№ 2-496/2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.,
при секретаре судебного заседания Половинкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды в стаж, признании права на назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации № 2 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды в стаж, признании права на назначение пенсии, ссылаясь на то, что (дата) истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от (дата) № 400-ФЗ. Решением ответчика истцу отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием специального стажа работы 12 лет 6 месяцев. В специальный стаж работы не включены периоды работы с (дата) по (дата) в Северных электрических сетях г. Комсомольска-на-Амуре, с (дата) по (дата) – в Дальневосточных межсистемных сетях РАО «ЕЭС России» в должности электромонтера третьего разряда. С указанным решением не согласен, и полагает, что имеет право на назначение досрочной пенсии. В связи с чем, истец просит суд признать решение ответчика за (№) от (дата) незаконным в части не включения в стаж периодов работы: (дата) -(дата); (дата) - (дата), включить указанные периоды работы в стаж, назначить и выплачивать пенсию с (дата).
В ходе рассмотрения дела истцом увеличены исковые требования, в итоге, просил суд признать решение (№) от (дата) незаконным в части не включения в стаж периодов работы: (дата) - (дата); (дата) - (дата), (дата) - (дата), включить указанные периоды работы в стаж, назначить и выплачивать пенсию с (дата).
Представитель истца ФИО1 - ФИО2, действующая на основании нотариальной доверенности 27 АА № 1086172 от (дата), настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 2, ФИО3, действующая на основании доверенности № 77 от (дата), исковые требования ФИО1 не признала, указав, что указанные истцом периоды работы не включены в стаж работы, поскольку отсутствует документальное подтверждение как до, так и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком 2 в условиях постоянной занятости (полного рабочего дня при полной рабочей недели). Справки, уточняющие особый характер работы истца, не представлены, работодатель подтвердил работу в нормальных условиях. Согласно сведениям индивидуального лицевого счета ФИО1 в спорные периоды, начиная с (дата), истец работал в нормальных условиях труда, не дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Специальный стаж ФИО1 в льготном исчислении составляет 09 лет 07 месяцев 13 дней при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев при достижении возраста 50 лет. Просила в иске отказать.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что (дата) истец принят в Северные электрические сети г. Комсомольска-на-Амуре в службу сетей электромонтером по ремонту и эксплуатации воздушных линий 35 кВ и выше 2 разряда.
(дата) уволен по собственному желанию.
(дата) принят в Дальневосточные межсистемные электрические сети РАО «ЕЭС России» электромонтером третьего разряда по ремонту воздушной линии напряжением 500 кВ Комсомольского района электрических сетей.
(дата) присвоен 4 разряд электромонтера по ремонту воздушных линий напряжением 500 кВ.
(дата) присвоен 5 разряд электромонтера по ремонту воздушных линий напряжением 500 кВ.
(дата) уволен переводом в Хабаровское предприятие МЭС Востока.
(дата) принят переводом электромонтером по ремонту ВЛ 5 разряда Комсомольского РЭС.
(дата) уволен переводом в филиал ОАО ФСК ЕЭС Хабаровское ПМЭС.
(дата) принят переводом электромонтером по ремонту и эксплуатации ВЛ-500 кВ 5 разряда Комсомольского РЭС.
(дата) переведен в филиал ОАО «ФСК ЕЭС» по техническому обслуживанию и ремонту магистральных электрических сетей Востока.
(дата) переведен в Комсомольский РЭС электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач (500 кВ) 5 разряда.
12.05.2008т уволен в порядке перевода в Хабаровское ПТОиР ЕНЭС.
(дата)ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Решением (№) от (дата)ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ от (дата) «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием специального стажа 12 лет 6 месяцев.
Согласно данному решению в стаж работы ФИО1, дающий право на назначение досрочной пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от (дата) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» не включены следующие периоды работы: (дата) - (дата) – 10 месяцев; (дата) - (дата) – 5 лет 6 месяцев 26 дней; (дата) - (дата) – 2 года 8 месяцев; (дата) - (дата) – 3 года 11 месяцев 1 день – периоды работы не подтверждаются документально и в соответствии со сведениями, своевременно представленными работодателями без указания особых условий труда.
Специальный стаж работы ФИО1 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от (дата) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» составляет 09 лет 07 месяцев 13 дней при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев.
Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 26 лет 09 месяцев 12 дней при требуемом стаже 20 лет.
Страховой стаж составляет 30 лет 10 месяцев 12 дней при требуемом 25 лет.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии устанавливаются законом (ст. 39). Государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку, в частности, социальной принадлежности (ст. 19).
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившему в силу с 01.01.2015.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 8 указанного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам
Положениями ч. 2 ст. 33 казанного Закона установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч.1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно п. п. 3-5 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 пользуются позиции 2290000а-19855 - электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 м.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 4). Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п. 5).
В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Конституционный суд РФ в своем постановлении от 29.01.2004 № 2-П указал, что при рассмотрении вопроса о праве на досрочное назначение пенсии могут применяться нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначении указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, то есть до 31.12.2001, в целях реализации пенсионных прав работников при исчислении стажа на соответствующих видах работы.
В соответствии со ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившим силу с 01.01.2002, при подсчете трудового стажа, в частности в связи с особыми условиями труда, периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке.
Таким образом, в данном случае право на пенсию в связи с особыми условиями труда определяется подтверждением периодов работы работников в должностях, предусмотренных Списком 2, постоянно занятых выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, что дает право на досрочную пенсию, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 12.03.1999 № 5, установлены характеристики профессии электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи со 2 по 5 разряды.
Так, к характеристикам работ по профессии электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 2 разряда относится: выполнение простых слесарных операций по изготовлению несложных конструкций и деталей: кронштейнов, крючков, скоб, шплинтов, заклепок и т.д. Земляные работы, обработка древесины деревянных опор и сборка простых опор. Малярные работы по окраске опор без подъема на высоту. Простейшие низовые вспомогательные работы по эксплуатации отключенной линии электропередачи. Простейшие такелажные работы при креплении и раскреплении грузов, расстановка на трассе на месте ремонта ремонтных, монтажных и такелажных приспособлений. Простые верховые и низовые работы на отключенных линиях электропередачи напряжением до 10 кВ с замером габаритов, сменой пасынков, сменой изоляторов, проверка состояния опор под руководством электромонтера более высокой квалификации.
К характеристикам работ по профессии электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 3 разряда относится: выполнение верховых ремонтных работ на отключенных линиях электропередачи напряжением до 35 кВ и низовых работ на линиях электропередачи любых напряжений. Верховой осмотр линий электропередачи до 110 кВ под напряжением. Ремонт деревянных опор с выправкой и заменой деталей, проверка на загнивание элементов опор под напряжением. Окраска металлических опор на высоте, ремонт фундаментов, механическая очистка проводов и тросов от гололеда. Сращивание проводов и тросов. Сборка изоляторов в гирлянды. Установка и смена трубчатых разрядников на линиях электропередачи до 110 кВ. Такелажные работы по перемещению грузов при помощи простых средств механизации.
К характеристикам работ по профессии электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда относится: ремонт, монтаж, демонтаж и техническое обслуживание линий электропередачи напряжением 35 - 110 кВ, средств изоляции и грозозащиты с применением средств механизации. Техническое обслуживание ЛЭП всех напряжений, ответвлений к помещениям, перемычек, заземляющих спусков, контуров заземлений. Оформление результатов обследования и составление технической документации. Подготовка рабочих мест и допуск бригады к работе на ЛЭП напряжением 35 - 110 кВ. Верховые проверки высоковольтных линий электропередачи с выемкой проводов и тросов из зажимов с детальной проверкой подвесной и оттяжной арматуры. Проверка ржавления металлических опор и металлических траверс железобетонных опор. Проверка состояния механизмов и защитных средств при выполнении работ на высоте и под напряжением. Очистка и окраска металлических опор под напряжением в сложных условиях вручную и при помощи механизмов. Руководство простейшими работами на высоковольтных линиях напряжением до 35 кВ. Такелажные работы с грузами при помощи грузоподъемных механизмов и специальных приспособлений.
К характеристикам работ по профессии электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда относится: ремонт, монтаж и демонтаж линий электропередачи напряжением до 220 кВ с применением специальных механизмов и машин. Работа на отключенной цепи двухцепной линии и пофазный ремонт линий электропередачи напряжением 110 - 220 кВ. Ремонт железобетонных опор, свай и бетонных фундаментов. Обходы линий электропередачи в труднодоступных местах, работы на линиях без снятия напряжения с подъемом до верха опоры или с разборкой ее конструктивных элементов. Работы с прикосновением к проводам, находящимся под напряжением. Руководство работами по расчистке трасс, работами на линиях электропередачи напряжением 0,4 - 220 кВ и работами на отключенных линиях любых напряжений.
С учетом тарифно-квалификационных характеристик правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда пользуются работники в должностях электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 4 и 5 разряда, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В силу положений ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 14 вышеуказанного закона, при подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ч. 3 ст. 14 названного закона, при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Пунктом 4 ст. 14 Закона определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе, с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно <...> вышеуказанных Правил, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п.п. 11 - 17 настоящих Правил. При этом, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1196 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений п. 43 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, действовавшей на дату обращения ФИО1 в пенсионный фонд).
Исходя из положений пп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Как разъяснено в п. 15 Постановлении Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1196 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости». Обратить внимание судов на то, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования (дата).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 с (дата) принят на должность электромонтера по ремонту и эксплуатации воздушных линий 35 кВ и выше 2 разряда, (дата) уволен. (дата) принят электромонтером 3 разряда по ремонту воздушной линии напряжением 500 кВ. Четвертый разряд электромонтера по ремонту воздушных линий напряжением 500 кВ присвоен истцу только (дата).
Таким образом, период работы истца в должности электромонтера по ремонту и эксплуатации воздушных линий 35 кВ 2 и 3 разряда за период (дата) по (дата) не подлежит включению в специальный стаж, поскольку работа в указанных должностях не дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку 2, в связи с отсутствием необходимых тарифно-квалификационных характеристик.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 следует, что с (дата) по (дата) индивидуальные сведения представлены как работа в обычных условиях.
Вместе с тем, ФИО1 с (дата) принят переводом электромонтером по ремонту и эксплуатации ВЛ-500 кВ 5 разряда, (дата) переведен в Комсомольский РЭС электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач (500 кВ) 5 разряда, где продолжал работать до (дата). Место работы и должность не менял, при этом с (дата) по (дата) представлены сведения о работе истца как работы с тяжелыми условиями труда (Список 2).
Согласно перечню рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право на досрочное назначение пенсии, в Хабаровском ПТОиР филиала ОАО «ФСК ЕЭС» ТОиР МЭС Востока (Комсомольский РЭС), имеется должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжение 35 кВ и выше), введенная в штатное расписание (дата). В поименном списке к перечню указан ФИО1
Из личной карточки работника ФИО1 за период работы с (дата) по (дата) следует, что в указанный период работы истцу предоставлялся дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что период работы истца с (дата) по (дата) в Комсомольский РЭС электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач (500 кВ) 5 разряда частично включен ответчиком в специальный стаж, при этом в указанный период истец не менял место работы и должность, ему предоставлялись определенные льготы за работы во вредных условиях, период с (дата) по (дата) подлежит включению в специальный стаж истца.
Между тем, следует отметить, что неуплата страховых взносов за указанный период, обязанность по уплате которых возложена на работодателя, не может являться основанием для не включения указанного периода в стаж работы истца, дающей право на льготное назначение пенсии, поскольку работа в определенных условиях в спорный период с (дата) по (дата) документально подтверждена истцом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела установлено, что каких-либо документальных доказательств, подтверждающих работу истца в особых условиях в период с (дата) по (дата), истцом не представлено.
Согласно информационному письму филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Хабаровское предприятие МЭС наряды-допуски на работников, журналы учета, приказы и т.п. уничтожены в связи с истечением срока хранения. Должностная инструкция на истца не разрабатывалась, поскольку его должность относится к группе рабочих и не относится к оперативному персоналу.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что спорный период работы истца (дата) по (дата) не нашел подтверждение, и как следствие, не подлежит включению в стаж работы истца.
Оценив имеющиеся в деле доказательства и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что период: с (дата) по (дата) подлежит включению в специальный стаж работы истца, поскольку соответствует требованиям, предусмотренным Списками, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях.
В этой связи решение (№) от (дата) в части не включении периода работы: (дата)-(дата), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необоснованно.
При применении такого порядка исчисления стажа истца следует, что на (дата) специальный стаж работы ФИО1 составил 13 лет 06 месяцев 14 дней, при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8 п.п. 19-21 ч. 30 п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, право на которую возникло после (дата) (требуемый стаж выработан на момент достижения возраста 50 лет -(дата)), то есть только с (дата), при этом решение УПФР (№) от (дата) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа является необоснованным в части исключения спорных периодов, в связи с чем, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды в стаж, признании права на назначение пенсии – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе (№)(№) от (дата) об отказе ФИО1 в досрочном назначении пенсии в части исключения из специального стажа периода работы с (дата) по (дата).
Обязать Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 2 включить в специальный стаж работы ФИО1 период с (дата) по (дата).
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации № 2 о включении в стаж периодов работы с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата), признании права и назначении пенсии с (дата) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Судья Файзуллина И.Г.