дело № 2-4971/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2014 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края под председательством
судьи Лихомана В.П.,
при секретаре Пархоменко Р.К.,
с участием
представителя истца, помощника прокурора
<адрес> прокуратуры К.А.В.
ответчика Г.М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении <адрес> городского суда гражданское дело № по иску прокурора <адрес> прокуратуры <адрес>, предъявленному в защиту интересов неопределенного круга лиц к Г.М.А. о признании действий незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Согласно доводам истца, <адрес> прокуратурой <адрес> совместно с <адрес> ИФНС России № по <адрес> по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка в целях выявления фактов использования индивидуальными предпринимателями платежных терминалов, не оборудованных контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью и контрольной лентой.
В помещении магазина <данные изъяты>, расположенного на перроне железнодорожного вокзала в <адрес>, индивидуальный предприниматель Г.М.А. (ИНН №) установил принадлежащий ему платежный терминал №, который не работает в фискальном режиме, что подтверждается актом межрайонной ИФНС № от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому платежный терминал не оборудован ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной), при этом терминал не выдавал платежного чека о приеме платежа.
Согласно п.п. 3 и 6 ст. 2 Федерального закона от 03 марта 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, субагент; платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
Из названных правовых норм следует, что индивидуальный предприниматель Г.М.А. является платежным агентом.
В соответствии с п. 12 ст. 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы; фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна:
- быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
- быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;
- обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;
- эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.
Кроме того ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ, после 01 мая 2010 года установлен запрет на прием платежей без применения контрольно-кассовой техники.
Отсутствие контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала не позволяет налоговому органу провести проверку полноты учета выручки, которая подтверждается только фискальным отчетом, что нарушает права Российской Федерации в сфере точного и единообразного исполнения требований федерального законодательства.
Выявленные нарушения в действиях индивидуального предпринимателя Г.М.А. недопустимы также ввиду того, что законодательство регулирует общественные отношения в сфере торговли и финансов, устанавливает правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), направлено на обеспечение фискальных интересов государства и контроля за осуществлением наличных денежных расчетов.
Таким образом, предоставляемая услуга по приему платежей нарушает права потребителей, ввиду предоставления им услуг, несоответствующим требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту нарушенных конституционных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По изложенным основаниям <адрес> прокурор в исковом заявлении, а также его помощник в судебном заседании, просили суд признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Г.М.А. по приему платежей посредствам платежного терминала, установленного в помещении магазина <данные изъяты>, расположенного на перроне железнодорожного вокзала в <адрес>, и не оборудованного контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью и лентой; обязать ответчика оборудовать платежный терминал, установленный по указанному адресу, контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью и электронной контрольной лентой защищенной, а также обязать ответчика оборудовать иные платежные терминалы, используемые им, контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью и электронной контрольной лентой защищенной.
В судебном заседании ответчик Г.М.А. не возражал против заявленных прокурором исковых требований, при этом пояснил, что не имеет, кроме указанного, иных платежных терминалов.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица <адрес> ИФНС России № по <адрес>.
Заслушав объяснения представителя истца и ответчика, оценив представленные доказательства в соответствии ос ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п.п. 3 и 6 ст. 2 Федерального закона от 03 марта 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, субагент; платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
В соответствии с п. 12 ст. 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы; фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна:
- быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
- быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;
- обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;
- эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.
Частью 3 ст. 8 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ, после 01 мая 2010 года установлен запрет на прием платежей без применения контрольно-кассовой техники.
Отсутствие контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала не позволяет налоговому органу провести проверку полноты учета выручки, которая подтверждается только фискальным отчетом, что нарушает права Российской Федерации в сфере точного и единообразного исполнения требований федерального законодательства.
Согласно надлежащим письменным доказательствам, платежным агентом - индивидуальным предпринимателем Г.М.А. допущены нарушения требований Федерального закона от 03 марта 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» при использовании в своей деятельности платежного терминала, размещенного в помещении магазина <данные изъяты>, расположенного на перроне железнодорожного вокзала в <адрес>, в котором отсутствовала контрольно-кассовая техника с фискальной памятью и лентой.
Указанные нарушение выявлено в ходе проверки, проведенной работниками <адрес> прокуратуры <адрес> совместно с работниками <адрес> ИФНС России № по <адрес>.
Предоставляемая ответчиком услуга по приему платежей через платежный терминал в отсутствие контрольно-кассовой техники с фискальной памятью и лентой нарушает права потребителей, так как не соответствует перечисленным выше требованиям действующего законодательства.
В условиях состязательности гражданского процесса ответчиком не представлено доказательств законности его действий по приему посредствам платежного терминала платежей без применения контрольно-кассовой техники с фискальной памятью и электронной контрольной лентой защищенной по указанному адресу, притом, что истцом доказаны те обстоятельства, на которые он ссылался как на основания своих требований в приведенной части.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства использования ответчика в своей деятельности иных платежных терминалов в отсутствие контрольно-кассовой техники с фискальной памятью и электронной контрольной лентой защищенной, кроме указанного выше.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 167, 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> прокуратуры <адрес>, предъявленный в защиту интересов неопределенного круга лиц к Г.М.А. о признании действий незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Г.М.А. по приему платежей посредствам платежного терминала, не оборудованного контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью и электронной контрольной лентой защищенной, установленного в помещении магазина <данные изъяты>, расположенного на перроне железнодорожного вокзала в <адрес>.
Обязать индивидуального предпринимателя Г.М.А. оборудовать платежный терминал, установленный в помещении магазина <данные изъяты>, расположенного на перроне железнодорожного вокзала в <адрес>, контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью и электронной контрольной лентой защищенной.
Отказать в удовлетворении требования прокурора <данные изъяты> прокуратуры <адрес> к Г.М.А. о возложении на ответчика обязанности по оборудованию иных платежных терминалов, используемых им, контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью и электронной контрольной лентой защищенной.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.П. Лихоман