дело № 2-4972/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2016 года г.Омск
Советский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Колядова Ф.А., при секретаре Кондатьянц В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Омске гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ФИО8 об установлении запрета ФИО9 эксплуатировать спортивное парусное судно, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до проведения в установленном законом порядке технического освидетельствования и постановки на регистрационный учет
УСТАНОВИЛ:
Омский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился с иском к ФИО1 об установлении запрета ФИО10 эксплуатировать спортивное парусное судно, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до проведения в установленном законом порядке технического освидетельствования и постановки на регистрационный учет, указав, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, в ходе которой было установлено, что ФИО1 является собственником яхты «<данные изъяты>», 1984 года выпуска, длиной 5,53 метров. В настоящее время яхта «Ольга» состоит на учете в Региональной общественной организации «Федерация парусного спорта Омской области». Ежегодное техническое освидетельствование проходит там же. Яхта «<данные изъяты> не является стоечным судном, эксплуатируется в некоммерческих целях для занятия спортом и участвует в парусных регатах, используя в качестве основной движущей силы силу ветра, имеет двигатель и оборудована местами для отдыха, то есть в соответствии с законодательством РФ является спортивным судном. Так, 19.06.2016 г. около 20-30 час. из яхт-клуба, расположенного по адресу: адрес, в плавание вышла яхта «<данные изъяты>». Данным судном управлял ФИО2, .... – внук ФИО1, помимо которого на его борту находилось еще 6 человек. 20.06.2016 г. около 02-30 час. двигаясь вверх по течению реки Иртыш, на <данные изъяты> км. при подходе к левому берегу, яхта накренилась на левый берег, впоследствии затонула. Из семи человек, находившихся на борту яхты, пять выплыли на берег, двое утонули. По результатам проверки установлено, что причинами затопления судна и гибели двух пассажиров явилось: отсутствие на пассажирах спасательных жилетов; отсутствие обязательных средств спасения и средств первой медицинской помощи – спасательный круг и конец ФИО3; управление яхтой «<данные изъяты>», необорудованной ходовыми огнями, которые должно нести судно, идущее под мотором. Учитывая изложенное, следует, что в случае соблюдения требований законодательства Российской Федерации по техническому освидетельствованию и регистрации спортивного парусного судна «<данные изъяты>» данной трагедии можно было бы избежать.
На основании изложенного истец просил запретить ФИО11, .... г.р., проживающему по адресу: адрес эксплуатировать спортивное парусное судно «<данные изъяты>», 1984 года выпуска, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до проведения в установленном законом порядке технического освидетельствования и постановки на регистрационный учет. Взыскать с ответчика государственную пошлину в бюджет.
В судебном заседании помощник транспортного прокурора Горелов И.Ю. поддержал исковые требования, по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил запретить ФИО12 эксплуатировать спортивное парусное судно «Ольга», в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до проведения технического освидетельствования судна постановки его на регистрационный учет в установленном законом порядке. Суду пояснил, что согласно сведениям с сайта «Федерация парусного спорта Омской области» в распоряжении Федерации парусного спорта Омской области находится яхта «<данные изъяты> капитан яхты указан рулевой 2 класса ФИО1 Парусным спортом занимается с 2004 года. Считает, что парусное судно «<данные изъяты>» класса «<данные изъяты> является маломерным, подлежит постановке на регистрационный учет вне зависимости от того является оно спортивным или нет, поскольку это предусмотрено Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал частично. Суду пояснил, что он не поставил яхту на учет, в силу того, что не знал в какой государственный орган ему необходимо обратиться. Он не возражает поставить на регистрационный учет яхту «ФИО13» в центр ГИМС.
Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании ордера № № от 18.10.2016 г., исковые требования не признал. Суду пояснил, что яхта «<данные изъяты>» не является спортивным судном, она выпускалась как прогулочное судно. Яхта «<данные изъяты>» учувствует в соревнованиях, но в качестве «любителя». Ответчик 31.10.2016 г. обращался в Обь-Иртышский филиал Российского Речного Регистра с заявлением о постановке на учёт парусного судна «<данные изъяты> класса «<данные изъяты>». Согласно ответу Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра от 01.11.2016 г. для определения необходимости государственной регистрации парусного судна должна выполняться совокупность условий: длина судна более 9 метров, наличие двигателя и мест для отдыха, парусная яхта «Ольга», указанная в обращении ФИО1, имеющая длину 5,53 метра, вне зависимости от наличия двигателя и мест отдыха не подлежит государственной регистрации, как это определено пунктом 1.1 ст.16 КВВТ РФ, и, как следствие, не подлежит классификации и освидетельствованию Речным Регистром.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как регламентировано ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ч.1, ч.4 ст.4 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта.
В соответствии с положениями ст.16, ч.3 ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ст.ст. 3,4 Приказа Минтранса РФ от 22.10.2009 N 183 "Об утверждении Порядка государственной регистрации спортивных парусных судов и прав на них" государственная регистрация спортивных парусных судов и прав на них организуется Федеральным агентством морского и речного транспорта.
Государственная регистрация спортивных парусных судов и прав на них осуществляется капитанами морских портов, бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и федеральным государственным унитарным предприятием "Канал имени Москвы" (далее - органы регистрации) внесением записи о регистрации спортивного парусного судна в судовую книгу спортивных парусных судов (далее - судовая книга) и в единый реестр спортивных парусных судов.
Государственной регистрации спортивных парусных судов и прав на них (далее - регистрация) подлежат спортивные парусные суда, классифицированные в соответствии с правилами классификации и освидетельствования спортивных парусных судов.
По ст.ст. 13, 14 Приказа Минтранса РФ от 22.10.2009 N 183 "Об утверждении Порядка государственной регистрации спортивных парусных судов и прав на них" при регистрации спортивному парусному судну присваивается буквенно-цифровой регистрационный номер, включающий: код ИСО Российской Федерации (RUS) <*> и порядковый номер регистрации в едином реестре спортивных парусных судов, который присваивается при внесении органом регистрации информации о регистрации в единый реестр спортивных парусных судов. Регистрационный номер наносится на корпус спортивного парусного судна.
По окончании регистрации заявителю выдается судовой билет, являющийся основным документом, удостоверяющим регистрацию, право плавания спортивного парусного судна под Государственным флагом Российской Федерации, и содержащий наименование органа регистрации, выдавшего судовой билет, номер судового билета, название и основные сведения о спортивном парусном судне, сведения о собственнике спортивного парусного судна.
Согласно п.п.1,2 ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
Классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.
В положении о классификации и об освидетельствовании судов определяются порядок осуществления классификации и освидетельствования судов, основания отказа в выдаче, основания приостановления или прекращения действия свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.2 Приказа Минтранса России от 22.10.2009 N 184 (ред. от 17.12.2012) "Об утверждении Правил классификации и освидетельствования спортивных парусных судов" настоящие Правила распространяются на суда, построенные или переоборудованные для занятий спортом, использующие в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемые в некоммерческих целях (далее - спортивные парусные суда) <1>, которые имеют длину не менее 9 метров, которые имеют двигатели и на которых оборудованы места для отдыха <2>.
По ст.5 Приказа Минтранса России от 22.10.2009 N 184 (ред. от 17.12.2012) "Об утверждении Правил классификации и освидетельствования спортивных парусных судов" классификация и освидетельствование спортивных парусных судов осуществляются находящимися в ведении Минтранса России федеральными автономными учреждениями "Российский морской регистр судоходства" и "Российский Речной Регистр" (далее - органы классификации судов).
Согласно ст.ст.10, 16 Приказа Минтранса России от 22.10.2009 N 184 (ред. от 17.12.2012) "Об утверждении Правил классификации и освидетельствования спортивных парусных судов" В целях классификации орган классификации судов рассматривает предоставленную документацию; производит первоначальное освидетельствование (на берегу и на плаву), в процессе которого определяется соответствие конструкции и характеристик спортивного парусного судна заявленной категории плавания и техническим требованиям, идентификация материалов корпуса спортивного парусного судна и его элементов; устанавливается наличие и размеры рангоута, такелажа и парусов, соответствие типа и мощности судовой энергетической установки (при ее наличии) данным заявителя, осуществляется проверка соответствия комплектности оборудования и снабжения спортивного парусного судна техническим требованиям.
В процессе эксплуатации спортивное парусное судно подлежит очередным, ежегодным и в установленных случаях внеочередным освидетельствованиям.
При освидетельствовании спортивного парусного судна в период эксплуатации осуществляется проверка соответствия спортивного парусного судна требованиям настоящих Правил, включая:
1) проверку наличия регламентированной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, установленные на судне в период между предыдущим и проводимым освидетельствованием, акта первоначального освидетельствования, актов предыдущих освидетельствований;
(в ред. Приказа Минтранса России от 17.12.2012 N 435)
2) выполнение методом выборочного контроля наружного осмотра спортивного парусного судна, измерений, проверки в действии, испытаний с целью определения годности спортивного парусного судна к плаванию в установленном районе плавания в соответствии с категорией плавания, указанной в акте первоначального освидетельствования;
(в ред. Приказа Минтранса России от 17.12.2012 N 435)
3) оформление документов по результатам освидетельствования спортивного парусного судна.
Вышеперечисленные требования также установлены в п.3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835, а также Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ, утвержденными приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500.
С 25.05.2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.04.2012 г. №36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ закреплено нормативное определение отдельных категорий судов, а именно согласно статье 3 маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
В силу ст. 19 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов. При этом органом, осуществляющим государственную регистрацию в Обь-Иртышском бассейне внутренних водных путей является ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть».
Пунктом 3 статьи 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ определено, что государственный портовый контроль ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» включает в себя проверку соблюдения на судах и иных плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и иных плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных настоящим Кодексом и в соответствии с настоящим Кодексом.
В случае, если зарегистрированные в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Омской области» суда не учтены в Государственном судовом реестре РФ, органы государственного портового контроля не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанных судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта.
В соответствии с положениями п. 5 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п. 3 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС РФ № 500 от 29.06.2005 г., государственная регистрация судна может быть оспорена только в судебном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, в ходе которой было установлено, что ФИО1 является собственником яхты «Ольга», 1984 года выпуска, длиной 5,53 метров. В настоящее время яхта «Ольга» состоит на учете в Региональной общественной организации «Федерация парусного спорта Омской области». Ежегодное техническое освидетельствование проходит там же. Яхта «Ольга» не является стоечным судном, эксплуатируется в некоммерческих целях для занятия спортом и участвует в парусных регатах, используя в качестве основной движущей силы силу ветра, имеет двигатель и оборудована местами для отдыха, то есть в соответствии с законодательством РФ является спортивным судном.
Согласно исковому заявлению 19.06.2016 г. около 20-30 час. из яхт-клуба, расположенного по адресу: адрес, в плавание вышла яхта «<данные изъяты>». Данным судном управлял ФИО14., ..... – внук ФИО15 помимо которого на его борту находилось еще 6 человек. 20.06.2016 г. около 02-30 часов, двигаясь вверх по течению реки Иртыш, на <данные изъяты>. при подходе к левому берегу, яхта накренилась на левый берег, впоследствии затонула. Из семи человек, находившихся на борту яхты, пять выплыли на берег, двое утонули. По результатам проверки установлено, что причинами затопления судна и гибели двух пассажиров явилось: отсутствие на пассажирах спасательных жилетов; отсутствие обязательных средств спасения и средств первой медицинской помощи – спасательный круг и конец ФИО3; управление яхтой «<данные изъяты>», необорудованной ходовыми огнями, которые должно нести судно, идущее под мотором.
Согласно сведениям с сайта «Федерация парусного спорта Омской области» в распоряжении Федерации парусного спорта Омской области находится яхта «Ольга», капитан яхты указан рулевой 2 класса ФИО1 Парусным спортом занимается с 2004 года, увлекся парусами вслед за сыном и внуком.
Из копии судового билета спортивного судна усматривается, что судовой билет выдан на судно «<данные изъяты>», класс судна - «<данные изъяты> регистрационный номер № согласно Спортсудорегистра Омской области, порт прописки – г.Омск, владелец – ФИО16т (л.д.9).
Таким образом, с учетом технических характеристик судов, спортивное парусное судно «<данные изъяты> в процессе эксплуатации подлежит очередным, ежегодным и в установленных случаях внеочередным освидетельствованиям. Кроме того, данное судно является маломерным судом, длинной 5,53 м., поскольку его длина не превышает 20 метров, в связи с чем, по мнению суда подлежит государственной регистрации в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Омской области» в специализированном реестре.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что предъявление прокурором иска о запрете эксплуатации спортивного парусного судна «Ольга» до проведения в установленном законом порядке технического освидетельствования и постановки его на регистрационный учет обусловлено тем, что незаконными действиями по эксплуатации не постановленного на учет спортивного парусного судна «Ольга» нарушены интересы Российской Федерации в части несоблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, направленного на обеспечение надлежащего надзора за технической безопасностью эксплуатации судов и безопасностью судоходства. Государственные органы лишены права выполнять возложенные государством обязанности по надзору за исполнением судовладельцами, членами экипажей судов требований законодательства в сфере внутреннего водного транспорта, участвовать в проверках указанных судов, проводить расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях. Также нарушены интересы неопределенного круга лиц - иных судовладельцев, членов экипажей других судов, отдыхающих на реке Иртыш лиц, которые могут пострадать в результате транспортных происшествий с судном, не отвечающим требованиям технической безопасности.
С учетом установленных обстоятельств, имеющих юридическое значение для разрешения дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования Омского транспортного прокурора в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, таким образом, по настоящему гражданскому делу, подлежат взысканию с ответчика в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст.333.19 НК РФ, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Запретить ФИО17, ...., проживающему по адресу: адрес эксплуатировать спортивное парусное судно «<данные изъяты>», <данные изъяты> года выпуска, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до проведения технического освидетельствования судна постановки его на регистрационный учет в установленном законом порядке.
Взыскать с ФИО18 в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Советский районный суд г.Омска в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья Ф.А. Колядов