№ 2-496/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2013 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Титовой Г.Б.,
при секретаре Смирновой Е.Н.,
с участием
заявителя ФИО1,
представителя заявителя ФИО2, доверенность <...>5 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица ФИО3, доверенность №ДСЗН-30-13-11 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Собинке Владимирской области заявление ФИО1 о признании действий Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области незаконными и возложении обязанности подготовить проект постановления о присвоении звания «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, просила признать незаконным отказ Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области в присвоении ей звания «Ветеран труда», обязать Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области присвоить ей звание «Ветеран труда». В обоснование требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда». В ответ на обращение Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области решением от ДД.ММ.ГГГГ года отказал ей в присвоении звания. Считает отказ незаконным и необоснованным, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ она работала уполномоченным по переписи населения в Собинском районе. На период выполнения работы с ней был заключен срочный трудовой договор, о чем была сделана запись в трудовой книжке. Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ NN она награждена ведомственным знаком отличия – медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года». Ведомственная медаль вручена ей от имени федерального органа государственной власти. Она награждена ведомственным знаком отличия в установленном порядке, имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, в связи с чем, полагает, что имеются основания для присвоения ей звания «Ветеран труда».
В ходе рассмотрения дела ФИО1 уточнила требования, просила признать незаконным отказ Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области в присвоении ей звания «Ветеран труда», обязать Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области подготовить проект постановления Губернатора Владимирской области о присвоении ей звания «Ветеран труда».
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержала требования, дала пояснения аналогичные изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что с 11ДД.ММ.ГГГГ она работала уполномоченным по переписи населения в Собинском районе. На период выполнения работы с ней был заключен срочный трудовой, это было ее основное место работы. Другого места работы она не имела. Они занимались не только переписью населения, но и делами района, проводили с детьми конкурсы рисунков, к ним приезжало телевидение. Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ NN она награждена ведомственным знаком отличия медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года». На основании п.3 Порядка награждения медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» на основании предоставленных документов руководитель Федеральной службы государственной статистики принимает решение о награждении медалью, которые оформляются приказом Федеральной службы государственной статистики с приложением списков лиц, представленных для награждения. Полагает, что в данном случае действия заинтересованного лица не основаны на законе. Штатное расписание было сформировано, поэтому ее приняли в штат внештатной службы. Это было разовое мероприятие и принимали на работу на 1 год.
Представитель заявителя ФИО2 поддержал требования ФИО1, суду пояснил, что Департамент социальной защиты населения, отказывая ФИО1, исходит из того, что медалью награждаются за всю трудовую деятельность, связывает награждение ведомственной медалью с длительность работы на одном рабочем месте. По его мнению, Департаментом социальной защиты населения дана неверная юридическая оценка обстоятельствам дела. Департамент социальной защиты населения отказал заявителю в присвоении звания, так как она, по мнению заинтересованного лица, не состояла в трудовых отношениях с организацией Росстата, а находилась в гражданско-правовых отношениях, хотя у Департамента социальной защиты населения есть все доказательства, имеется срочный трудовой договор, запись в трудовой книжке, функции, которые выполняла ФИО1, мнение руководства Росстата. Имеется приказ №81 от 04.02.2010 года «Об основных методологических и организационных положениях Всероссийской переписи населения 2010 года». Согласно положениям этого приказа была организована внештатная служба, так как нет специальной службы по переписи населения на постоянной основе. Перепись населения проводится не каждый год, эти лица принимаются на временную работу, но для них эта работа является основной. В этом приказе указана и другая категория лиц, которая не относится к штату внештатной службы и не может быть награждена медалями. Внештатная служба не может находиться в штате постоянных работников организации. На уровне района, города привлекаются специалисты внештатных служб. С лицами, привлекаемыми к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению итогов, заключались как срочный трудовой договор – со специалистами внештатных служб Росстата, с уполномоченными по вопросам переписи населения в районе, городе, так и гражданско-правовой договор (договор подряда) – с заведующими переписными участками, инструкторами, переписчиками, регистраторами, работниками для подготовки переписных листов к автоматизированной обработке, специалистами для автоматизированной обработке материалов переписи населения. ФИО1 относится к первой категории, с ней был заключен срочный трудовой договор. ФИО1 поступила на постоянное место работы и была штатным работником внештатной службы, в которой предусмотрено штатное расписание, и штат которой был утвержден в 2009 году. Она имела единственное место работы. Условия оплаты труда или выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, определяются в соответствии с нормативным правовым актом, принятым Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России. В этом пункте приказа юридически обозначена суть правоотношений между организацией и субъектом. Это внештатная служба, которая формируется из определенного количества людей, на которых выделяются федеральные бюджетные денежные средства. У ФИО1 была штатная должность внештатного подразделения. После прекращения работы она встала на биржу труда, где этот период вошел в стаж работы. Работа на внештатной основе – это по отношению к финансово-бюджетной структуре, взаимоотношениям в самой структуре. Это были штатные работники с полномочиями и льготами. В Условиях проведения Всероссийской переписи населения перечислены должности и указана ежемесячная оплата труда, это временная структура Росстата. Медаль ФИО1 вручена в связи с трудовыми отношениями. Внештатная служба не влияет на юридическую оценку, это трудовые отношения, ФИО1 выполняла эту трудовую деятельность на основании срочного трудового договора.
Представитель заинтересованного лица - Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области, ФИО3, возражала против удовлетворения требований ФИО1, пояснила, что они не оспаривают присвоение ФИО1 ведомственного знака отличия, но считают, что этот ведомственный знак должен присваиваться в труде. Согласно договору, ФИО1 была принята во внештатную службу по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года в Собинском районе на должность уполномоченного по вопросам переписи с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку определяющее значение для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда в рамках трудовых правоотношений, возникших между работником и работодателем на основании трудового договора и по должности, предусмотренной штатным расписанием, необходимо сделать вывод о том, что медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» не является для ФИО1 ведомственным знаком отличия в труде. Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством. По современному экономическому словарю штат – это постоянный состав сотрудников, работников учреждения, организации, фирмы, предприятия. Работники внештатные – это лица, выполняющие, как правило, разовую работу для предприятия, учреждения без их зачисления в штатный постоянный состав. ФИО1 не работала в Росстате. Она была внештатным работником, срок ее работы не может быть продолжительным. Если бы ФИО1 была штатным сотрудником Росстата и получила указанный ведомственный знак отличия, то звание «Ветеран труда» ей бы присвоили, так как общий стаж работы, необходимый для присвоения звания, у нее имеется.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Статьей 1 Закона определены категории ветеранов, а статьей 7 установлены критерии отнесения граждан к категории «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 4 ст. 7 Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом во Владимирской области является «Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное Постановлением Губернатора Владимирской области от 18.05.2006 №370.
В соответствии с пп. «а» п. 1 Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Указанные лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», в соответствии с п. п. 3, 4 Положения подают в государственное казенное учреждение социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения, подтверждающие: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Отсутствие указанных документов является основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" (п. 8 Положения).
Исходя из содержания Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» и вышеуказанного Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина путем награждения ведомственными знаками отличия. Заслуги, которые не охватываются предусмотренными законом критериями, основаниями для присвоения звания «Ветеран труда» не являются.
Из материалов дела следует, что ФИО1 претендует на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что не оспаривается, при этом награждена ведомственным знаком отличия - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года». В подтверждение суду представлены трудовая книжка /л.д.15-28/, выписка из приказа Федеральной службы Государственной статистики №246 от 14.05.2012 года, согласно которой ФИО1 награждена ведомственным знаком отличия – медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», как лицо, принимавшее активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года во Владимирской области /л.д.12/, а также удостоверение NN /л.д.13/. ФИО1 обратилась в Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», на что получила отказ, что подтверждается ответом на обращение №NN от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» награждался и временный переписной персонал, но не за продолжительный добросовестный труд в органах статистики и за заслуги, и достижения в нем, а за иной вклад гражданина в социально-общественную сферу /л.д.14/.
Как следует из Приказа Росстата от 08.10.2010 № 345 "Об учреждении знака отличия - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», данная медаль действительно является ведомственным знаком отличия, вместе с тем, согласно п. 2 Положения о медали, утвержденного указанным Приказом, медалью награждаются не только работники системы Федеральной службы государственной статистики, но и работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, и лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов.
Из содержания и смысла п. 2 Положения о медали следует, что ею награждаются не только за трудовой вклад, но и за активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Учитывая положения статей 1, 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», суд приходит к выводу о том, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет факт признания особых трудовых заслуг гражданина, критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а лишь знак, отмечающий особые заслуги гражданина при продолжительном добросовестном труде.
Заявитель и ее представитель ссылаются на то, что она состояла в трудовых отношениях с Росстатом.
ФИО1 выполняла работу по должности уполномоченный по вопросам переписи в соответствии со срочным трудовым договором NN, заключенным ДД.ММ.ГГГГ с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области /л.д.9-11/, о чем имеется запись в ее трудовой книжке – запись NN/л.д.28/. Вместе с тем, п.1.2 указанного договора определяет ее место работы как внештатная служба по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года в Собинском районе, запись NN в трудовой книжке ФИО1 также содержит указание на внештатную службу, что не позволяет согласиться с доводами заявителя и признать ее отношения с организацией Федеральной службы государственной статистики (Росстат) трудовыми, поскольку положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путем заключения трудовых договоров, и как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы, прописанных в трудовом договоре (ст.15 ТК РФ). Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права.
Таким образом, труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации, учреждении и т.д.).
Из системного толкования вышеприведенных нормативных актов следует, что медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия в труде и являться одним из оснований для присвоения звания «Ветеран труда» лишь работникам, которые в период проведения переписи населения состояли на штатной должности в органах статистики, участвуя в переписи населения в рамках выполнения трудовых функций.
Доводы представителя заявителя о том, что ФИО1 выполняла трудовую деятельность на основании срочного трудового договора, о чем имеется запись в трудовой книжке, ей вручена медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», в связи с чем, ей должно быть присвоено звание «Ветеран труда», основано на неверном толковании норм права, поскольку необходимым условием для присвоения гражданину звания «Ветеран труда» является многолетний и добросовестный труд на основе трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ, послуживший основанием для награждения, а не выполнение кратковременных работ в штате внештатной службы, период которых, в данном случае, определен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2009 № 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» с 14 по 25 октября 2010 года.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что для ФИО1 медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» не является ведомственным знаком отличия в труде, а является просто ведомственным знаком отличия.
Различия в оценке прав, возникающих при награждении указанной медалью штатных сотрудников органов статистики, выполнявших на протяжении длительного времени в рамках своих трудовых обязанностей задачи, возложенные на органы статистики ст. 5 Федерального закона от 25.01.2002 № 8-ФЗ и лиц, привлеченных на непродолжительный срок в качестве уполномоченных по вопросам переписи, не может расцениваться как нарушение Конституционного права равенства, поскольку имеют место существенные различия в сложности и продолжительности выполнения поставленных перед указанными лицами задач и правовом регулировании их труда.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2009 № 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» объявлено о проведении с 14 по 25 октября 2010 г. Всероссийской переписи населения. Федеральная служба государственной статистики определена ответственной за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, ее методологическое и финансовое обеспечение.
Из содержания Постановления Правительства РФ следует, что Федеральная служба государственной статистики выполняет возложенные на нее функции с момента вступления Постановления в силу до официального опубликования итогов переписи в 4-м квартале 2013 года, а также в дальнейшем осуществляет хранение документов.
Сотрудники Федеральной службы государственной статистики на протяжении нескольких лет, на профессиональной основе исполняя свои трудовые обязанности, реализуют задачи, поставленные при проведении Всероссийской переписи населения 2010 года.
Правоотношения ФИО1 с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, как указано выше, нельзя признать трудовыми. Ведомственные нормативные акты Федеральной службы государственной статистики (Росстата) об организации работы внештатных служб по Всероссийской переписи населения 2010 года, в том числе утверждение штатного расписания внештатной службы, на которые ссылается представитель заявителя, не изменяют юридической природы этих правоотношений.
Таким образом, законные основания признания медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», полученной ФИО1, ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на получение звания «Ветеран труда», отсутствуют.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с п. 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 18.05.2006 № 370, звание «Ветеран труда» присваивается гражданам постановлением Губернатора области. Департамент социальной защиты населения в соответствии с п. 8 Положения наделен полномочиями подготовить проект постановления о присвоении звания «Ветеран труда» либо уведомление об отказе в присвоении этого звания.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суд действия (бездействие) или решение государственного органа, должностного лица, которым, по мнению заявителя, нарушаются его права.
Как установлено выше, законные основания для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда» отсутствуют. В соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 18.05.2006 № 370 Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области является уполномоченным органом по рассмотрению заявлений граждан о присвоении им звания «Ветеран труда» и вправе принять решение об отказе в присвоении указанного звания ввиду отсутствия необходимых документов, путем уведомления заявителя об отказе в присвоении этого звания.
Таким образом, оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом права и свободы заявителя не были нарушены.
В силу ст. 258 ГПК РФ указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании действий Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области незаконными и возложении обязанности подготовить проект постановления Губернатора Владимирской области о присвоении ей звания «Ветеран труда» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья подпись /Г.Б. Титова/