ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4983/2022 от 08.09.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи (..)

при секретаре судебного заседания (..),

с участием представителя истца помощника Сочинского транспортного прокурора (..),

представителя ответчика (..), действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению заместителя Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны и привести его в надлежащее состояние,

установил:

Заместитель Сочинского транспортного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к ответчику ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны и привести его в надлежащее состояние.

Исковые требования мотивировал тем, что Сочинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего использование имущества, находящегося в собственности Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае -р от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения (с обременением в виде аренды) передан склад длительного хранения (объект гражданской обороны), лит. «Ю», расположенный по адресу:

Также распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ, из п. 1 распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ исключены слова «составляющее имущество казны Российской Федерации (с обременениями в виде аренды), согласно приложению к настоящему распоряжению» и заменены словами «составляющее имущество казны Российской Федерации, согласно приложению к настоящему распоряжению».

В соответствии с актом о приеме - передаче здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ-р объект - помещение специального назначения, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, , лит. «Ю», в отсутствии каких-либо обременений передан директору Сочинского филиала ФГУП «Росморпорт» в технически исправном состоянии, пригодном к дальнейшей эксплуатации.

Проведенной прокуратурой в 2014 году проверкой соблюдения законодательства при использовании имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, установлено, что объект гражданской обороны, расположенный по адресу: переоборудован, а именно: организован дверной проем из помещения (комната дежурного) в помещение (венткамера) размером 0,89м* 1,98м при толщине перегородки 0,32м, дверной проем между помещением (венткамера) и помещением (венткамера) расширен, размер дверного проема 1,62м*2,66м при ширине перегородки 0,2м, перегородка размером 1,1м* 1,2м при толщине 0,34м в помещение (венткамера) демонтирована, перегородка размером 3,38м*2,92м при толщине 0,3м в помещении (дизельная эл.станция) демонтирована, дверные металлические блоки в помещении (тамбур) в количестве 2 блоков демонтированы, дверной проем между помещениями (помещение для укрываемых) и (венткамера) размером 1,48м*2,09м ликвидирован, вместо него организован новый дверной проем размером 1,3м*2,17м при толщине стены 0,2м, демонтирован дверной блок, перегородка между помещением (венткамера) и помещением (венткамера) демонтирована в полном объеме, размер 3,47м*2,95м при толщине 0,2м, в помещении (венткамера) демонтирована часть перегородки размером 0,8м*2,31м при толщине 0,22м, в перегородке между помещением (помещение для укрываемых) и (венткамера) организован проем размером 0,77м*0,98м.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены в полном объеме требования Сочинского транспортного прокурора к (..) о признании действий по перепланировке и переоборудованию помещения специального назначения незаконными и обязании устранить допущенные нарушения.

В целях принудительного исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство которое впоследствии прекращено в связи с ликвидацией должника (..)

Согласно ответу на запрос Азово-Черноморского бассейнового филиала от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени выявленные нарушения, выразившиеся в перепланировке помещения специального назначения (объекта гражданской обороны) не устранены в полном объеме.

В настоящее время помещение специального назначения не исключено из реестров объектов гражданской обороны и является защитным сооружением (инвентарный

На основании изложенного и с учетом уточненных исковых требований просит суд обязать ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: в соответствии с установленными требованиями Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ путем: заложения дверного проема между помещениями и размером 0,89м* 1,98м, при толщине перегородки 0,32м; заложения части дверного проема, привести дверной проем между помещением и помещением к параметрам, указанным в техническом паспорте здания от ДД.ММ.ГГГГ размером 0,6м* 1,9м; возведения перегородки размером 1,1м* 1,2м при толщине 0,34м в помещении ; возведения перегородки размером 3,38м*2,92м при толщине 0,3м в помещении ; установления 2 дверных герметичных металлических блока между помещениями и ; восстановления дверного проема (разложить) размером 1,48м*2,09м между помещениями и ; заложения дверного проема размером 1,3м*2,17м при толщине стены 0,2м, не предусмотренного техническим паспортом здания от ДД.ММ.ГГГГ, между помещениями и ; возведения перегородки 3,2м*3,0м толщиной 0,25м с устройством дверного проема 0,9м* 1,9м и установкой двери между помещениями и ; возведения части перегородки размером 1,6м*2,92м при толщине 0,25м с устройством дверного проема и установкой двери между помещениями и ; возведения части перегородки размером 1,47м*2,1м при толщине 0,25м с устройством дверного проема и установкой двери между помещениями и ; возведения перегородки размером 1,54м*3,0м толщиной 0,2м между помещениями и ; удаления ткани в отделке потолков с последующей отчисткой в помещении ; в отделке стен, колон в помещениях № и 24 удаления древесностружечные плиты, окрашенные краской; удаления с плоскости потолков в помещениях №, 2, 3, 4 и 5 навесного потолка из ПВХ пленки; удаления с плоскости стен в помещениях №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 керамическую плитку, произвести очистку стен, грунтовку; установления в помещении оборудование вентиляционной системы согласно паспорту убежища Ц, составленного ДД.ММ.ГГГГ: вентилятора производительностью 164800 м3/час - 1 шт.; вентилятора производительностью 900 м3/час - 1 шт.; вентилятора производительностью 6480 м3/час - 1 шт.; вентилятора производительностью 270 м3/час - 1 шт.; вентилятора производительностью 14900 м3/час - 1 шт.; фильтра типа ФЯР - 7 шт.; фильтра типа ЗФП - 1 шт.; герметичные клапаны - 7 шт.; калориферов типа КВС-II-П - 4 шт.; установления в помещении дизельную электростанцию (ДЭС) потребляемой мощностью 80 кВт, в качестве защищенного источника электроснабжения.

В судебном заседании представитель истца помощник Сочинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры (..) исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, на удовлетворении исковых требований в уточненной редакции настаивал.

Представитель ответчика (..), действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала. Свои возражения мотивировала тем, что ФГУП «Росморпорт» является ненадлежащим ответчиком по делу, так как виновные в перепланировке помещения лица установлены вступившим в законную (..) судебным актом. ФГУП «Росморпорт» не является правопреемником ООО «Три-К». Перепланировка была произведена после того, как данное помещение было передано в аренду (..)

Считает, что проведенная судебная экспертиза является неполной и недостоверной, так как в ней не даны ответы на все поставленные вопросы, а те ответы, которые даны, не позволяют привести объект в соответствие с нормативно-правовыми актами.

Если произвести перечень работ, перечисленные в экспертном заключении, то цель, с которой истец обратился в суд, не будет достигнута, так как не рассмотрен вопрос инженерно-технического оборудования данного помещения, систем отопления, систем водоснабжения и канализации, что является необходимым для того, чтобы объект мог функционировать по своему прямому назначению. И если выполнить все требования, перечисленные в экспертизе, объект не будет соответствовать необходимым требованиям, так как не полно выяснен объем работ, который необходимо произвести, не установлена стоимость работ, хотя данный вопрос был поставлен перед экспертом. Кроме того, не понятен срок, в течение которого необходимо исполнить решение суда. Таким образом, все перечисленные требования, которые должен выполнить ФГУП «Росморпорт» в качестве ответчика не приведут объект в необходимое состояние и функциональное назначение.

На основании изложенного, просила суд в удовлетворении исковых требований полностью отказать.

Выслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав в судебном заседании все представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите вселения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

В (..) требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Статьей 6 указанного Федерального закона установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается соответствующими материалами дела, Сочинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего использование имущества, находящегося в собственности Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае -р от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения (с обременением в виде аренды) передан склад длительного хранения (объект гражданской обороны), лит. «Ю», расположенный по адресу:

В соответствии с актом о приеме - передаче здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ-р объект - помещение специального назначения, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, , лит. «Ю» в отсутствии каких-либо обременений передан директору Сочинского филиала ФГУП «Росморпорт» в технически исправном состоянии, пригодном к дальнейшей эксплуатации.

Проведенной прокуратурой в 2014 году проверкой соблюдения законодательства при использовании имущества, составляющего, имущество казны Российской Федерации установлено, что объект гражданской обороны, расположенный по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, , лит. «Ю», переоборудован, а именно: организован дверной проем из помещения (комната дежурного) в помещение (венткамера) размером 0,89м* 1,98м при толщине перегородки 0,32м, дверной проем между помещением (венткамера) и помещением (венткамера) расширен, размер дверного проема 1,62м*2,66м при ширине перегородки 0,2м, перегородка размером 1,1м* 1,2м при толщине 0,34м в помещение (венткамера) демонтирована, перегородка размером 3,38м*2,92м при толщине 0,3м в помещении (дизельная эл.станция) демонтирована, дверные металлические блоки в помещении (тамбур) в количестве 2 блоков демонтированы, дверной проем между помещениями (помещение для укрываемых) и (венткамера) размером 1,48м*2,09м ликвидирован, вместо него организован новый дверной проем размером 1,3м*2,17м при толщине стены 0,2м, демонтирован дверной блок, перегородка между помещением (венткамера) и помещением (венткамера) демонтирована в полном объеме, размер 3,47м*2,95м при толщине 0,2м, в помещении (венткамера) демонтирована часть перегородки размером 0,8м*2,31м при толщине 0,22м, в перегородке между помещением (помещение для укрываемых) и (венткамера) организован проем размером 0,77м*0,98м.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены в полном объеме требования Сочинского транспортного прокурора к (..) о признании действий по перепланировке и переоборудованию помещения специального назначения незаконными и обязании устранить допущенные нарушения.

В целях принудительного исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство которое впоследствии прекращено в связи с ликвидацией должника (..)

Согласно ответу на запрос Азово-Черноморского бассейнового филиала от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени выявленные нарушения, выразившиеся в перепланировке помещения специального назначения (объекта гражданской обороны) не устранены в полном объеме.

В настоящее время помещение специального назначения не исключено из реестров объектов гражданской обороны и является защитным сооружением (инвентарный ).

Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В пп. 1.2, 2.1 и 2.2 Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.

В (..) п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия тля безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской бороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно- технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Для разрешения вопросов требующих специальных познаний по ходатайству представителя ответчика судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам (..)

Согласно ч. 2 ст. 187 Гражданского процессуального кодекса РФ заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной (..).

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» суд проверил, соответствует ли заключение эксперта поставленным перед ним вопросам, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

Суд, дав оценку экспертному заключению, приходит к выводу о принятии его в качестве допустимого доказательства по делу, так как экспертиза назначена и проведена в установленном ГПК РФ порядке с участием представителя стороны ответчика; в экспертном заключении содержатся сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела; экспертное заключение выполнено квалифицированными экспертами-строителями (..) и (..) и экспертом городского кадастра (..), имеющими высшее образование, и значительный стаж экспертной работы, а кроме того, экспертное заключение объективно согласуется с другими исследованными в судебном заседании доказательствами. Экспертиза проводилась с выходом, осмотром и замерами объекта исследования.

При таких обстоятельствах суд находит возможным основывать свое решение, в том числе, и на заключении экспертов (..) от ДД.ММ.ГГГГ наряду с другими доказательствами по делу.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что неправомерными действиями ответчика помещение специального назначения, составляющее имущество казны Российской Федерации, приведено в непригодное для использования по прямому назначению состояние, что недопустимо.

Обязанность по приведению защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние лежит на (..)

Несоблюдение ответчиком требований закона о надлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны и обеспечении постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку прокурор при подаче настоящего иска в суд на основании указанной нормы закона от уплаты государственной пошлины освобожден, следовательно, с ответчика ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 6 000 рублей в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования заместителя Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны и привести его в надлежащее состояние полностью удовлетворить.

Обязать ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: в соответствие с установленными требованиями «СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ путем: заложения дверного проема между помещениями и размером 0,89м*1,98м, при толщине перегородки 0,32м; заложения части дверного проема, привести дверной проем между помещением и помещением к параметрам, указанным в техническом паспорте здания от ДД.ММ.ГГГГ размером 0,6м*1,9м; возведения перегородки размером 1,1м*1,2м при толщине 0,34м в помещении ; возведения перегородки размером 3,38м*2,92м при толщине 0,3м в помещении ; установления 2 дверных герметичных металлических блока между помещениями и ; восстановления дверного проема (разложить) размером 1,48м*2,09м между помещениями и ; заложения дверного проема размером 1,3м*2,17м при толщине стены 0,2м, не предусмотренного техническим паспортом здания от ДД.ММ.ГГГГ, между помещениями и ; возведения перегородки 3,2м*3,0м толщиной 0,25м с устройством дверного проема 0,9м*1,9м и установкой двери между помещениями и ; возведения части перегородки размером 1,6м*2,92м при толщине 0,25м с устройством дверного проема и установкой двери между помещениями и ; возведения части перегородки размером 1,47м*2,1м при толщине 0,25м с устройством дверного проема и установкой двери между помещениями и ; возведения перегородки размером 1,54м*3,0м толщиной 0,2м между помещениями и ; удаления ткани в отделке потолков с последующей отчисткой в помещении ; в отделке стен, колон в помещениях № и 24; удаления древесно-стружечной плиты, окрашенной краской; удаления с плоскости потолков в помещениях № , 2, 3, 4 и 5 навесного потолка из ПВХ пленки; удаления с плоскости стен в помещениях № , 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 керамической плитки, произвести очистку стен, грунтовку; установления в помещении оборудования вентиляционной системы согласно паспорту убежища Ц, составленного ДД.ММ.ГГГГ: вентилятора производительностью 164800 м3/час – 1 шт.; вентилятора производительностью 900 м3/час - 1 шт.; вентилятора производительностью 6480 м3/час - 1 шт.; вентилятора производительностью 270 м3/час - 1 шт.; вентилятора производительностью 14900 м3/час - 1 шт.; фильтра типа ФЯР - 7 шт.; фильтра типа ЗФП - 1 шт.; герметичных клапанов - 7 шт.; калориферов типа КВС-II-П - 4 шт.; установления в помещении дизельной электростанции (ДЭС) потребляемой мощностью 80 кВт, в качестве защищенного источника электроснабжения.

Взыскать с ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке вв течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Центрального

районного суда г. Сочи Г.В. Казимирова

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»