ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-496/18 от 18.12.2018 Ивановского районного суда (Амурская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ивановка «18» декабря 2018 года

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плотникова Р.Н.,

при секретаре Колесниковой Т.Ю.,

с участием заместителя прокурора Ивановского района Колесникова Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ивановка гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ивановского района, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Луч» о возложении обязанности оборудования котельной приборами учета тепловой энергии,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ивановского района Амурской области обратился в Ивановский районный суд с исковым заявлением, в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к акционерному обществу «Луч» о возложении обязанности оборудования котельной приборами учета тепловой энергии, обосновывая исковые требования, тем, что прокуратурой Ивановского района в ноябре 2018 года проведена проверка исполнения на территории района законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что в собственности акционерного общества «Луч» имеется котельная центральной усадьбы, расположенная по адресу <адрес>. Указанная котельная не оборудована приборами учета тепловой энергии, что нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения. Ссылаясь на положения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (пч. 4 ст. 14). В соответствии со ст. 1 Закона Амурской области от 04.03.2016 № 655-03 «О внесении изменения в статью 1 Закона Амурской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельских поселений, отнесены вопросы, предусмотренные п. 4 ч. 1. ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ч. 5 ст. 19 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Статьей 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Исключение составляют ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа). Отсутствие приборов учета тепловой энергии на котельной АО «Луч» является препятствием к получению паспортов готовности Ивановского района к отопительному периоду 2018-2019 гг. что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, потребителей коммунальные услуг.

На основании изложенного со ссылкой на ст. 45 ГПК РФ, просит суд обязать акционерное общество «Луч» в течении месяца с момента вступления решения суда в силу установить приборы коммерческого учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: <адрес>.

Заместитель прокурора Ивановского района Амурской области в судебном заседании на иске настаивал, по доводам в нем изложенным.

От ответчика АО «Луч», в лице генерального директора ФИО1, поступило сообщение, согласно которому АО «Луч» является собственником котельной центральной усадьбы расположенной по адресу: <адрес>. Счетчика на тепловую энергию в котельной в настоящее время не имеется, но представитель АО «Луч» ведет переговоры по приобретению приборов коммерческого учета тепловой энергии за пределами Амурской области. Кроме того поясняют, что в настоящее время в Амурской области идет отопительный сезон 2018-2019, во время которого невозможно установить приборы коммерческого учета тепловой энергии, так как это приведет к замерзанию систем отопления у потребителей тепловой энергии. АО «Луч» готово в межотопительный, летний период установить приборы коммерческого учета тепловой энергии на котельной расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно ходатайству просят суд рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика.

В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии ответчика.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не определенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 февраля 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Статьей 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Исключение составляют ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

Судом установлено, что расположенная по адресу: <адрес> котельная площадью <данные изъяты>, кв.м. с кадастровым номером является собственностью акционерного общества «Луч».

В ходе проведения прокуратурой Ивановского района проверки исполнения акционерным обществом законодательства в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальной сфере в ходе подготовки котельных к отопительному периоду 2018-2019 годов установлено, что указанная котельная не оборудована приборами учета тепловой энергии, что нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения.

Из материалов дела следует, что в ответ на требование прокурора Ивановского района Амурской области от 07.11.2018 акционерным обществом «Луч» представлена информация о том, что счетчика на тепловую энергию на котельной, расположенной по адресу: <адрес> в настоящее время не имеется, в связи с финансовыми трудностями предприятия.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Прокурором представлены доказательства, подтверждающие отсутствие приборов учета тепловой энергии в котельной, тогда как ответчик документов о том, что данная котельная не подлежит оснащению приборами учета в силу характеристик, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представил.

С учетом изложенного требования прокурора Ивановского района Амурской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на акционерное общество «Луч» обязанности установить приборы коммерческого учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: <адрес>, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что прокурор Ивановского района Амурской области в соответствии с п. 9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, освобожден от несения судебных расходов, с ответчика АО «Луч» на основании положений ст.103 ГПК РФ, п.8 ст.333.20 Налогового кодекса РФ и ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в доход бюджета МО Ивановского района Амурской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, подлежавшая уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Ивановского района, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Луч» о возложении обязанности оборудования котельной приборами учета тепловой энергии - удовлетворить.

Возложить на акционерное общество «Луч» обязанность в срок в течении месяца с момента вступления решения суда в силу установить приборы учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: <адрес>.

Взыскать с АО «Луч» в доход бюджета муниципального образования Ивановского района Амурской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья

Ивановского районного суда: Р.Н. Плотников