Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2018 года город Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Соковой Ю.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Внутренних Дел Российской Федерации о взыскании суточных за период нахождения в командировке,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МВД России о взыскании суточных за период нахождения в командировке.
В обоснование заявленных требований истец указала, что проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации на территории Камчатского края на различных должностях и подразделениях с ДД.ММ.ГГГГ.
Находясь в должности заместителя командира (по службе) отдельной роты патрульно-постовой службы полиции ОМВД России по <адрес> УМВД России по Камчатскому краю, в феврале 2016 года была направлена в служебную командировку <адрес> для подготовки к убытию в составе Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в городе Москве в командировке, после чего на основании приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с находясь в командировке, убыла ДД.ММ.ГГГГ на Кипр для поддержания мира в составе Вооруженных сил ООН.
ДД.ММ.ГГГГ приказом МВД России № л/с продлен срок нахождения в командировке в составе Вооруженных сил ООН по поддержанию мира Кипре (далее по тексту ВСООНК) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом МВД России № л/с от ДД.ММ.ГГГГ срок командировки в составе ВСООНК продлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, истец вернулась из служебной командировки в Камчатский край по месту прохождения службы в ОМВД России по <адрес>.
По прибытии с командировки, истом в установленном порядке была заполнена и сдана статистическая карточка учета служебной командировки по месту прохождения службы.
С ДД.ММ.ГГГГ, истец находится в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2016, 2017.
Полагает, что сотруднику органов внутренних дел при нахождении в командировке за пределами РФ выплачиваются суточные в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ (п. 45 инструкции о порядке выезда сотрудников и работников ОВД РФ, военнослужащих и лиц гражданского персоналы внутренних войск МВД РФ в служебные командировки за пределы территории РФ, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно приложения № к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ размер суточных в иностранной валюте на Кипре, подлежащий выплате составляет 59 долларов США в сутки.
Аналогичные нормы по выплате суточных определены Постановлением Правительства РФ от 31.03. 2001 года № « О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН».
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 31.03. 2001 года № «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН» суточные получаемые российскими военными и полицейскими наблюдателями, оставлять в их распоряжении.
Истцу в течение всего времени нахождения за пределами РФ суточные не выплачивались.
Размер невыплаченных суточных за период командировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 2 651 803 рубля 29 копеек (два миллиона шестьсот пятьдесят одна тысяча восемьсот три рубля 29 копеек).
На основании Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН», Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников ОВД РФ, военнослужащих и лиц гражданского персоналы внутренних войск МВД РФ в служебные командировки за пределы территории РФ, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, истец просила: взыскать с ответчика Министерства Внутренних Дел Российской Федерации в пользу истца ФИО1 суточные за период нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере в размере 2 651 803 рубля 29 копеек.
Истец и представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными, по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указала, что истец была направлена в служебную командировку не для выполнения своих должностных обязанностей по занимаемой должности, а была откомандирована в распоряжение международного органа для реализации задач ООН. В случае откомандирования сотрудников для участия в миротворческой деятельности они свои должностные обязанности по должности в органах внутренних дел не исполняют, занимаются деятельностью по реализации задач международной организации ООН. Вопросы обеспечения денежным довольствием данной категории сотрудников Федеральным законом № - ФЗ не урегулированы. Пунктом 3 распоряжения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 385-рп "О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав миссий ООН" определено, что финансирование расходов, связанных с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий ООН и их содержанием, осуществляется за счет средств ООН. ФИО1 направлялась на Кипр не в служебную командировку для исполнения своих служебных обязанностей и нахождение истца за пределами Российской Федерации на Кипре не было связанно с исполнением служебных обязанностей по службе в органах внутренних дел, а связана с несением службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Несение службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности регулируется отдельными нормативными правовыми актами. Суточные в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ выплачиваются сотрудникам выезжающим в служебную командировку за границу в составе делегаций или в индивидуальном порядке, так же в случаях выезда по оперативным делам, а также в связи с расследованием уголовных дел.
Третье лицо ОМВД России по <адрес> извещались в установленном законом порядке, ходатайств не представили.
С учетом мнения истца, представителя истца, мнения представителя ответчика, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.
Выслушав представителя истца, истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом. Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел с особенностями, установленными законодательством.
В соответствии со статьей 3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 4202-1 от ДД.ММ.ГГГГ, правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция РФ, законы и иные правовые акты РФ, нормативные акты Министерства внутренних дел РФ, названное Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.
Таким образом, нормы Трудового кодекса РФ могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя командира (по службе) отдельной роты патрульно-постовой службы полиции ОМВД России по <адрес>.
Приказом МВД России «По личному составу» №л/с от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение распоряжения Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-рп, истец, направлена в состав Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ОМВД РФ по <адрес>№ лс-к от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом внесения в него изменений) истец направлена в служебную командировку для проведения подготовительных мероприятий в ДДО МВД России <адрес> сроком на 12 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ
Приказами МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с, от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с истцу был продлен срок командирования в составе Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Приказом МВД России «По личному составу» № л/с от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам органов внутренних дел РФ, проходящим службу в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности срок продлен с учетом времени нахождения в пути до места постоянного несения службы по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований истец указала на то, что, являясь сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, и, находясь в служебной командировке на Кипре в составе Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре, за этот период ей не выплачивались суточные, чем нарушено ее право.
В соответствии с п. 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
В соответствии с п. 39 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" МВД России имеет полномочия обеспечивать по решению Президента Российской Федерации участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 385-рп "О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав миссий ООН" сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации направляются в миротворческие миссии ООН для несения службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
В соответствии с пунктом 2 указанного Распоряжения МИД России совместно с МВД России уполномочен решать по согласованию с Секретариатом ООН организационные вопросы, касающиеся направления сотрудников органов внутренних дел РФ для несения службы в составах миссий ООН.
В пункте 3 Распоряжения указано, что финансирование расходов, связанных с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий ООН и их содержанием, осуществляется за счет средств ООН.
Из распоряжения Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 385-рп следует, что сотрудники органов внутренних дел направляются для несения службы в составе миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности, при этом в распоряжении не содержится указания о направлении сотрудников в служебную командировку.
В данном случае речь идет не о направлении сотрудников органов внутренних дел в служебную командировку для выполнения своих должностных обязанностей по занимаемой должности, а об откомандировании их в распоряжение международного органа для реализации задач ООН, в связи, с чем финансовое обеспечение сотрудников осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№ «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН».
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН» установлено, что финансовое обеспечение офицерам Вооруженных сил РФ и сотрудников внутренних дел, направляемых в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, осуществлять в соответствии с условиями, принятыми ООН для работников международных организаций. При этом суточные, получаемые российскими военными и полицейскими, оставлять в их распоряжении.
Пунктом 2 указанного Постановления установлено сохранение сотрудникам внутренних дел, направляемых для участия в операциях ООН по поддержанию мира, выплаты в рублях за время пребывания за границей в размере 100 процентов месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью по последнему месту службы перед направлением за границу, ежемесячной надбавки за выслугу лет (стаж службы), ежемесячной надбавки за особые условия службы.
В силу положений пунктов 7, 9 проекта типового соглашения между ООН и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций ООН по поддержанию мира (резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН А/45/594 от ДД.ММ.ГГГГ, А/46/85 от ДД.ММ.ГГГГ), в течение срока своего прикомандирования в состав операции ООН по поддержанию мира персонал, предоставляемый государством-участником, остается на национальной службе, но находится под командованием ООН в лице Генерального секретаря, в рамках полномочий Совета Безопасности. В соответствии с этим Генеральный секретарь ООН имеет все полномочия в отношении развертывания, организации, проведения и руководства операцией ООН по поддержанию мира, включая персонал, предоставляемый государством-участником. На местах такие полномочия осуществляются главой миссии, который подчиняется Генеральному секретарю. Глава миссии регулирует вопрос о дальнейшем делегировании полномочий.
Функции операции ООН носят исключительно международный характер, и персонал, предоставленный государством-участником, в своем поведении исходит из интересов только Организации Объединенных Наций.
Вопросы обеспечения денежным довольствием данной категории сотрудников Федеральном законом от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не урегулированы.
В силу пункта 27 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и в целях создания условий для деятельности российских военных и полицейских для участия в операциях ООН, издало постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН», определив особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников, направляемых для участия в миротворческой деятельности. Этим актом предусмотрено сохранение за ними (указанных в постановлении) обязательных и дополнительных выплат, входящих в состав денежного довольствия.
Нормативно правовых актов большей юридической силы, которыми указанной категории сотрудников установлены иные выплаты (суточные) не имеется.
Истец ФИО1 направлялась на Кипр не в служебную командировку для исполнения своих служебных обязанностей и нахождение истца за пределами Российской Федерации на Кипре не было связанно с исполнением служебных обязанностей по службе в органах внутренних дел, а связана с несением службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Несение службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности регулируется отдельными нормативными правовыми актами, указанными выше.
В связи с чем, ссылка истца на Инструкцию о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации, утвержденную приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, является несостоятельной.
Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации» утверждена инструкция, которая согласно пункта 1 Инструкции регулирует порядок выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации (в составе делегаций или в индивидуальном порядке, так же в случаях выезда по оперативным делам, а также в связи с расследованием уголовных дел).
И не распространяет свое действие на сотрудников органов внутренних дел, направляемых для несения службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Указанным приказом установлен порядок финансового обеспечения сотрудников, выезжающих в служебную командировку за границу в составе делегаций или в индивидуальном порядке, так же в случаях выезда по оперативным делам, а также в связи с расследованием уголовных дел.
ФИО1 была направлена за границу на Кипр, где находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не в служебной командировке в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, а была откомандирована в распоряжение миссий ООН для участия в миротворческой деятельности и реализации задач международной организации.
Пунктом 3 распоряжения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 385-рп "О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав миссий ООН" определено, что финансирование расходов, связанных с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий ООН и их содержанием, осуществляется за счет средств ООН.
Как указано выше истец была направлена в состав Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возникли иные правоотношения, не связанные с выполнением истцом, как сотрудником органов внутренних дел РФ служебного задания.
При таких обстоятельствах, поскольку истец как сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации была направлена в состав Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре, она не исполняла свои обязанности по занимаемой должности в ОВД, а реализовывала задачи международной организации, учитывая, что доказательств иного не представлено, то не имеется оснований для взыскания суточных за период нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца о том, что она находилась именно в служебной командировке, исполняла служебные обязанности основаны на неверном толковании норм права, ошибочными являются ссылки истца и ее представителя на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ, Инструкцию "О порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск МВД РФ в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации", поскольку рассматриваемые отношения урегулированы специальными нормами и на них не распространяется действие норм, которые неверно трактует истец. В названных нормах не регламентируются условия и порядок откомандирования для участия в миротворческой деятельности и обеспечения денежным довольствием лиц, находящихся на федеральной государственной службе, одним из видов которой в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О системе государственной службы Российской Федерации" признается правоохранительная служба.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству Внутренних Дел Российской Федерации о взыскании суточных за период нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 651 803 рубля 29 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Ю.В. Сокова