ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-496/20 от 28.10.2020 Даниловского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение

изготовлено 28.10.2020 года

Дело №2-496/2020

УИД:76RS0004-01-2020-000495-58

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Даниловский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Бисеровой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Данилове Ярославской области

21 октября 2020 года

гражданское дело по иску ФИО8 к Управлению социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующего детей, назначении выплаты,

установил:

ФИО8 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующего детей, назначении выплаты. В обоснование исковых требований ссылается на то, что решением Управления социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района (далее УСЗНТ) от 21.05.2020 ей было отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей. Право на предоставление указанной выплаты у истца возникло в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ шестого ребенка в семье – ФИО9. Основанием для отказа послужило то, что истцом не был предоставлен полный комплект необходимых для назначения ежемесячной выплаты документов. В дальнейшем в УСЗНТ ей пояснили, что необходимо предоставить документ, подтверждающий наличие регистрации дочери истца на территории Ярославской области, что является обязательным в соответствии с п.2.6 «Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей», утвержденного приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 01.08.2012 № 101-12, принятого на основании Закона Ярославской области от 28.11.2011 №45-з «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей». Действительно, такой документ при обращении в Управление и Департамент труда и социальной поддержки представлен не был по причине, не зависящей от истца. Дочь ФИО1 рождена ДД.ММ.ГГГГ в период временного пребывания у родственников в <адрес>. В этом городе произведена регистрация рождения дочери, выдано свидетельство о рождении. Сразу после рождения дочери истцом были предприняты попытки выехать на автомобильном транспорте к месту постоянного проживания в Даниловский район. Однако из-за эпидемии коронавируса выехать с территории Чеченской республики не представилось возможным, поскольку границы республики были закрыты. Как только карантинные мероприятия были завершены, прибыла к месту постоянного проживания, лично обратилась в УСЗНТ, где ей был прокомментирован отказ в назначении ежемесячной выплаты на шестого ребенка при обращении за ней в мае 2020 года. В мае 2020 года обращалась в УСЗНТ посредством электронной переписки за назначением пособия, также обращалась в Даниловский РОВД с тем, чтобы зарегистрировать дочь на территории Даниловского района, на что ей было предложено явиться в РОВД, однако сделать этого она не могла. Отказ в назначении выплаты на шестого ребенка считает незаконным, поскольку в УСЗНТ обращалась своевременно, часть необходимых документов, в том числе подтверждающий регистрацию дочери на территории Ярославской области, не могла представить по независящим от нее причинам – из-за эпидемии коронавируса. Письменным отказом в назначении выплаты не располагает. Просит признать незаконным решение Управления социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от мая 2020 года об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты при рождении у ФИО8 шестой дочери – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать ответчика установить указанную выплату с ноября 2019 года.

Истец ФИО8 о месте и времени судебного заседания извещена (извещение направлено по месту регистрации истца Ярославская <адрес> конверт возвращен в адрес суда за истечением срока хранения); в исковом заявлении содержится просьба рассмотреть дело в отсутствии истца.

Представитель ответчика управления социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО10 исковые требования не признала. Пояснила, что в мае 2020 года от ФИО8 поступило обращение в электронной форме о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего или последующих детей; данная выплата назначается при наличии постоянного или преимущественного проживания гражданина и ребенка на территории Ярославской области; кроме того, должен подтвержден факт того, что доходы семьи ниже среднедушевого дохода, установленного в Ярославской области; по итогам рассмотрения заявления ФИО8 было принято решение об отказе в назначении выплаты, основанием для отказа послужило то обстоятельство, что ФИО8 не было представлено справок, подтверждающих доход ее семьи, и не было указано, в каких учреждениях управление может запросить соответствующие сведения, при этом с ФИО8 пытались связаться по телефону, разъяснить необходимость предоставления дополнительных сведений; поскольку от ФИО8 не поступило документов, подтверждающих ее доход и доход членов семьи, управление не могло проверить соответствует ли ФИО8 по своему имущественному положению требованиям и имеются ли основания для назначения выплаты. Не предоставление ФИО8 свидетельства о регистрации дочери по месту жительства в Даниловском районе, не могло являться основанием для отказа в назначении выплаты, управление могло само проверить факт регистрации ребенка через органы УФМС. Препятствий для выезда с территории Чеченской Республики у ФИО8 не имелось, поскольку она зарегистрирована по месту жительства в Ярославской области, выезд был запрещен лишь лицам, постоянно проживающим на территории Чеченской Республики. При этом известно, что на территории Ярославской области ФИО8 имеет регистрацию по месту жительства, однако фактически она сама, дети и супруг постоянно проживают на территории Чеченской республики, о чем свидетельствуют представленные ею же справки, в том числе с места работы, учреждений, которые посещают дети; 28.07.2020 ФИО8 повторно обратилась в управление социальной защиты населения, представив свидетельство о регистрации ФИО1 на территории Даниловского района от 27.07.2020, а также весь пакет документов, подтверждающий имущественное положение семьи, в том числе выяснилось, что ФИО8 является инвалидом, получает пенсию по инвалидности, также указала, что супруг трудоустроен и задекларировала его доходы, ранее она этих сведений не представляла; 06.08.2020 принято решение о назначении ФИО8 ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей.

Ответчик департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области о месте и времени судебного заседания извещен, просит рассматривать дело в отсутствии своего представителя, поддерживает позицию, изложенную в ранее представленном отзыве на исковое заявление. В отзыве на исковое заявление указывает, что департамент не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку вопросы назначения (отказа в назначении) ежемесячной денежной выплаты не относятся к полномочиям департамента, соответственно решение об отказе в назначении выплаты ФИО8 не принималось. Дополнительно указывает, что 20.05.2020 в УСЗНТ администрации Даниловского муниципального района через Единым Портал государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты при рождении третьего или последующих детей на дочь ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратилась ФИО8, при обращении заявителем не был представлен документ, подтверждающий постоянное или преимущественное проживание ребенка на территории Ярославской области, а также сведения о доходах. Поскольку заявителем не были представлены документы, необходимые в соответствии с п.2.6 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей, в назначении указанной выплаты на основании п.3.4 Порядка ФИО8 законно и обоснованно отказано.

Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителя ответчика управления социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО10, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.1 ст. 3<2> Закона Ярославской области от 28.11.2011 №45-з «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» ежемесячная денежная выплата в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей производится семьям, среднедушевой доход которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Ярославской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, в размере величины прожиточного минимума для детей.

Частью 4 ст. ст. 3<2> Закона Ярославской области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» определено, что ежемесячная денежная выплата, предусмотренная настоящей статьей, назначается лицам, указанным в части 3 настоящей статьи, при условии наличия у них и ребенка гражданства Российской Федерации и постоянного или преимущественного проживания их и ребенка на территории Ярославской области.

Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная настоящей статьей, назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, предшествующего месяцу подачи заявления о ее назначении, и не ранее месяца, в котором у заявителя возникло и не утрачено право на ее получение, до достижения ребенком возраста трех лет. Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная настоящей статьей, назначается и выплачивается независимо от наличия у ее получателя права на получение иных выплат, связанных с рождением детей (ч.5 ст. 3 <2> Закона Ярославской области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей»).

В соответствии с ч.7 ст. 3<2> Закона Ярославской области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты населения.

В целях реализации ст. 3<2> Закона Ярославской области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» разработан Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей, который утвержден приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 01.08.2012 (далее Порядок).

Пунктом 1.2 Порядка установлено, что ежемесячная денежная выплата производится в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей семьям, среднедушевой доход которых ниже среднедушевых денежных доходов населения Ярославской области (денежных доходов в расчете на душу населения Ярославской области в месяц), при условии наличия у заявителя и ребенка гражданства Российской Федерации и постоянного или преимущественного проживания заявителя и ребенка на территории Ярославской области.

Согласно п.2.4 Порядка заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты с документами, указанными в пункте 2.6 данного раздела Порядка, подается в орган социальной защиты населения по месту жительства заявителя.

Пунктом 2.6 Порядка установлен перечень документов, необходимых для назначения денежной выплаты, в том числе документа, подтверждающего постоянное или преимущественное проживание заявителя и ребенка, на которого назначается ежемесячная денежная выплата, на территории Ярославской области, к которым относятся выписки из паспорта гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области; свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области, выдаваемого органами регистрационного учета, и его копии - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; справки о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области, выдаваемой органами регистрационного учета, - в случае отсутствия штампа о регистрации по месту жительства в паспорте и (или) свидетельства о регистрации по месту жительства, а также сведений о доходах родителей.

В силу 2.11 Порядка учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Согласно ст.2 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

Согласно п.3.3 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, предшествующего месяцу подачи заявления о ее назначении, и не ранее месяца, в котором у заявителя возникло и не утрачено право на ее получение, до достижения ребенком возраста трех лет.

Основания для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей перечислены п.3.4 Порядка, к ним относятся в частности не представление заявителем документов, необходимых в соответствии с пунктом 2.6 раздела 2 Порядка (в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя).

Из материалов дела видно, что ФИО8 является матерью шестерых детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ФИО8 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>

В связи с рождением шестого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., истец 20.05.2020 через Единый Портал государственных и муниципальных услуг обратилась в управление социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района Ярославской области.

Решением от 21.05.2020 в назначении указанной выплаты ФИО8 отказано в соответствии с п. 1.2 раздела 1 и п.3.4 раздела 3 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей. Как следует из текста решения, при проверке представленных ФИО8 документов было выявлено, что у ФИО11 отсутствует регистрация по месту жительства на территории Ярославской области, также ФИО8 не представила сведения о доходах членов семьи: сведения о получении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, сведения о наличии либо отсутствии компенсации стоимости питания в школе и компенсации за присмотр и уход в ДОУ, и не сообщила о необходимости направления в органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в распоряжении которых находятся недостающие документы.

28.07.2020 ФИО8 повторно обратилась в УСЗНТ с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей. Решением от 06.08.2020 указанная выплата назначена с 01.07.2020 по 30.11.2022.

С доводами истца о незаконности решения УСЗНТ администрации Даниловского муниципального района от 21.05.2020 суд не соглашается.

Из содержания пунктов 2.4, 2.6 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей следует, что назначение указанной выплаты носит исключительно заявительный характер. При этом обязанность предоставить документы, подтверждающие право заявителя на получение спорной выплаты, либо указать на необходимость запроса соответствующих сведений в иных органах, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, возложена на заявителя.

В данном случае, судом установлено, что при обращении в УСЗНТ 20.05.2020 обязанность по предоставлению всех необходимых документов, в том числе и отражающих материальное положение семьи, ФИО8 выполнена не была. Неполнота представленных заявителем сведений о доходах сама по себе является препятствием для установления наличия у ФИО8 права на получение выплаты при рождении третьего или последующих детей.

Кроме того, в нарушение требований п.2.6 Порядка ФИО8 не были представлены документы, подтверждающие постоянное или преимущественное проживание ребенка, на которого назначается ежемесячная денежная выплата – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на территории Ярославской области (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области, выдаваемое органами регистрационного учета). По вопросу регистрации области ФИО1 по месту жительства на территории Ярославской в органы УФМС истец ФИО8 обращалась дистанционно 13.05.2020 и 17.05.2020. Как видно из материалов дела, регистрация ФИО1 по месту жительства на территории Даниловского района Ярославской области произведена лишь 27.07.2020. Иных сведений, подтверждающих постоянное либо преимущественное проживание ФИО1. на территории Ярославской области, в материалы дела не представлено. Напротив, согласно свидетельству о рождении ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, и как указывается самим истцом с момента рождения проживает совместно с ней на территории Чеченской Республики. Ссылки о невозможности выехать с территории Чеченской Республики из-за введенных в связи с эпидемией коронавируса мероприятий (закрытие границ Чеченской Республики) несостоятельны и судом отклоняются. Ограничения и карантинные мероприятия с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Чеченской Республики введены с 27.03.2020 в соответствии с Указом Главы Чеченской Республики от 27.03.2020 №66 «О неотложных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Чеченской Республики».

Таким образом, при обращении в УСЗНТ администрации Даниловского муниципального района с заявлением о назначении ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей ФИО8 не были представлены все необходимые документы, перечень которых приведен в п.2.6 Порядка (не подтверждено преимущественное проживание ФИО1. на территории Ярославской области, в полном объеме не представлены сведения о доходах родителей), в связи с чем УСЗНТ администрации Даниловского муниципального района на основании п.3.4 Порядка обоснованно отказано ФИО8 в назначении ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования ФИО8 о признании незаконным решения управления социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от 21.05.2020 об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка, а также назначении указанной выплаты с 27.11.2019, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО8 к Управлению социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующего детей, назначении выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Даниловский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.И. Бисерова