ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4976/2013 от 25.10.2013 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

                                         Дело № 2-4976/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Кировский районный суд г. Омска

 в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.

 при секретаре судебного заседания Ивановой О.М.,

 рассмотрев «25» октября 2013 года в открытом судебном заседании в г. Омске

 гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Кировского АО <адрес> о признании незаконным решения комиссии для проверки и оценки обращений о включении многоквартирных домов в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, представленных документов, составления ранжированного перечня многоквартирных домов, для включения в адресную программу, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности по включению многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов для включения в адресную программу,

 установил:

 ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Омска с иском к Администрации КАО г. Омска о признании незаконным решения комиссии для проверки и оценки обращений о включении многоквартирных домов в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, представленных документов, составления ранжированного перечня многоквартирных домов, для включения в адресную программу, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности по включению многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов для включения в адресную программу.

     В обоснование исковых требований указала, что является собственником <адрес> расположенной в многоквартирном жилом доме по <адрес>, а также старшей по дому. ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного <адрес> проведено общее собрание, на котором принято решение о долевом финансировании капитального ремонта дома. Управляющей организацией многоквартирного <адрес> ЗАО «Левобережье» ЖУ 4 в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в адрес администрации Кировского административного округа города Омска ДД.ММ.ГГГГ представлены документы по указанному многоквартирному дому для включения его в региональную адресную программу <адрес> по проведению капитального ремонта. О получении администрацией округа соответствующего пакета документов (с приложением описи) имеется подпись главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации Кировского административного округа г. Омска БФА Вместе с тем, по решению комиссии администрации Кировского административного округа г. Омска для проверки и оценки обращений о включении многоквартирных домов в перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в ДД.ММ.ГГГГ году, и представленных документов, составления ранжированного перечня многоквартирных домов для включения в адресную программу, оформленному протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> не включен в адресную программу. Причиной отказа включения в адресную программу <адрес> является отсутствие в предоставленных документах договора управления, протокола общего собрания о выборе способа управления. Однако указанные документы были предоставлены в администрацию округа ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью БФА Кроме того, в решении комиссии указано, что в протоколе общего собрания не рассмотрены следующие вопросы: «о привлечении лиц, обеспечивающих осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта; об обеспечении доступа к общему имуществу в многоквартирном доме».

 Считает, что вопрос о привлечении лиц, обеспечивающих осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта можно решить только после заключения договора с подрядчиком, который будет осуществлять ремонт. Доступ к общему имуществу в многоквартирном доме обеспечивает управляющая организация и совет дома. Считает отказ Администрации Кировского административного округа г. Омска о включении <адрес> в адресную программу по капитальному ремонту многоквартирного дома незаконным. (л.д. 8-10)

 В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям. Суду пояснила, что является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по <адрес>, а также старшей по дому. В многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> было проведено собрание по вопросу проведения капитального ремонта и вступления в региональную программу по капитальному ремонту. По результатам собрания собственников многоквартирного дома в адрес администрации КАО г. Омска были направлены документы о включении в данную программу. Документы необходимые для включения в адресную программу они подготовили согласно списка расположенного на сайте правительства. Не отрицала в судебном заседании, что документы о привлечении лиц обеспечивающих надзор за проведением по проведению капитального ремонта и доступа к общему имуществу представлены не были, поскольку они не были указаны на сайте правительства.

     Представитель ответчика Администрации КАО <адрес> ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что в Администрации КАО
<адрес> поступило обращение собственников многоквартирного дома по <адрес> просьбой о включении в региональную программу о включении многоквартирных домов в перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в ДД.ММ.ГГГГ году. На основании постановления № собственникам многоквартирного дома было отказано во включении в данную программу. Причиной отказа послужило отсутствие в приложенных документах договора управления многоквартирного дома, протокола общего собрания о выборе способа управления, сведения о привлечении лиц, обеспечивающих осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта, об обеспечении доступа к общему имуществу в многоквартирном доме. Необходимость предоставления данных документов для принятия решения о включении дома в программу, основана на Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № № и положения о разработке адресной программы.

 Представитель ЗАО «УК «Левобережье» привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ФИО3, действующий на основании доверенности исковые требования поддержал. Суду пояснил, что решение Администрации КАО г. Омска об отказе во включении в адресную программу о включении многоквартирных домов в перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в ДД.ММ.ГГГГ году незаконным и необоснованным, поскольку собственниками квартир многоквартирного дома были предоставлены все документы указанные на сайте Правительства Администрации г. Омска и согласно описи были приняты Администрацией КАО г. Омска. В отношении требований о привлечении лиц, обеспечивающих осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта и об обеспечении доступа к общему имуществу в многоквартирном доме у собственников не было времени для проведения по данным вопросам собрания. Настаивал, что в направленных документах в Администрацию г. Омска имелся договор управления и протокол общего собрания собственников квартир многоквартирного дома.

 Администрация г. Омска, привлеченная к участию в деле в качеств третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила.

 Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

 Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, органов местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган местного самоуправления, к должностному лицу... При этом в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Как следует из ст. 2 и п. 3 ст. 15 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», потребность в капитальном ремонте - это необходимость проведения работ (отнесенных указанным Федеральным законом к видам работ по капитальному ремонту) по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме для приведения многоквартирного жилого дома в технически исправное состояние.

 К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонта лифтовых шахт; 3) ремонт крыш; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; 5) утепление и ремонт фасадов.

     В соответствии со ст.ст. 209, 210, 247, 249 ГК РФ собственники несут бремя содержания своего имущества, пропорционально своим долям в общей долевой собственности.

     В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истица является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> полномочным представителем собственников многоквартирного дома по <адрес> на основании протокола общего собрания. (л.д. 18)

     Согласно ч. 1, п. 1, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.

     ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> проведено общее собрание, на котором принято решение, об участии в муниципальной адресной программе, по проведению капитального ремонта многоквартирного дома и о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом № № (л.д. 142-145)

     ЗАО «Левобережье» «ЖУ №4» являющаяся управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, распложенным по адресу: <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54) в адрес Администрации КАО г. Омска в рамках реализации ФЗ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» направлены документы, в том числе на многоквартирный жилой дом по <адрес> для включения в региональную адресную программу <адрес> по проведению капитального ремонта. (л.д. 97-199)

 Решением от ДД.ММ.ГГГГ оформленным протоколом № Комиссией по отбору многоквартирных домов для включения в адресный перечень долгосрочной целевой программы многоквартирных домов отказано во включении в названный адресный перечень, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании п. 17 и п. 18 Постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Положения о разработке адресной программы муниципального образования городской округ город Омск Омской области "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска" на 2013 год" (л.д. 132)

     Отказывая в удовлетворении исковых требований истца ФИО1, об оспаривании законности и обоснованности решения комиссии, суд руководствуется следующим.

 Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185- ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов.

 Постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № утверждено Положение о разработке адресной программы муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ год».

 Согласно пункту 7 данного Положения прием и регистрацию обращений о включении многоквартирных домов в адресную программу и прилагаемых к ним документов осуществляют администрации соответствующих административных округов города Омска.

 В соответствии с пунктом 9 Положения после завершения приема обращений о включении многоквартирных домов в адресную программу окружная комиссия в течение пяти рабочих дней проводит проверку и оценку представленных документов, по результатам которых составляет ранжированный перечень многоквартирных домов, предлагаемых для включения в адресную программу.

 Решение вопроса о включении дома в адресный перечень Программы подлежит решению специально созданной комиссией, решение которой может быть оспорено в судебном порядке заинтересованным лицом.

     В соответствии с п. 5 Постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №"Об утверждении Положения о разработке адресной программы муниципального образования городской округ город Омск Омской области "Капитальный ремонт многоквартирных домов <адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ год"
(л.д. 98) условиями включения многоквартирных домов в адресную программу являются: самостоятельные выбор и реализация собственниками помещений одного из следующих способов управления многоквартирным домом: управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - ТСЖ); управление управляющей организацией; 2) наличие протокола (решения) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов ТСЖ по следующим вопросам: об участии в адресной программе; о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, видах, объеме и стоимости планируемых работ по капитальному ремонту согласно предварительной укрупненной смете расходов, включая стоимость разработки проектной документации для капитального ремонта. Обязательным видом работ является установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей воды и холодной воды, электрической энергии), и узлов управления и регулирования потребления указанных коммунальных ресурсов в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и других нормативных правовых актов Российской Федерации в случае отсутствия вышеуказанных приборов учета в многоквартирном доме; о размерах, порядке, способах и сроках долевого софинансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома за счет собственных средств в объеме не менее пятнадцати процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом; о привлечении лиц, обеспечивающих осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта многоквартирного дома; о выборе лица, представляющего интересы ТСЖ, собственников помещений при проведении конкурсного отбора подрядной организации, подписании документов в период проведения капитального ремонта, а также при проведении приемки выполненных работ, включая наделение правом подписания от имени всех собственников помещений актов приемки выполненных работ по форме N №, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от ДД.ММ.ГГГГ N №; об обеспечении доступа к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе находящемуся в помещениях, принадлежащих собственникам помещений, для проведения работ по капитальному ремонту; 3) проведение оценки обращений о включении многоквартирных домов в адресную программу и отбора многоквартирных домов, включаемых в адресную программу, в соответствии с настоящим Положением.

     В соответствии с п. 17 Постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении Положения о разработке адресной программы муниципального образования городской округ <адрес> "Капитальный ремонт многоквартирных домов <адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ год" к обращению о включении многоквартирного дома в адресную программу прилагаются, в частности, 2) протокол общего собрания членов ТСЖ, собственников помещений с приложением реестра участников собрания с указанием реквизитов документов о государственной регистрации права собственности на принадлежащие им помещения, подписанного собственниками помещений, председателем и секретарем общего собрания, либо документов заочного голосования по вопросам, указанным в настоящем Положении.

 Из содержания п. 18 Постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № "Об утверждении Положения о разработке адресной программы муниципального образования городской округ <адрес> "Капитальный ремонт многоквартирных домов <адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ год" (в редакции Постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № №) основаниями отказа для включения многоквартирного дома в ранжированный список многоквартирных домов, предлагаемых для включения в адресную программу, является, в частности представление неполного либо оформленного с нарушением законодательства и (или) настоящего Положения в любой его части пакета документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения.

 Из материалов дела, в том числе из материалов, направленных в адрес суда Администрацией КАО г. Омска по вопросу включения многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> в адресную программу муниципального образования городской округ <адрес> «Капитальный ремонт многоквартирных домов <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ год следует, что управляющей организацией ЗАО «Левобережье» в рамках участия в адресной программе по вопросу капитального ремонта датированных от ДД.ММ.ГГГГ направлены следующие документы, опись документов в 2 экз.; копии протоколов общего собрания собственников помещения многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ЗАО «Левобережье» ЖУ 4, по вопросам согласия участия в программе по Капитальному ремонту домов в ДД.ММ.ГГГГ; копии технических паспортов; технические заключения на жилые дома; проектно сметную документацию; копию свидетельства о государственной регистрации ЗАО «Левобережье;/ ЖУ 4; копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц; справка о собираемости платы по МКД за ДД.ММ.ГГГГ год; копия протокола общего собрания собственников помещений но выбору способа правления МКД; копии договоров управления МКД; копия кадастрового паспорта земельного участка; копия документа подтверждающего качественное улучшение тех. характеристик МКД; копии подтверждающих документов об участии МКД в программах Капитального ремонта с ДД.ММ.ГГГГ года; приложение в соответствии с Постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ. № №

      Кроме того, анализ представленных в материалы дела доказательств в совокупности с пояснениями истца, показал, что в нарушение п. 5 и п. 17 вышеозначенного Положения заявителем о включении дома в адресную программу не представлен протокол общего собрания, содержащий решения собственников о привлечении лиц, обеспечивающих осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта, а также об обеспечении доступа к общему имуществу в многоквартирном доме не представлены, данный вопрос не был решен на собрании собственников квартир многоквартирного дома как ДД.ММ.ГГГГ г., так и в дальнейшем.

     В судебном заседании истец и представитель ЗАО «УК «Левобережье», пояснили, что о необходимости предоставления указанных документов им известно не было, поскольку информация о необходимости предоставления указанных документов отсутствовала на сайте Правительства.

      Доказательств того, что документы, направленные в адрес Администрации г. Омска могли быть каким-либо образом утеряны суду не представлено, что также отрицал допрошенный в качестве свидетеля БФА, пояснивший суду, что документы, поданные им от представителя ЗАО «Левобережье» ЖУ 4 были переданы в канцелярию Администрации КАО г. Омска. Информация о неполноте поступивших документов была доведена до ЗАО «Левобережье».

 При этом истец и представитель третьего лица не отрицали тот факт, что протокол общего собрания с указанием в его содержании о принятии решения собственников по вопросам о привлечении лиц, обеспечивающих осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта многоквартирного дома; об обеспечении доступа к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе находящемуся в помещениях, принадлежащих собственникам помещений, для проведения работ по капитальному ремонту не предъявлялся, поскольку собрание по данным вопросам не проводилось.

 С учетом изложенного у суда не имеется оснований для признания незаконным решения комиссии для проверки и оценки обращений о включении многоквартирных домов в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, а также представленных документов, составления ранжированного перечня многоквартирных домов, для включения в адресную программу, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности по включению многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов для включения в адресную программу, поскольку решение вынесено в соответствии с положениями Постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о разработке адресной программы муниципального образования городской округ город Омск Омской области "Капитальный ремонт многоквартирных домов <адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ год".

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

 Судья:                        п/п                В.А. Лопаткин   

 Копия верна:

 Решение изготовлено в окончательной форме 30.10.2013 года. Решение всутпило в законную силу 15.01.2014 г., обжаловалось, оставлено без изменения.