Дело № 2-497/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2019 года г. Южноуральск
Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой О.Ю.
при секретаре Матушкиной Ю.В.,
с участием прокуроров Данилова В.И., ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южноуральска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Южноуральского городского округа об обязании принять решение об определении управляющей организации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Южноуральска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Южноуральского городского округа Челябинской области об обязании принять решение об определении управляющей организации.
В обоснование иска указал, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части реализации полномочий по принятию решения об определении управляющих организаций для многоквартирных домов в порядке и на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ и Правительством РФ.
По итогам проверки установлено, что собственники многоквартирного дома <данные изъяты> не выбрали способ управления, в связи с чем, огранном местного самоуправления проводятся конкурсы по выбору управляющей организации для данного дома. По информации, предоставленной администрацией, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в перечень организаций не включена ни одна управляющая организация с последующим определением её для управления многоквартирным домом. Меры по заключению договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса в порядке ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса РФ не принимались.
В адрес главы Южноуральского городского округа ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении нарушения жилищного законодательства, одна меры по принятию решения об определении управляющей организации не принято.
Органом местного самоуправления указанные полномочия не реализовываются, вопрос по определению управляющей организации в отношении указанного многоквартирного дома на протяжении длительного времени не решается, что влечет за собой нарушение прав граждан и негативные последствия для собственников жилых помещений в виде ухудшения технических и эксплуатационных характеристик общего имущества, возникновения технологических нарушений в работе инженерных коммуникаций.
Просил суд с учетом уточнения исковых требований обязать ответчика принять решение об определении управляющей организации для многоквартирного дома <данные изъяты> в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления домом в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления.
В судебном заседании прокуроры Данилов В.И. и ФИО1 поддержали требования и доводы иска.
Представитель ответчика Администрации Южноуральского городского округа Петелина И.В. иск не признала, пояснила, что на территории Южноуральского городского округа не сформирован перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ не реализован, так как заявлений от управляющих организаций для включения их в перечень не поступало. Открытые конкурсы по отбору управляющей организации признаны несостоявшимися из- за отсутствия заявок на участие в конкурсе.
Третье лицо – ФИО2 в судебном заседании пояснила, что является председателем совета указанного многоквартирного дома. В течение длительного периода времени у дома нет управляющей компании. ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений их дома провели общее собрание, на котором выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей компанией. В качестве управляющей компании утвердили ООО «Городская Управляющая Компания», руководство которой отказалось заключать с ними договор управления, сославшись на отсутствие финансовой возможности, так как инженерные коммуникации дома находятся в неудовлетворительном состоянии.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса РФ Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 год № 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное, содержащим в том числе: а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»; б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ.
В качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке).(п. 6 Порядка).
В силу п. 7 Порядка перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет, а также в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления следующих событий: а) аннулирование лицензии управляющей организации, включенной в перечень организаций, на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; б) истечение срока действия лицензии управляющей организации, включенной в перечень организаций, на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами при отсутствии решения о продлении срока действия лицензии, принятого лицензирующим органом в соответствии с пунктом 17 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»; в) поступление заявления управляющей организации о включении ее в перечень организаций; г) составление протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе; д) поступление заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций.
При определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций. Если 2 и более управляющие организации управляют на основании решения об определении управляющей организации равным количеством многоквартирных домов, уполномоченный орган определяет для управления многоквартирным домом управляющую организацию в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций. Управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из перечня организаций. ( п. 8 Порядка).
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Южноуральск проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части реализации полномочий по п о принятию решения об определении управляющих организаций для многоквартирных домов в порядке и на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ и Правительством РФ.
По результатам проверки установлено, что на момент ее проведения собственниками многоквартирного <данные изъяты> не был выбран способ управления многоквартирным домом.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в отношении Главы Южноуральского городского округа вынесено представление об устранении нарушений в сфере ЖКХ. (л.д. 18-20).
ДД.ММ.ГГГГ 2019 года собственниками помещений в указанном многоквартирном доме проведено внеочередное общее собрание, на котором выбран способ управления многоквартирным домом- управление управляющее организацией, утверждена управляющая организация ООО «Городская Управляющая Компания».(л.д. 52-62). Между тем, договор на управление указанным многоквартирным домом до настоящего времени не заключен по причине отказа выбранной управляющей компании от заключения договора до приведения подвала дома и содержащихся в нем коммуникаций дома в исправное состояние (л.д. 64).
Таким образом, до настоящего времени и выбранный способ управления собственниками помещений указанного многоквартирного дома не реализован, в связи с чем Администрацию Южноуральского городского округа обязана принять решение об определении управляющей организации для многоквартирного <адрес>.
Согласно сообщению Администрации от ДД.ММ.ГГГГ на территории округа перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, отсутствует, так как заявлений от управляющих организаций для внесения в перечень в администрацию не поступало, а открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. (л.д. 82).
В подтверждение своих доводов Администрацией в материалы дела представлены протоколы конкурсов управляющих организаций от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок (л.д. 83-89), извещения о проведении торгов ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на которые заявки также отсутствовали (л.д. 28-43).
Однако указанные обстоятельства не свидетельствуют о принятии Администрацией исчерпывающих мер к формированию перечня управляющих организаций и принятию решения об определении управляющей организации для многоквартирного <адрес>, поскольку из объяснений ответчика следует, что указанный перечень даже не оформлен. Доказательств того, что Администрацией принимались меры к его формированию помимо объявления торгов, суду не представлено.
Поскольку реализация указанного полномочия в силу закона возложена на орган местного самоуправления, а отсутствие управляющей организации у многоквартирного <данные изъяты> влечет ухудшение технического состоянии многоквартирного дома, что нарушает права собственников помещений и жильцов дома, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить, обязать Администрацию Южноуральского городского округа принять решение об определении управляющей организации, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, для управления многоквартирным домом <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу и до заключения собственниками помещений в указанном многоквартирном доме договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, или до выбора собственниками помещений в указанном многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> к Администрации Южноуральского городского округа удовлетворить.
Обязать Администрацию Южноуральского городского округа принять решение об определении управляющей организации, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, для управления многоквартирным домом <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу и до заключения собственниками помещений в указанном многоквартирном доме договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, или до выбора собственниками помещений в указанном многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинской областной суд через Южноуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Черепанова
Мотивированное решение составлено 16 октября 2019 года
Судья О.Ю.Черепанова