ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-497/2018 от 16.03.2018 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-497/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2018 года г.Хабаровск

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Архиповой К.А.,

при секретаре судебного заседания Ооржак Т.Р.,

с участием представителя истца - ст.помощника прокурора

Хабаровского района Васильевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете использования платежного терминала,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ИФНС РФ проведена проверка соблюдения требований законодательства об использовании контрольно-кассовой техники индивидуальным предпринимателем ФИО1, по результатам которой установлено, что платежный терминал , расположенный по адресу: <адрес>, принимает платежи без регистрации платежного терминала и без регистрации контрольно-кассовой машины, что является нарушением требований законодательства, поскольку в копии документа, подтверждающего оплату, отсутствуют сведения о заводском номере контрольно-кассовой машины, заводского номера фискального накопителя, реквизиты ЭКЛЗ и КПК, прием платежей осуществляется наличными денежными средствами с использованием платежного терминала, в состав которого не встроена контрольно-кассовая техника.

Неприменение ответчиком контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения через платежный терминал является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой, также представляет угрозу причинения имущественного вреда и лишает граждан права отстаивать и защищать свои имущественные права, в связи с чем просит суд запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 противоправную деятельность по эксплуатации платежного терминала , расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца - ст.помощник прокурора Хабаровского района Васильева Н.В. на требованиях настаивала, дала пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен в установленном законом порядке по последнему известному месту жительства, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в соответствии со ст.119 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Как следует из материалов дела, в пункте приема платежей расположенного по адресу: <адрес>, индивидуальным предпринимателем ФИО1 установлен платежный терминал , с помощью которого принимаются платежи без регистрации платежного терминала и без регистрации контрольно-кассовой машины.

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В определение «контрольно-кассовая техника» (далее по тексту - ККТ) включаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Автоматическое устройство для расчетов - устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением контрольно-кассовой техники без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя (ст.1.1 Федерального закона № 54-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В силу п.2 ст.4 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа.

В судебном заседании установлено, что ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, одним из видов экономической деятельности которого является предоставление прочих услуг, в том числе и по приему платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал, расположенный по адресу: <адрес>.

При осуществлении указанной деятельности по приему платежей, встроенная контрольно-кассовая техника на платежных терминалах индивидуальным предпринимателем ФИО1 не применяется, контрольно-кассовую технику в составе указанного автоматического устройства для расчетов не использует, от регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе автоматического устройства для расчетов уклоняется, информация, указанная в информационном блоке автоматического устройства для расчетов не содержит всех обязательных реквизитов.

Данное обстоятельство подтверждено материалами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.

По смыслу вышеуказанных норм права, оборудованию контрольно-кассовой техникой подлежит именно каждый платежный терминал, а не головной компьютер сети платежных терминалов, в который поступает вся информация о произведенных платежах.

В соответствии с п.12 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В силу требований ст.5 Федерального закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также учитывая то, что неприменение индивидуальным предпринимателем ФИО1 контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал является незаконным и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что требования истца удовлетворены, а последний в силу требований ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины при обращении с требованием в суд, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета Хабаровского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ исходя из неимущественного требования в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете использования платежного терминала удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1, ОГРНИП от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН <***>, использовать для приема платежей плательщиков необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал , расположенный по адресу: <адрес>, 41.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРНИП от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН <***>, государственную пошлину в доход бюджета Хабаровского муниципального района <адрес> в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Хабаровский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись) К.А.Архипова

Копия верна:Судья: К.А.Архипова