ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-497/19 от 27.08.2019 Марксовского городского суда (Саратовская область)

64RS0022-01-2019-000795-40

Дело № 2-497/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2019 г. г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Арслановой Г.Д.,

при секретаре Землянушновой О.А.,

с участием истца ФИО1, ее представителя по ордеру адвоката Соколова А.В.,

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФ РФ в Марксовском районе Саратовской области ( межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ иском к ГУ УПФ РФ в Марксовском районе Саратовской области ( межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении периодов работы в специальный стаж. Заявленные требования мотивированы тем, что при обращении к ответчику с заявлением о досрочном назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности решением № 180000011164/22721/18 от 02 апреля 2018 года ей было отказано во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды с 18 июля 1992 года по 30 августа 1994 года в должности воспитателя в ДЦ «Полянка», с 07 марта 1997 года по 17 октября 1997 года в должности воспитателя в Центре социального обслуживания населения, с 21 октября 1997 года по 08 августа 1999 года, с 21 августа 1999 года по 11 ноября 1999 года в должности воспитателя в «Учебно-воспитательном комплексе: детский сад – начальная школа», с 13 января 1992 года по 22 января 1992 года нахождения в учебном отпуске, с 26 октября 2004 года по 05 ноября 2004 года, с 19 октября 2010 года по 28 октября 2010 года нахождения на курсах повышения квалификации. Требования о включении периодов приостановки деятельности с 06 октября 2008 года по 30 ноября 2008 года, с 25 января 2013 года по 28 января 2013 года не поддерживала, просила их не рассматривать. Считая данный отказ незаконным и, указывая на то, что имеются правовые основания для включения данных периодов работы в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, обратилась с вышеуказанными требованиями в суд.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме и дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что спорные периоды не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так наименование данных учреждений не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, так же как и ранее не было предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсии с связи с осуществлением педагогической деятельности от 06 июня 1991 года № 463 и от 22 сентября 1999 года № 1067. Периоды нахождения истца в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пении по старости, поскольку также не предусмотрено Правилами от 29 октября 2002 года № 781.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01 января 2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01 января 2015 года.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Список). Указанный Список применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665.

В ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).

В соответствии с перечисленными нормативными актами в стаж на соответствующих видах работ может быть засчитана не любая педагогическая деятельность, а только работа в должностях и учреждениях, поименованных в соответствующем списке.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, при оценке пенсионных прав истца подлежит применению законодательство, действующее на момент выполнения ею работы.

В судебном заседании установлено, что 15 января 2018 года истец обратилась в ГУ УПФ РФ в Марксовском районе Саратовской области ( межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

ГУ УПФ РФ в Марксовском районе Саратовской области ( межрайонное) 02 апреля 2018 года вынесено решение № 180000011164/22721/18 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указав, что ФИО1 имеет 20 лет 04 месяца 17 дней стажа работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам п. 19. ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, исчисленной по постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

При этом из указанного решения следует, что периоды работы в должности воспитателя с 18 июля 1992 года по 30 августа 1994 года в ДЦ «Полянка», с 07 марта 1997 года по 17 октября 1997 года в Центре социального обслуживания населения, с 21 октября 1997 года по 08 августа 1999 года, с 21 августа 1999 года по 11 ноября 1999 года в «Учебно-воспитательном комплексе: детский сад – начальная школа» не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так наименование данных учреждений не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Период нахождения истца с 13 января 1992 года по 22 января 1992 года в учебном отпуске, с 26 октября 2004 года по 05 ноября 2004 года, с 19 октября 2010 года по 28 октября 2010 года на курсах повышения квалификации также не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пении по старости, поскольку указанное также не предусмотрено Правилами от 29 октября 2002 года № 781.

Трудовой книжкой серии АТ-III № 3638148, заполненной 08 сентября 1988 года, справкой, уточняющей характер работ № 105 от 25 мая 2018 года, справкой, уточняющей характер работы № 104 от 25 мая 2018 года, подтверждается, что с 18 июля 1992 года по 30 августа 1994 года ФИО1 работала в Детском центре «Полянка» в должности воспитателя, с 21 октября 1997 года по 08 августа 1999 года, с 21 августа 1999 года по 11 ноября 1999 года в должности воспитателя в «Учебно-воспитательном комплексе: детский сад – начальная школа» ( л.д. 16,17, 72-79).

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Из Постановления администрации г. Маркса и Марксовского района Саратовской области № 950 от 16 июля 1996 года, Приказа № 240 по отделу образования администрации Марксовского района от 13 августа 1999 года, архивной справки № Б-340 от 20 апреля 2018 года, выданной отделом по делам архивов администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, Устава Детского центра «Полянка», муниципального учреждения образования «Учебно-воспитательного комплекса: детский сад -начальная школа» и изменений, дополнений в Устав муниципального учреждения образования «Учебно-воспитательного комплекса: детский сад -начальная школа», справки о реорганизации № 75 от 18 апреля 2018 года, судом установлено, что Детский центр и Учебно-воспитательный комплекс созданы путем реорганизации ясли -сада № 16 в муниципальное учреждение образования, указанные учреждения реализовывали общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности и другие образовательные программы. Учредителями организаций являлся отдел образования администрации г. Маркс. Целями деятельности организаций являлись: предоставление услуг в сфере образования, предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям, основными задачами являлись: реализация общеобразовательных программ начального общего образования и дошкольного образования, создание благоприятных условий для развития детей, деятельность организаций была направлена на воспитание и обеспечение детей (т. 1 л.д. 13,14,15,163, 186-193, 194, т. 2 л.д. 1-70).

Проанализировав учредительские документы, судом установлено, что Детский центр «Полянка», реорганизованный в муниципальное учреждение образования «Учебно-воспитательного комплекса: детский сад -начальная школа» является, по сути, дошкольной образовательной организацией, учрежденной органами местного самоуправления с функциями, целями и задачами тождественными детскому саду.

Судом установлено, что должностные обязанности истца в качестве воспитателя в указанных учреждениях во все периоды ее работы были одни и те же: уход, присмотр, воспитание, обучение и развитие детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, после изменения организационно-правовой формы ясли-сада № 16, в детский центр «Полянка», а далее в муниципальное учреждение образования «Учебно-воспитательного комплекса: детский сад -начальная школа» изменений в условиях и характере профессиональной деятельности истца, не произошло. В новой организационно-правовой форме она также продолжила и продолжает по настоящее время заниматься воспитанием, обучением, уходом, присмотром, развитием и оздоровлением детей раннего дошкольного возраста, что подтверждается пояснениями истца, справками уточняющими характер работ от № 104 от 25 мая 2018 года, № 105 от 25 мая 2018 года, включением периодов работы истца в педагогический стаж в должности воспитателя ясли -сада № 16, и ответчиком не оспаривается.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым к соответствующим учреждениям относит дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли - сад (сад - ясли); детские ясли.

Из данного списка следует, что Детский центр входит в список учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. 19. ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Аналогичные учреждения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, перечислены в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

Таким образом, истец в спорные периоды времени с 18 июля 1992 года по 30 августа 1994 года, с 21 октября 1997 года по 08 августа 1999 года, с 21 августа 1999 года по 11 ноября 1999 года осуществляла педагогическую деятельность, а потому указанные периоды подлежат включению в стаж её работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рассматривая требования ФИО1 о включении периодов работы с 07 марта 1997 года по 17 октября 1997 года в должности воспитателя в Центре социального обслуживания населения, суд исходит из следующего.

Трудовой книжкой серии АТ-III № 3638148, заполненной 08 сентября 1988 года, подтверждается, что с 07 марта 1997 года по 17 октября 1997 года ФИО1 работала в Центре социального обслуживания населения в должности воспитателя (т. 1 л.д. 75).

Как следует из представленных письменных доказательств: постановления администрации г. Маркса Саратовской области № 106 от 27 января 1994 года, постановления администрации Марксовского района Саратовской области № 1052 от 17 июня 1996 года, Положения о Марксовском центре социального обслуживания населения, утвержденного 04 июля 1995 года, из которого следует, что в центре создан отдел «Социальный приют для детей и подростков» (раздел 5), целью создания отдела является оказание социальной поддержки детям и подросткам, организация их временного проживания, задачами - обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, должного ухода, предназначен для детей и подростков от 4 до 16 лет, Устава государственного учреждения «Марксовский социальный приют для детей «Вера», справки, выданной директором ГАУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Марксовского района» № 396 от 16 апреля 2018 года, Центр социального обслуживания населения при Марксовском городском управлении социальной защиты населения образован 01 февраля 1994 года в соответствии с Постановлением администрации г. Маркса № 106 от 27 января 1994 года. В связи с принятием Положения о Государственном учреждении Центр социального обслуживания населения реорганизован в Государственное Учреждение «Центр социального обслуживания населения с социальным приютом для несовершеннолетних» в соответствии с Постановлением администрации г. Маркса и Марксовского района № 512 от 29 июня 1998 года.

На основании распоряжения Правительства области от 19 марта 2001 года № 71-Пр Центр социального обслуживания населения с социальным приютом для несовершеннолетних реорганизован с 20 марта 2001 года путем его разделения. В результате реорганизации – разделения были созданы Центр социального обслуживания населения г. Маркса и Марксовского района Саратовской области и Государственное учреждение «Марксовский социальный приют для детей «Вера».

При этом из указанного распоряжения следует, что Государственное учреждение «Марксовский социальный приют для детей «Вера» создан для организации и обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, организации их временного проживания, оказания правовой, медико-психолого-педагогической помощи и дальнейшего жизнеустройства.

В последующем Государственное учреждение «Марксовский социальный приют для детей «Вера» переименовано в Государственное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Вера» ( т. 1 л.д. 18).

Как усматривается из Устава государственного учреждения «Марксовский социальный приют для детей «Вера», утвержденного 26 марта 2001 года Министром труда и социального развития Саратовской области, «Приют» является специализированным учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Марксовского муниципального района Саратовской области оказание социальной, психологической и педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства.

Основной целью деятельности приюта является обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными степенью и формами дезадаптации, оказание правовой, медико-психолого-педагогической помощи, организация их временного проживания и дальнейшего жизнеустройства; основными задачами приюта являются: обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков, организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействие их профессиональной ориентации и получение ими специальности; медико-психолого-педагогическая реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предупреждение безнадзорности, беспризорности и др. (п.2.1); приют проводит социально-реабилитационную работу с несовершеннолетними в возрасте от 3 до 18 лет (п.2.4).

В соответствии с пунктом 1.13 раздела «Наименование учреждений» в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 включены учреждения социального обслуживания: «социальный приют для детей и подростков»; а в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность «воспитатель».

Суд считает, что формальное несоответствие наименования учреждения социального обслуживания, в котором работала, истец в спорные периоды, с наименованием учреждений социального обслуживания, указанных в Списке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, само по себе не может являться достаточным основанием для отказа в реализации ФИО1 права на пенсионное обеспечение.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года, а также в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24 июня 1999 года социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и социальные приюты для детей были отнесены к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, то есть были отнесены к учреждениям для детей.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1, работая в спорные периоды работы в вышеуказанном учреждении, постоянно работала с детьми, планировала и организовывала жизнедеятельность воспитанников и осуществляла их воспитание; проводила повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что периоды с 07 марта 1997 года по 17 октября 1997 года в должности воспитателя в Центре социального обслуживания населения подлежат включению в педагогический стаж.

Также истцом заявлены требования о включении периодов с 13 января 1992 года по 22 января 1992 года нахождения в учебном отпуске, с 26 октября 2004 года по 05 ноября 2004 года, с 19 октября 2010 года по 28 октября 2010 года нахождения на курсах повышения квалификации.

Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Аналогичные положения содержались в ст. 198 Кодекса законов о труде Российской Федерации, п. 8 ст. 50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании».

Судом установлено, что ФИО1 с 13 января 1992 года по 22 января 1992 года обучалась по заочной форме обучения в имеющем государственную аккредитацию Тамбовском педагогическом училище по специальности «воспитание» в дошкольных учреждениях. На момент обучения в учебном заведении, а также после его окончания истец осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя, при обучении за ней сохранялась средняя заработная плата по месту работы, что подтверждается приказом № 5 от 13 января 1992 года по д/с № 16 г. Маркса, справкой уточняющей характер работы № 105 от 25 мая 2019 года, сведениями из трудовой книжки, дипломом серии СТ № 087517, выданном 10 июля 1992 года ( т. 1 л.д. 17, 55,56, 72-73).

С учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу о включении в специальный стаж ФИО1 периода нахождения с 13 января 1992 года по 22 января 1992 года в учебном отпуске. При этом суд исходит из того, что указанные периоды являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Судом установлено, что ФИО1 с 26 октября 2004 года по 05 ноября 2004 года, с 19 октября 2010 года по 28 октября 2010 года, в период работы в должности воспитателя в МДОУ - детский сад № 16 г. Маркса направлялась на курсы повышения квалификации.

Факт нахождения на курсах повышения квалификации в спорные периоды подтверждаются приказами работодателя № 356 от 23 октября 2004 года, № 168-к от 18 октября 2010 года о направлении на курсы, выданными по их окончании удостоверениями ( т. 1 л.д. 52, оборот, 53, 57, 58).

Как видно из материалов дела, истец находилась на курсах повышения квалификации по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую занимала в спорные периоды времени.

На основании изложенного, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Таким образом, отказ пенсионного органа во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации является незаконным.

Судом установлено, что ФИО1 обратилась с заявлением о назначении пенсии 15 января 2018 года. Продолжительность стажа на соответствующих видах работ, которая не оспаривается ответчиком, составила 20 лет 04 месяца 17 дней. При сложении спорных периодов работы и установленного стажа на соответствующих видах работ продолжительность специального стажа ФИО1 составит более 25 лет, что является достаточным для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях » № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.

Надлежит обязать ответчика назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года с 15 января 2018 года.

Доводы ответчика о том, что спорные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как включение указанных периодов не предусмотрено Правилами от 29 октября 2002 года № 781, являются несостоятельными. Отсутствие в Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из стажа педагогической деятельности.

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 15 января 2018 года, включив в стаж педагогической работы периоды с 18 июля 1992 года по 30 августа 1994 года в должности воспитателя в ДЦ «Полянка», с 07 марта 1997 года по 17 октября 1997 года в должности воспитателя в Центре социального обслуживания населения, с 21 октября 1997 года по 08 августа 1999 года, с 21 августа 1999 года по 11 ноября 1999 года в должности воспитателя в «Учебно-воспитательном комплексе: детский сад – начальная школа», с 13 января 1992 года по 22 января 1992 года нахождения в учебном отпуске, с 26 октября 2004 года по 05 ноября 2004 года, с 19 октября 2010 года по 28 октября 2010 года нахождения на курсах повышения квалификации.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Г.Д. Арсланова.