РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2016 года г. Белев Тульской области
Белевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Кунгурцевой Т.И.
при ведении протокола секретарем Афониной Н.Н., Коневой Н.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Белевского района Тульской области Гавриковой Н.Н.,
представителя ответчика администрации МО Белевский район по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2 - 9/2016 по исковому заявлению прокурора Белевского района в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации муниципального образования Белевский район о возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
установил:
прокурор Белевского района Тульской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее - МО) Белевский район в интересах МО Белевский район. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Белевского района проведена проверка исполнения администрацией МО Белевский район законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как показала проверка, администрацией муниципального образования Белевский район до настоящего времени не разработана в установленном порядке муниципальная целевая программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности МО Белевский район на 2015 – 2020 годы.
Данные факты свидетельствуют о нарушении ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Неисполнение администрацией МО Белевский район установленной законом обязанности по разработке мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности нарушает основные принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: эффективного и рационального использования энергетических ресурсов; поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно – технологических, экологических и социальных условий, что не отвечает целям и задачам Федерального закона № 261 – ФЗ и является недопустимым.
Исковое заявление подано в интересах муниципального образования Белевский район в целях создания экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем сокращения затрат на энергосбережениесостем коммунальной инфраструктуры в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и муниципальных предприятиях, а равно выявление бесхозяйных объектов недвижимого и муниципального имущества используемого для передачи энергетических ресурсов, а следовательно обеспечения их надлежащего содержания и безопасного функционирования.
На основании изложенного просил обязать администрацию МО Белевский район разработать и принять муниципальную программу в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
30.12.2015 года прокурор Белевского района Тульской области уточнил заявленные требования и просил обязать администрацию МО Белевский район разработать и принять муниципальную программу в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2016 – 2020 годы в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Белевского района Тульской области Гаврикова Н.Н. уточненные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, считая законными и обоснованными.
Представитель ответчика администрации МО Белевский район по доверенности ФИО1 в судебном заседании не возражала в удовлетворении уточненных требований, при этом просила увеличить срок для разработки и принятия муниципальной программы до четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Белевского района Тульской области Гавриковой Н.И., представителя администрации МО Белевский район ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ). Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу п. 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на утверждение и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; 5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что предусмотрено пунктом 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ регламентировано, что муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений).
В силу части 3 указанной статьи Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны 1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; 2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; 3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется органом местного самоуправления.
Во исполнение требований части 2 стать 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 установлены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Пунктом 1 Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» предусмотрено, что региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - программы) должны содержать: перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно приложению N 1;перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложению N 2.
Согласно пункту 5 вышеуказанного Постановления планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации программ.
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматриваемые в программах, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения.
При расчете значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сопоставимых условиях должно учитываться в том числе изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности населения субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Приложением 1 к вышеназванному Постановлению установлен перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который включает в себя общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с их перечислением; целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (с соответствующим перечислением): целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе (с соответствующим перечислением);целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде (с соответствующим перечислением);целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры (с соответствующим перечислением); целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе (с соответствующим перечислением); иные целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, определенные органом местного самоуправления при разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Приложением № 2 к постановлению Правительства установлен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), подлежащие проведению на протяжении срока реализации муниципальной программы, начиная с 2014 года.
Из объективных материалов дела установлено, что администрация МО Белевский район является исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления МО Белевский район. Администрация осуществляет исполнительно – распорядительные функции по решению всех вопросов местного значения, предусмотренных федеральным и областным законодательством, а также уставом, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов местного самоуправления муниципального образования Белевский район, а также может осуществлять отдельные государственные полномочия в порядке и на условиях, определенных федеральным и областным законодательством(п.п. 1.1., 3.1. Решения № 33/103 от 29.11.2007 года «О положении об администрации МО Белевский район» (л.д.9, 10-20).
По результатам проведенной прокуратурой Белевского района проверки исполнения администрацией МО Белевский район законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности было установлено нарушение п. 8.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Было выявлено, что муниципальная программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального образования Белевский район на 2015 – 2020 годы находится в стадии разработки, в бюджете муниципального образования на 2014 год средства на реализацию мероприятий в области энергосбережения и энергетической эффективности не были запланированы, о чем исх. № 1724 от 02.04.2015 года из администрации МО Белевский район поступила информация (л.д.26).
Прокурором Белевского района 10.04.2015 года в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности (л.д. 21-23).
21.05.2015 года исх. № администрация МО Белевский район сообщила прокурору Белевского района, что в настоящее время разрабатывается программа «Энергосбережение». В ней будут включены мероприятия по энергетическому обследованию многоквартирных домов, помещения, которые составляют муниципальный жилищный фонд(л.д.27); 30.06.2015 года исх. № – о рассмотрении представления от 10.04.2015 года и принятых мерах(л.д.24).
23.12.2015 года исх. № администрация МО Белевский район сообщила прокурору Белевского района, что разрабатывается муниципальная программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2016 – 2018 годов(л.д.36).
Согласно представленных в суд представителем администрации МО Белевский район копии постановления № 520 от 30.07.2010 года «Об утверждении «Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального образования Белевский район на 2011 – 2015 годы» и копии постановления № 191 от 18.02.2014 года «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Белевский район от 30.07.2010 года № 520 «Об утверждении «Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального образования Белевский район на 2011 – 2015 годы» (л.д. 37-45) ответчиком была утверждена «Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального образования Белевский район на 2011 – 2015 годы», в которую постановлением от 18.02.2014 года внесены изменения. Указанные документы не оспорены, сведений об их отмене не имеется.
Судом установлено, что муниципальная программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности администрацией МО Белевский район на 2016 – 2020 годы не принята, что никем не оспаривается.
Отсутствие муниципальной программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2016 – 2020 годы нарушает основные принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: эффективного и рационального использования энергетических ресурсов; поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно – технологических, экологических и социальных условий.
Таким образом, исковые требования прокурора в интересах МО Белевский район основаны на нормах действующего законодательства, являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Учитывая, что муниципальная программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности администрацией МО Белевский район на 2016 – 2020 годы не разработана и отдел сотрудников ЖКХ администрации обновлен, то суд считает, что срока трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу будет достаточно для принятия указанной программы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Белевского района Тульской области, с учетом уточнений, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Белевский район разработать и принять муниципальную программу в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2016 – 2020 годы в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Т.И.Кунгурцева
Мотивированное решение изготовлено 14 января 2016 года.