ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4972/2014 от 31.07.2014 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

     Дело № 2-4972/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 31 июля 2014 года                                                                                     город Архангельск

 Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

 председательствующего судьи Глебовой М.А.,

 при секретаре Кокориной Т.В.,

 рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в городе Архангельске гражданское дело по иску прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Архангельской области, Министерству культуры Архангельской области, государственному бюджетному учреждению Архангельской области «Архангельская областная ветеринарная лаборатория» об обязании разработать проект реставрации и провести мероприятия по реставрации здания объекта культурного наследия «Дом полковника <адрес>»,

 у с т а н о в и л:

 прокурор города Архангельска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Архангельской области, Министерству культуры Архангельской области, государственному бюджетному учреждению Архангельской области «Архангельская областная ветеринарная лаборатория» об обязании разработать проект реставрации и провести мероприятия по реставрации здания объекта культурного наследия «Дом полковника <адрес>».

 В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на охрану объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что в пределах города Архангельска расположен «Дом полковника <адрес>», являющееся объектом культурного наследия регионального значения архитектуры города Архангельска. Здание передано в оперативное управление ГБУ АО «Архангельская областная ветеринарная лаборатория». Решением Арбитражного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. на ГБУ АО «Архангельская областная ветеринарная лаборатория» возложена обязанность заключить охранное обязательство на объект культурного наследия «Дом полковника <адрес>», однако до настоящего времени такое обязательство не заключено. Вследствие невыполнение мероприятий по текущему содержанию и ремонту здания в настоящее время его строительные конструкции, деревянные перекрытия, крыша и кровля находятся в ограниченно-работоспособном состоянии, общее техническое состояние здания признано аварийным. Прокурор просит обязать ответчиков разработать проект реставрации здания объекта культурного наследия по адресу: г. Архангельск, <адрес> - «Дом полковника <адрес>» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по реставрации здания объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 В судебном заседании помощник прокурора города Архангельска Савина М.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме.

 Представитель Правительства Архангельской области ФИО1 не согласилась с исковыми требованиями, указав, что Правительство Архангельской области не является надлежащим ответчиком, как исполнительный орган государственной власти Архангельской области определяет органы со специальной компетенцией, осуществляющие полномочия регионального органа охраны объектов культурного наследия. В настоящее время определено два исполнительных органа государственной власти в сфере сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Архангельской области, к которым относятся министерство промышленности и строительства Архангельской области, осуществляющее функции по сохранению объектов культурного наследия, выполнению работа по ремонту таких объектов. Кроме того, еще одним исполнительным органом является министерство культуры Архангельской области, выдающие задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения. <адрес> не является региональным органом охраны объектов культурного наследия. Отметила наличие постановления № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Архангельской области «ФИО2 (2013-2020 годы)», одним из мероприятий которой является проектные, реставрационные работы в отношении объекта «Дом полковника <адрес>», в связи с чем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года выделены бюджетные средства. Обратила внимание на необходимость привлечения к выполнению проектных и ремонтных работ лиц, имеющих соответствующие лицензии. Указала на невозможность выполнения таких работ в срок до окончания ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку проведение реставрационных работ, составление проекта требует значительного времени, может быть осуществлено в пределах более указанного срока прокурором. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

 Представитель ответчика министерства культуры Архангельской области ФИО3 в предыдущем судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, указывая, что министерство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в полномочия министерства отнесена охрана объекта культурного наследия, ремонт такого объекта осуществляется министерством строительства и промышленности области, работы выполняются специализированной организацией, получающей бюджетное финансирование. Длительность работ по составлению проекта и ремонту предполагает срок, более указанного прокурором, в который выполнить трудоемкий процесс невозможно, в частности, два года необходимо на составление проекта и не менее трех лет на осуществление ремонтно-реставрационных работ. Обратил внимание на то, что объект «Дом полковника <адрес>» включен к перечень объектов регионального значения, для восстановления которого предусмотрены бюджетные средства. Срок программы в период с ДД.ММ.ГГГГ. По ДД.ММ.ГГГГ г. Недостаточен для выполнения всех видов работ, однако при осуществлении отдельных видов работ, объект будет включен в дальнейшие программы для окончания начатых трудоемких работ.

 Представитель ответчика ГБУ Архангельской области «Архангельская областная ветеринарная лаборатория» ФИО4 в судебном заседании указала, что до настоящего времени охранное обязательство не подписано, возглавляемая ею лаборатория не может располагаться в здании, отнесенном к объекту культурного наследия. Здание находится в ненадлежащем состоянии, регулярно подтопляется водой. Она неоднократно обращалась с требованиями осуществить ремонт, переместить лабораторию в иное помещение. В настоящее время осуществлен визуальный осмотр здания, после которого должен быть произведен детальный осмотр здания, для осуществления которого требуются финансовые затраты. Смета для детального осмотра составлена.

 Привлеченные к участию в деле определением суда третьи лица по делу министерство промышленности и строительства Архангельской области государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства» в судебное заседание представителей не направили. Представитель министерства промышленности и строительства Архангельской области направил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя третьего лица. Указал, что министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим, в том числе, функции в сфере сохранения объектов культурного наследия Архангельской области, к которым отнесено и здание, расположенное по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Данное здание включено в региональную программу, согласно которой с ДД.ММ.ГГГГ года будет осуществляться организация проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных, противоаварийных, ремонтно-реставрационных работ, государственной экспертизы проектной документации и государственной историко-культурной экспертизы проектной документации объекта культурного наследия. Исполнителем данной программы является министерство промышленности и строительства Архангельской области, перечисляющее денежные средства ГКУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства».

 С согласия участвующих в судебном заседании лиц, дело рассмотрено судом при данной явке.

 Заслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Как предусмотрено статьей 45 ГПК РФ, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 прокурор наделен правом обращения с заявлениями в суд, если этого требует защита неопределенного круга лиц.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 Преамбулой к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Закон) установлено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

 Законом регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

 В соответствии со ст. 3 указанного закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

 Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на виды, включая памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

 Из содержания статьи 4 указанного Закона следует, что объекты культурного наследия федерального значения обладают историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеют особое значение для истории и культуры Российской Федерации.

 Согласно статьям 33, 34 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, государственный учет объектов, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия и иные мероприятия. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

 Охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 34 Закона).

 Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с ч. 1 ст. 40 закона сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

 В соответствии с преамбулой Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России", объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.

 На основании п. 3 ст. 48 указанного выше закона, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

 В соответствии с положениями указанной статьи собственник культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

 Пунктом 4 ст. 48 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия, собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

 Согласно п. 1 ст. 40 указанного закона, сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

 В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 Закона, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

 Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

 Согласно статье 6 Федерального закона, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Как установлено судом, прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на охрану объектов культурного наследия регионального значения, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования «Город Архангельск» по адресу: г. Архангельск, <адрес> расположен «Дом полковника <адрес>», который решением исполнительного комитета <адрес> областного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. «О памятниках истории, культуры и архитектуры г. Архангельска» отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.

 В ДД.ММ.ГГГГ году на указанное здание оформлен паспорт объекта культурного наследия, здание передано в оперативное управление ГБУ АО «Архангельская областная ветеринарная лаборатория».

 ДД.ММ.ГГГГ памятнику архитектуры «Дом полковника <адрес>, вторая половина Х1Х в.» выдано охранное обязательство.

 Из копии акта технического состояния памятника истории и культуры № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное здание имеет удовлетворительное состояние.

 ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией по надзору за сохранностью памятников истории и культуры Архангельской области проведено обследование технического состояния объекта культурного наследия, в ходе которого установлена необходимость проведения ремонтно-реставрационных работ в отношении «Дом полковника <адрес>», составлен перечень предметов охраны объекта культурного наследия регионального значения.

 ДД.ММ.ГГГГ ООО «НИЛ Стройэкспертиза» проведено визуальное обследование технического состояния строительных конструкций здания по адресу: г. Архангельск, <адрес>, <адрес>, по результатам которого установлена необходимость разработки и выполнения первоочередных противоаварийных мероприятий по усилению несущих кирпичных стен и перемычек, выполнении инструментального (летального) обследования всего здания и на основании полученного исследования выработать рекомендации по предотвращению развития зафиксированных предметов, выполнить оценку состояния конструкций здания, мониторинг состояния зафиксированных трещин на опасных участках, проверить работоспособность дренажной системы, разработать рекомендации по восстановлению ее работоспособности.

 Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

 Таким образом, законом предусмотрены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по сохранению и ремонту объектов культурного наследия.

 Под сохранением объекта культурного наследия в ст. 40 указанного закона понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

 Согласно ст. ст. 42, 43 закона ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

 Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен в ст. 45 закона, которая предусматривает, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

 К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

 Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.

 Областным законом Архангельской области от 15 февраля 2010 года N 132-10-ОЗ «О регулировании отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Архангельской области» установлено, что настоящий закон регулирует отношения в сфере:

 1) сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), находящихся в собственности Архангельской области;

 3) сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия федерального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);

 4) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны выявленных объектов культурного наследия на территории Архангельской области.

 Согласно ст. 5 закона к полномочиям Правительства Архангельской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Архангельской области относятся: реализация единой государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Архангельской области; утверждение государственных программ Архангельской области по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Архангельской области.

 Правительство Архангельской области определяет исполнительный орган государственной власти Архангельской области, уполномоченный в сфере сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Архангельской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения (далее - региональный орган охраны объектов культурного наследия).

 Согласно ст. ст. 8, 9 закона в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Архангельской области разрабатываются и реализуются государственные программы Архангельской области и ведомственные целевые программы Архангельской области по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Архангельской области. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Архангельской области, и государственной охране объектов культурного наследия регионального значения являются: федеральный бюджет - в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; областной бюджет; внебюджетные поступления.

 Как следует из материалов, дела Правительством Архангельской области определены два органа исполнительной власти, обладающих полномочиями по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Архангельской области - министерство промышленности и строительства Архангельской области, а также министерство культуры архангельской области.

 Постановлением Правительства Архангельской области от 29.10.2013 N 510-пп утвержден Административный регламент исполнения министерством культуры Архангельской области государственной функции по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Архангельской области, в соответствии с которым государственная функция осуществляется:

 1) за сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия, в том числе совместно с Министерством культуры Российской Федерации и его территориальными органами;

 2) за состоянием объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от июня 2009 года N 759-р);

 3) за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также охранных обязательств собственников объектов культурного наследия регионального значения и пользователей этими объектами;

 4) за полнотой и качеством осуществления органами исполнительной власти Архангельской области полномочий по сохранению объектов культурного наследия.

 Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: подготовка к проведению плановой проверки; подготовка к проведению внеплановой проверки; проведение проверки и оформление ее результатов; проведение проверки, не требующей взаимодействия с проверяемыми лицами; принятие мер в отношении выявленных фактов нарушений обязательных требований.

 Проверка за соблюдением обязательных требований на объектах культурного наследия в случаях, когда состояние объекта культурного наследия можно определить визуально без взаимодействия с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводится в форме осмотра.

 Как следует из материалов дела, проверка в отношении объекта культурного наследия «Дом полковника Карцева» была проведена в 2011 году, результаты проверки были доведены до сведения министерства, по результатам проверки было установлена необходимость проведения детальной проверки с участием иных лиц, имеющих лицензированные полномочия, оснований у министерства для проведения проверки в отношении объекта не имелось.

 Постановлением Правительства Архангельской области от 25.06.2013 N 281-пп утверждено Положение о министерстве промышленности и строительства Архангельской области, в соответствии с которым министерство промышленности и строительства Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области осуществляющим функции в сфере сохранения объектов культурного наследия Архангельской области.

 Министерство осуществляет полномочия в сфере своего ведения по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Архангельской области.

 Министерство осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории Архангельской области.

 Специализированным органом, осуществляющим конкретные виды работ по заданию министерства промышленности и строительства является государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства».

 Привлекая к участию в деле в качестве ответчика прокурор обоснованно исходил из того, что законом полномочия сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, к которым на территории Архангельской области относится Правительство Архангельской области, передавшее ряд полномочий конкретным министерствам, реализующим государственные функции на территории области, в пределах предоставленных им бюджетных средств.

 Оценивая необходимость проведения в отношении рассматриваемого объекта культурного наследия «Дом полковника Карцева» проектных и ремонтно-реставрационных работ, суд исходит из того, что данный объект культурного наследия относится к объектам регионального значения, полномочия по сохранению, использованию, государственной охраны и, как следствие, восстановлению возложены законом именно на региональный орган власти.

 Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что указанный объект культурного наследия находится в настоящее время в неудовлетворительном состоянии, требует проведения в отношении него проектных и ремонтно-реставрационных работ.

 Вместе с тем суд принимает во внимание, что Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ N №-пп утверждена Государственная программа Архангельской области «ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ годы)», которой предусмотрен механизм реализации мероприятий государственной программы в соответствии с перечнем мероприятий государственной программы (приложение N № к государственной программе), что должно осуществляться учреждениями культуры и образовательными организациями в сфере культуры и искусства, средства на реализацию которых предоставляются данным учреждениям в форме субсидий на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ).

 Приложение N № к государственной программе Архангельской области "ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ годы)" предусмотрен перечень мероприятий государственной программы, среди которых реализация мер популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, Архангельской области, организация проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных, противоаварийных, ремонтно-реставрационных работ, государственной экспертизы проектной документации (в том числе результатов инженерных изысканий) и государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, обосновывающих проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, уплата земельного налога, коммунальных и прочих услуг, капитальный ремонт, реконструкция и строительство объектов культуры и образования в сфере культуры и искусства Архангельской области предусмотрен в отношении объекта культурного наследия "Дом полковника <адрес>" по адресу: г. Архангельск, наб. <адрес>, <адрес>. При этом, средства на проведение указанных видов работ предусмотрены из областного бюджета, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.

 Заявляя требование о возложении обязанности на ответчиков по осуществлению проектных и ремонтно-реставрационных работ в отношении конкретного объекта культурного наследия, прокурор не обосновал разумность установления срока выполнения таких видов работ, тогда как из пояснений сторон в судебном заседании следует, что для выполнения работ необходимо привлечение лиц, обладающих лицензией на выполнение таких видов работ, что требует временных затрат, до начала таких работ необходимо проведение детального осмотра здания, для чего требуется привлечение финансовых средств, наличие которых в бюджета области не запланировано на текущий момент.

 Оценив представленные сторонами по делу доказательства, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу, что собственником объекта культурного наследия регионального значения, которым является субъект Российской Федерации, обладающий полномочиями по его сохранению, использованию, восстановлению, не передавшему такие полномочия лицу, который обладает на праве оперативного управления зданием, были приняты меры по реализации государственной программы на выполнение проектных и ремонтно-реставрационных работ, указанных в государственной программе Архангельской области "ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ годы)".

 В действиях ответчика Правительства Архангельской области отсутствует бездействие, свидетельствующее о возможности утраты памятника архитектуры, поскольку органом власти субъекта Российской Федерации приняты меры по сохранению объекта, на основании визуального осмотра объекта культурного наследия принято решение о его включении в программу по восстановлению здания, предусмотрены финансовые средства для реализации программы в отношении данного объекта.

 Требование прокурора о необходимости проведения в укороченные сроки ряда видов работ не конкретизировано применительно к условиям осуществления проектных и ремонтно-реставрационных работ, для начала которых требуется проведение детального осмотра здания, после чего привлечение лицензированных специалистов, разработка проекта ремонта и реставрации здания культурного наследия может быть осуществлена лишь в течение не менее двух лет с начала таких видов работ, а ремонтно-реставрационные работы по своей сложности в более длительные сроки. Требования прокурора заявлены без учета наличия государственной программы по осуществлению реставрации здания, требованиями не конкретизированы указанные в них сроки выполнения работ с учетом их объема, сложности, запланированных финансовых средств. Помимо указанного, прокурором заявлены требования к трем ответчикам, из которых заведомо ответчики министерство культуры Архангельской области и ГБУ Архангельской области «Архангельская областная ветеринарная лаборатория» не обладают полномочиями по осуществлению проектных и ремонтно-реставрационных работ.

 Доводы ответчика ГБУ Архангельской области «Архангельская областная ветеринарная лаборатория» о невозможности расположения учреждения в конкретном здании не являются предметом настоящего дела, поэтому по существу они рассмотрению не подлежат.

 Таким образом, преждевременно заявленные исковые требования о возложении обязанности по выполнению проектных и ремонтно-реставрационных работ в конкретные сроки не подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 исковые требования прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Архангельской области, Министерству культуры Архангельской области, государственному бюджетному учреждению Архангельской области «Архангельская областная ветеринарная лаборатория» об обязании разработать проект реставрации и провести мероприятия по реставрации здания объекта культурного наследия «Дом полковника <адрес>» оставить без удовлетворения.

 На решение суда лицами, участвующими в деле, могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2014 года.

 Председательствующий                                          М.А. Глебова

 Копия верна

 Судья                                                                                                                      М.А. Глебова