБ «Уфаводоканал» разработана программа повышения экологической эффективности, ее реализация планируется до 2028 года.

Также за вышеназванные нарушение должностное лицо ГУП РБ «Уфавовдоканал» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Кроме того, 27.06.2023 (исх. № 983/05 от 27.06.2023) в Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру поступила информация Отдела водных ресурсов по Республике Башкортостан Камского БВУ, согласно которой ГУП РБ «Уфаводоканал» в 1 квартале 2023 года по-прежнему осуществлялся сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Белая.

18.04.2023 генеральным директором ГУП РБ «Уфаводоканал» Ивановым А.Г. утвержден план на 2023 – 2028 годы снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, которая 17.05.2023 согласована руководителем Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Болотовым Р.А.

На основании приказа Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.06.2023 № 496-П ГУП РБ «Уфаводоканал» выдано разрешение № 002/2023 на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объект, срок действия которого установлен с 27.06.2023 по 26.06.2024.

Кроме того, 29.08.2023 межведомственной комиссией по рассмотрению программ повышения экологической эффективности рассмотрена и одобрена программа повышения экологической эффективности ГУП РБ «Уфаводоканал» (сбор и обработка сточных вод, Республика Башкортостан, код объекта 80-0102-0010270П).

Разрешая спор, суд приходит к выводу, что ГУП РБ «Уфаводоканал» отнесено к субъектам природоохранной деятельности, на которые возложены обязанности по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, в том числе путем обеспечения эффективности очистки стоков до норм, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Обстоятельство того, что сточные воды имеют превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, ответчиками не оспорено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Ненадлежащая организация ответчиками водоотведения приводит к загрязнению почв, водного объекта, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, приводит к нарушению гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Выявленные нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу нарушения законных интересов граждан на благоприятную среду обитания, а загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности, нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов.

Вопреки доводам ответчика, наличие программы повышения экологической эффективности ГУП РБ «Уфаводоканал», возможность ее изменения, по обстоятельствам выявленных нарушений основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности при их доказанности не является.

Из анализа содержания статей 31.1, 67.1 Закона N 7-ФЗ в совокупности с содержанием Правил разработки программы повышения экологической эффективности, утвержденных приказом Минприроды России от 17.12.2018 N 666, следует, что комплексное экологическое разрешение получается при наличии программы повышения экологической эффективности. Однако, это не означает, что программа повышения экологической эффективности может применяться только в составе полученного природопользователем комплексного экологического разрешения.

Предприятием комплексное экологическое разрешение не получено.

В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 67.1 Закона N 7-ФЗ в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц (пункт 2) Срок реализации программы повышения экологической эффективности не может превышать семь лет и не подлежит продлению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи (пункт 5). Программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно технологических нормативов и нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ (пункт 13).

Исходя из смысла указанной выше нормы, суд находит возможным установить срок, в течение которого настоящее решение подлежит исполнению, а именно до 30.04.2029 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Уфаводоканал» (ИНН 0275000238) в срок не позднее 30.04.2029 обеспечить нормативную степень очистки сточных вод по технологически нормируемым веществам (азот нитратов, азот нитритов, взвешенные вещества, фосфор фосфатов), сбрасываемых в реку Белая на выпуске № 1 с городских очистных сооружений канализации ГУП РБ «Уфаводоканал» на территории Республики Башкортостан, в соответствии c программой повышения экологической эффективности ГУП РБ «Уфаводоканал» по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, имеющему код № 80-0102-0010270П.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд г. Уфы РБ в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья подпись А.Р. Латыпов

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2023 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 ноября 2023 года.