ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-497/2018(2-4490/17) от 08.02.2018 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-497/2018 (2-4490/2017)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2018 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Леонтьевой Т.В.,

при секретаре Хардиной В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1к Правительству Алтайского края о признании распоряжения незаконным в части предоставляемой площади жилого помещения, обязании внести в распоряжение изменение, признании права на получение государственного жилищного сертификата из расчета предоставления общей площади по социальной норме

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Правительству Алтайского края о признании распоряжения Правительства Алтайского края от 31.05.2017 в части установления площади 19,95 кв.м. незаконным, обязании внести в распоряжение изменение в части предоставляемой площади для ФИО1 33 кв.м., признании права на получение государственного жилищного сертификата из расчета предоставления общей площади по социальной норме 33 кв.м.

В обоснование своих требований указала, что решением Центрального районного суда г. Барнаула от 04.03.2015 признано незаконным решение Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об отказе во включении ФИО1 в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края. За ФИО1 признано право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края. На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить ФИО1 в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края. На момент вынесения решения действовала старая редакция Постановления Правительства от 07.06.1995 №561, потому ей должен быть выдан сертификат исходя из площади 33 кв.м., потому Распоряжение Правительства Алтайского края от 31.05.2017 о внесении изменений в части площади жилого помещения с 33 кв.м. на 19,95 кв.м. является незаконным.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена надлежаще.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании на требованиях настаивала.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Алтайского края ФИО3 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежаще.

Поскольку возражений относительно рассмотрения дела в отсутствие истца не поступило, то суд в силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, решением Центрального районного суда г. Барнаула от 04.03.2015 признано незаконным решение Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об отказе во включении ФИО1 в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края. За ФИО1 признано право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края. На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить ФИО1 в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.

При рассмотрении дела было установлено, что ФИО1 являлась собственником 1/2 доли в праве собственности на жилой дом по <адрес>. Дом был утрачен в результате паводка в мае-июне 2014 года.

Определением Центрального районного суда г. Барнаула от 26.05.2017 произведена процессуальная замена ответчика с Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.

Распоряжением Администрации Алтайского края от 23.03.2016 №70-р утвержден список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края. В данный список включена ФИО1 с площадью предоставляемого жилого помещения в 33 кв.м.

Распоряжением Администрации Алтайского края от 31.05.2017 утвержден новый список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края. В данный список включена ФИО1 с площадью предоставляемого жилого помещения в 19,95 кв.м., площадь утраченного жилого помещения 39,9 кв.м.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в настоящее время спор возник в связи с несогласием истца с площадью подлежащего предоставлению ей жилого помещения.

В соответствии с п.п.1 и 2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

07.06.1995 Правительством Российской Федерации принято Постановление №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, 10.07.1995 Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п.1).

Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

Ранее действующая редакция указанного Постановления Правительства Российской Федерации предусматривала, что государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.

К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 №213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов…» в названный пункт Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 №561 внесены изменения, текс изложен в следующей редакции: государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

В данном случае суд руководствуется новой редакцией нормативного акта. При этом в данном случае внесение в Постановление Правительства Российской Федерации изменений не может рассматриваться в качестве ухудшения положения граждан, поскольку по смыслу института выдачи государственных жилищных сертификатов последние являются мерой государственной поддержки пострадавших, в том числе в результате чрезвычайной ситуации, и направлены на восстановление прав граждан, существовавших до наступления чрезвычайной ситуации, а не улучшении жилищных условий.

Ссылка истца на то, что подлежала применению к истцу предыдущая редакция Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 №561, поскольку решение суда вынесено до внесения изменений, является необоснованной, поскольку при рассмотрении Центральным районным судом г. Барнаула гражданского дела вопрос о площади жилого помещения не являлся спорным, предметом рассмотрения не являлся.

Поскольку список граждан, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края, сформирован после 24 марта 2015 года, суд пришел к верному выводу о том, что такие изменения распространяются и на истца.

Поскольку истец являлась собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 39,9 кв.м., то указание в списке, утвержденном Распоряжением Правительства Алтайского края от 31.05.2017 , площади предоставляемого истцу помещения 19,95 кв.м., являлось правомерным, оснований для признания данного Распоряжения в части истца незаконным и возложении обязанности внести в него изменения, суд не находит.

Ссылка представителя истца на определение Бийского районного суда Алтайского края , которым утверждено мировое соглашение между ФИО1 и вторым собственником дом о возмещении ущерба от пожара, что по мнению стороны истца свидетельствует о выкупе всего дома истцом, не принимается во внимание судом, поскольку право собственности на недвижимое имущество возникает с момента регистрации такого права, права на весь дом за истцом не зарегистрированы, что представитель истца не отрицала. Кроме того, данные обстоятельства возникли после причинения ущерба от паводка. Более того, возмещение ущерба от пожара не свидетельствует о приобретении прав на данное имущество.

Суд также не находит оснований для удовлетворения требований истца в связи с тем, что оспариваемое Распоряжение Правительства Алтайского края от 31.05.2017 исполнено, государственный жилищный сертификат на помещение с площадью 19,95 кв.м. истцу выдан.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1к Правительству Алтайского края о признании распоряжения незаконным в части предоставляемой площади жилого помещения, обязании внести в распоряжение изменение, признании права на получение государственного жилищного сертификата из расчета предоставления общей площади по социальной норме оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Леонтьева