ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-497/18 от 26.12.2018 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-497/2018

26 декабря 2018 года с. Бея

Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Трофимчук М.В.,

при секретаре Филипповой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об обязании совершить действия по соблюдению требований градостроительного законодательства, при участии:

от истца помощника прокурора Бейского района - Плотниковой Т.А.,

от ответчика администрации Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия представитель - отсутствует,

от третьего лица администрации Бейского района Республики Хакасия представитель - отсутствует,

от третьего лица ГКУ РХ «Дирекция ООПТ Хакасии» представитель - отсутствует,

от третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия представитель - отсутствует,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Большемонокского сельсовета Бейского района республики Хакасия об обязании совершить действия по соблюдению требований градостроительного законодательства, мотивируя свои требования тем, что на территории Бейского района функционирует особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Бондаревский бор», прокуратурой Бейского района в 2017 г. проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о градостроительной деятельности, в ходе которой установлено, что в нарушение норм действующего законодательства администрацией Большемонокского сельсовета согласование границ поселения с границами ООПТ «Бондаревский бор» с Правительством Республики Хакасия не производилось в связи, с чем 21.09.2017 г. было внесено представление, однако по состоянию на 30.11.2018 г. нарушения не устранены. Просят суд, обязать администрацию Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия устранить нарушения требований градостроительного законодательства: согласовать границы, особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «Бондаревский бор» с Правительством Республики Хакасия и внести соответствующие изменения в решение Совета депутатов Большемонокского сельсовета от 06.03.2013 г. № 79 «Об утверждении Генерального плана Большемонокского сельсовета» в срок до 01.03.2019 г.

Впоследствии прокурор Бейского района уточнил исковые требования, просят суд обязать администрацию Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия устранить нарушения требований градостроительного законодательства - согласовать границы особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «Бондаревский бор» с Правительством Республики Хакасия в срок до 01.03.2019 г.

Помощник прокурора Бейского района Республики Хакасия Плотникова Т.А. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала в полном объеме, по основаниям указанным в иске.

От ответчика администрации Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия представитель для участия в судебном заявлении не явился, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, по должности глава сельсовета Челтыгмашев А.П. представил заявление о признании исковых требований в полном объеме, указав, что последствия признания иска ему разъяснены судом и понятны, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

От третьего лица администрации Бейского района Республики Хакасия представитель для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Определением Бейского районного суда от 06.12.2018 г. к участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия», Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.

От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГКУ РХ «Дирекция ООПТ Хакасии» представитель по доверенности Капесс Е.А. для участия в судебном заседании не явился о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия представитель для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, просили удовлетворить исковые требования прокурора Бейского района.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле уведомленных надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1).

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая, что нарушения в сфере охраны окружающей среды затрагивают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а не выполнение ответчиком требований законодательства, регулирующих правоотношения в области защиты особо охраняемых природных территорий - памятника природы регионального значения нарушают права неопределенного круга лиц, как жителей данной местности, так и приезжающих граждан, в связи, с чем определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора невозможно, следовательно, прокурор Бейского района правомерно обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.

Разрешая исковые требования прокурора Бейского района по существу, суд при вынесении решения исходит из следующего.

Отношения, в области организации, охраны и использования, особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ (в действующей редакции от 03.08.2018 г.) в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно ст. 25 указанного Федерального закона, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 г., природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов (ст. 27 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 г.).

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.08.1999 г. № 129 «Об объявлении природных комплексов и объектов памятниками природы регионального значения» (в действующей редакции от 05.04.2018 г.) объявлены природные комплексы и объекты памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в том числе «Бондаревский бор», произведено объявление природных комплексов и объектов памятниками природы без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у Бейского и Абаканского лесничеств, утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Бондаревский бор».

Согласно п. 1.2 Положения, границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Бондаревский бор» обозначаются на местности специальными информационными знаками (аншлагами).

Памятник природы «Бондаревский бор» и его охранная зона в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, схем территориального планирования, проектов лесо- и землеустройства и иных проектов (п. 1.3).

Управление памятником природы «Бондаревский бор» осуществляется Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» (п. 1.7).

Памятник природы «Бондаревский бор» расположен на землях государственного лесного фонда Табатского участкового лесничества Бейского лесничества (кварталы № 7 - № 9) площадью 630 га и Кирбинского участкового лесничества Абаканского лесничества (кварталы № 1 - № 6) площадью 1855 га (п. 2.1).

Основная цель памятника природы «Бондаревский бор» - сохранение естественных и искусственных природных комплексов, имеющих природоохранное, эстетическое, рекреационное, эколого-просветительское значение.

Задачи памятника природы «Бондаревский бор»: поддержание целостности экосистемы; предотвращение дальнейшей деградации уникальной экосистемы; сохранение растительного и животного мира, в том числе редких видов растений и животных; обеспечение экологического просвещения населения и воспитание высокой культуры туризма и цивилизованной рекреации; проведение учебно-педагогической и научно-просветительской работы.

Памятник природы «Бондаревский бор» служит местом обитания многих редких и уязвимых видов животных и растений, в том числе видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Хакасия, включает живописные лесные ландшафты искусственных и естественных насаждений (п. 4.1).

Профиль памятника природы «Бондаревский бор» - природоохранный, направленный на охрану редких лесных ландшафтов.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона Республики Хакасия «Об особо охраняемых территориях Республики Хакасия» от 20.10.1992 г. № 12 (в действующей редакции от 08.05.2017 г.) Правительство Республики Хакасия утверждает границы и определяет режим особой охраны территорий памятников природы регионального значения. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области охраны окружающей среды и природопользования.

Решением Совета депутатов Большемонокского сельсовета от 06.03.2013 г. № 79 утвержден Генеральный план Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ в том числе, если на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.

Частью 4.1 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2, пунктом 2 части 4 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на особо охраняемые природные территории федерального значения, особо охраняемые природные территории регионального значения, особо охраняемые природные территории местного значения муниципального района.

По результатам прокурорской проверки в 2017 г. установлено, что в нарушение вышеуказанных норм действующего федерального и регионального законодательства администрацией Большемонокского сельсовета при принятии проекта генерального плана Большемонокского сельсовета Бейского района согласование границ поселения с границами памятника природы «Бондаревский бор» с Правительством Республики Хакасия не производилось.

21.09.2017 г. прокуратурой направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, трудового и градостроительного законодательства.

Представление принято в соответствии с требованиями правовых актов, уполномоченным должностным лицом в пределах представленных ему полномочий, с указанием регламентирующих данные правоотношения нормативно правовых актов, выявленных нарушений и сроков их исполнения. Наличие указанных нарушений стороной ответчика не оспаривается.

Администрацией Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в информационном письме от 04.10.2017 г. на предписание прокурора сообщено, что в целях устранения нарушений градостроительного законодательства планируется направить заявку на согласование в Правительство Республики Хакасия.

Из информации от 03.11.2018 г. администрации Большемонокского сельсовета судом установлено, что по состоянию на 30.11.2018 г. согласование границ особо охраняемой природной территории «Памятник природы - Бондаревский бор» и границ поселения с Правительством республики Хакасия не согласовывались, изменения в генеральный план не вносились.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения, суд учитывает обстоятельства и причины бездействия ответчика, а также условия, необходимые для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, и считает установленный прокурором Бейского района срок до 01.03.2019 г. достаточным.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, если это не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При этом при признании ответчиком иска и принятии его судом в силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

Учитывая, что признание ответчиком по должности главой администрации Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия Челтыгмашевым А.П. исковых требований прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, суд полагает возможным принять признание ответчиком исковых требований.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об обязании совершить действия по соблюдению требований градостроительного законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять признание представителем ответчика по должности - главой администрации Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия Челтыгмашевым Андреем Петровичем исковых требований прокурора Бейского района Республики Хакасия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об обязании совершить действия по соблюдению требований градостроительного законодательства.

Исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об обязании совершить действия по соблюдению требований градостроительного законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию Большемонокского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в срок до 01.03.2019 г. совершить действия требований градостроительного законодательства - согласовать границы особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «Бондаревский бор» с Правительством Республики Хакасия.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Трофимчук

Резолютивная часть решения объявлена 26.12.2018 г.

Мотивированное решение составлено 29.12.2018 г.