ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-496/2017 от 02.05.2017 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело №2-496/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 мая 2017 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.А., при секретаре Устинове А.М., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО4 о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ИП ФИО4 о защите прав потребителей, по тем основаниям, что (дата обезличена) он в магазине ответчика «Запчасти для иномарок и полуприцепов», расположенном по адресу: (адрес обезличен), купил автомобильный компрессор (данные обезличены), стоимостью (номер обезличен) руб., что подтверждается товарным чеком №(номер обезличен) от (дата обезличена).

Однако, позже выяснилось, что товарный чек оформлен на гражданина ФИО6, истцу не знакомого, данную информацию на месте истец не проверил. Также позже выяснилось, что гарантийный талон на товар истцу также забыли выдать, информацию о гарантийных сроках продавец не представил. При покупке с истцом присутствовал свидетель ФИО7, который может подтвердить факт покупки товара.

Через месяц после установки и эксплуатации компрессора был выявлен дефект, а именно вышел из строя (заклинил).

(дата обезличена) истец предъявил ответчику претензию с требованием вернуть уплаченные за товар денежные средства.

(дата обезличена) от ответчика пришел ответ на претензию, датированный (дата обезличена), письмо отправлено (дата обезличена), где истцу было отказано в возврате денежных средств по причине отсутствия документов, подтверждающих установку компрессора сертифицированным сервисным центром, а также документов, подтверждающих сертификацию данного центра на право лицензионной установки оборудования фирмы (данные обезличены), выданных заводом-изготовителем.

Информация о том, что истец должен устанавливать компрессор именно в специализированном сервисном центре, а также то, что в случае его установки самостоятельно, товар автоматически снимается с гарантии, продавцом до сведения истца не была доведена, подпись свою он нигде не ставил, что ознакомлен с данной информацией. Гарантийный талон на товар истцу не был передан, с данной информацией ознакомиться он не мог, поэтому компрессор на автомобиль установил самостоятельно. Считает, что так как ему не были переданы документы к товару, паспорт на изделие, гарантийный талон, возможно данный компрессор был в эксплуатации, но при покупке, до него так же данная информация не была доведена.

Тем самым продавец нарушил ст.10,12 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с вышеперечисленным, истец требует расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные за товар денежные средства.

До настоящего момента требование о возврате денежных средств за товар, в котором неоднократно проявлялся недостаток, не удовлетворено.

В своем исковом заявлении ФИО1 просит:

1. Расторгнуть договор купли-продажи автомобильного компрессора (данные обезличены), заключенный между истцом и ответчиком – ИП ФИО4 и взыскать с ответчика в свою пользу уплаченную за товар денежную сумму в размере (номер обезличен) руб.

2. Взыскать с ответчика в соответствии со ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей» неустойку в размере (номер обезличен)% от стоимости товара за каждый день просрочки, начиная с (дата обезличена) по день вынесения судебного решения, которая на момент подачи иска в суд составляет (номер обезличен)

3. Взыскать с ответчика за моральный вред, причиненный истцу его незаконными действиями, денежную сумму в размере (номер обезличен) рублей в соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

4. Взыскать с ответчика в свою пользу штраф в размере (номер обезличен)% от суммы, взысканной в его пользу.

В судебном заседании ФИО1 свои исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с доводами искового заявления, в т.ч. пояснил, что до него надлежащим образом не была доведена информация том, что компрессор надо устанавливать только в специализированном сервисном центре. Доказательств, подтверждающих доведения данной информации не имеется. Заключение судебной экспертизы просил не принимать во внимание, поскольку о проведении экспертизы он не был извещен.

Представитель ответчика ФИО2 просила в иске отказать, пояснила, что истцу при покупке была предоставлена инструкция и памятка о правилах установки компрессора, гарантийный талон, которые находятся в стандартной комплектовочной упаковке, в которых указано, что установку компрессора следует проводить в специализированных сервисных центрах. Данные сведения были доведены до истца. Поскольку компрессор был установлен истцом самостоятельно, гарантийные обязательства были прекращены. Также заключением судебной экспертизы подтверждено, что поломка носит эксплуатационный характер.

Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со ст.15 Гражданского Кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст.469 Гражданского Кодекса РФ, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

В соответствии с ч.1 ст.476 Гражданского Кодекса РФ, продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

В соответствии со ст.4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В соответствии со ст.8 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

В соответствии со ст.12 Закона РФ "О защите прав потребителей", если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

В соответствии со ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей", за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии со ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей", Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Как установлено судом, (дата обезличена) истец в магазине ответчика ИП ФИО4 «Запчасти для иномарок и полуприцепов», расположенном по адресу: (адрес обезличен), приобрел автомобильный компрессор (данные обезличены), стоимостью (номер обезличен) руб., что подтверждается товарным чеком (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.7), что стороной ответчика не оспаривается.

В своем исковом заявлении истец указывает, что гарантийный талон на товар истцу не выдали, информацию о гарантийных сроках продавец не представил. Через месяц после установки и эксплуатации компрессора был выявлен дефект, а именно вышел из строя (заклинил).

(дата обезличена) истец предъявил ответчику претензию с требованием вернуть уплаченные за товар денежные средства (л.д.5-6).

Как следует из ответа на претензию (л.д.8), датированного (дата обезличена), истцу было отказано в возврате денежных средств по причине отсутствия документов, подтверждающих установку компрессора сертифицированным сервисным центром, а также документов, подтверждающих сертификацию данного центра на право лицензионной установки оборудования фирмы (данные обезличены), выданных заводом-изготовителем.

Данный ответ, как указывает истец, был получен им (дата обезличена), само письмо отправлено (дата обезличена).

Представитель ответчика, возражая против заявленных требований, предоставил в материалы дела инструкцию по установке воздушного компрессора (л.д.16-23), в которой указано, что в случае обращения по гарантийному несоответствию качества или работоспособности продукции, выявленные в процессе установки или гарантийного срока эксплуатации, клиент обязан предоставить документы, подтверждающие факт установки изделия на сервисной станции, сертифицированной для данного вида выполняемых работ, на которой данное изделие было установлено. В случае выявленного несоответствия в предъявляемом изделии производитель не несет гарантийной ответственности по нему.

Ответчиком представлены в материалы дела договор поставки продукции (л.д.33-38), передаточные документы (л.д.39,40), условия гарантии на продукцию (л.д.42-47), инструкция по установке (л.д.48-49), при этом указал, что инструкция по установке и гарантийный талон находятся в стандартной комплектной упаковке.

Определением суда по ходатайству представителя ответчика была назначена судебная товароведческая экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ИП ФИО3, на разрешение эксперта были поставлены вопросы:

1. Какова непосредственно техническая причина отказа компрессора (данные обезличены)

2. Каков с технической точки зрения характер неисправности компрессора (данные обезличены) (производственный, связан с ненадлежащим техническим обслуживанием транспортного средства, эксплуатационный, иной)?

В распоряжение экспертов были предоставлены материалы гражданского дела, истца обязали предоставить на исследование эксперту компрессор (данные обезличены)

Согласно выводов эксперта (л.д.63-76):

1. по результатам проведенного исследования с технической точки зрения непосредственной причиной отказа компрессора (данные обезличены) является гидравлический удар вследствие попадания жидкости в первый цилиндр.

2. с технической точки зрения характер неисправности компрессора (данные обезличены) является эксплуатационным.

У суда нет оснований не доверять выводам судебного эксперта, поскольку они последовательны, сделаны специалистом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, эксперт в предусмотренном законом порядке был предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения либо за дачу заведомо ложного заключения, кроме того, какой-либо прямой, личной или косвенной заинтересованности судебного эксперта в исходе дела в ходе судебного разбирательства не установлено.

Оценивая исследованные доказательства, показания сторон, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований к ИП ФИО4 о расторжении договора купли-продажи автомобильного компрессора от (дата обезличена) и взыскании оплаченной за товар суммы (номер обезличен) руб., поскольку судом установлено, что поломка компрессора носит эксплуатационный характер, при этом установка компрессора проводилась истцом самостоятельно, на что гарантийные обязательства производителя не распространяются.

При этом суд принимает во внимание, что к компрессору прилагается инструкция по установке и условия гарантии на продукцию, которые находятся в стандартной комплектной упаковке, которые были переданы истцу при покупке товара.

Доводы истца о том, что ответчиком не представлено доказательств о доведении указанной информации до истца, суд находит не обоснованными, поскольку инструкция по установке и условия гарантии на продукцию, находятся в стандартной комплектной упаковке, которые были переданы истцу при покупке товара.

В связи с установленными обстоятельствами в удовлетворении заявленных требований к ИП ФИО4 о расторжении договора купли-продажи автомобильного компрессора от (дата обезличена), взыскании оплаченной за товар суммы (номер обезличен) руб., ФИО1 следует отказать.

Поскольку требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, вытекают из требований о расторжении договора и возврате денежных средств, в удовлетворении данных требований истцу также следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к индивидуальному предпринимателю ФИО4 о расторжении договора купли-продажи автомобильного компрессора от (дата обезличена), взыскании оплаченной за товар суммы (номер обезличен) руб., взыскании неустойки в размере (номер обезличен) руб., компенсации морального вреда в размере (номер обезличен) руб., штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.

Судья Выборнов Д.А.