К делу № 2-4985/2019
УИД 23RS0041-01-2019-005791-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2019 г. г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Поцелуйко М.Ю.,
секретаря Кузьмичевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «ПЭК» о взыскании убытков по договору грузоперевозки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «ПЭК» и согласно уточненным исковым требования, просила взыскать убытки, причиненные повреждением груза при его перевозке в размере 25709 руб. 21 коп., неустойку за несвоевременную доставку груза в размере 25156 руб. 51 коп., штраф в размере 12854 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ПЭК», расположенный по адресу: <адрес> и ФИО1 был заключен договор грузоперевозки. Предметом договора являлась перевозка груза (количество грузовых мест 129), груз был упакован перевозчиком ООО «ПЭК» в жесткую упаковку в г. Кемерово. Истцом оплачены услуги перевозчика в размере 83 855 руб. 06 коп., в том числе: транспортно-экспедиционные услуги (забор по г. Кемерово); транспортно-экспедиционные услуги Кемерово-Краснодар; транспортно-экспедиционные услуги (доставка по г. Краснодар); дополнительная упаковка груза в матрасный мешок. Груз должен был прибыть в г. Краснодар ДД.ММ.ГГГГ, однако часть груза в указанную дату в ее адрес не поступила, 15 мест были доставлены только ДД.ММ.ГГГГ., в нарушение сроков доставки, установленных договором грузоперевозки. При этом, часть груза имела существенные повреждения, о чем истцом была сделана соответствующая отметка в акте № от ДД.ММ.ГГГГ (поврежден шкаф, стоимостью 26 600 руб., который восстановлению не подлежит, а также кровать, ремонт которой составил 5 200 руб.). Сумма причиненного грузоперевозчиком ущерба составила 31 800 руб. Однако ООО «ПЭК» причиненный ущерб не возместило. В адрес ответчика была направлена претензия, на которую он не ответил. Поскольку причиненный ей ущерб грузоперевозчиком не возмещен, она вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «ПЭК» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, представленные документы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
При разрешении настоящего дела, суд считает необходимым руководствоваться положениями глав 25, 41 Гражданского кодекса РФ, регулирующей правоотношения в сфере транспортной экспедиции, специальным законом - Федеральным законом от 30.06.2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части не урегулированной специальными законами.
В соответствии со ст.ст. 801-802, 804 ГК РФ, ст. 3 ФЗ-87 «О транспортно-экспедиционной деятельности», по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что согласно экспедиторской расписке № от ДД.ММ.ГГГГ грузоотправитель ФИО1 в г. Кемерово передала экспедитору - ООО «ПЭК» груз под наименованием «домашние вещи», в количестве 129 грузовых мест.
При подписании экспедиторской расписки, ФИО1 указала объявленная ценность (стоимость) груза в размере 200 000 руб. Грузополучателем указана ФИО1 г. Краснодар.
За доставку груза и дополнительные услуги ФИО1 оплатила ООО «ПЭК» 83855 руб. 06 коп., что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанного поручения экспедитора следует, что груз с объявленной стоимостью свыше 100 руб. за 1 кг груза, переданного экспедитору в целях организации его перевозки, подлежит страхованию за счет клиента.
Подписанием документа клиент подтверждает, что ознакомлен и согласен с условиями договора публичной оферты, размещенном на сайте экспедитора www.pecom.ru.
Согласно Договора транспортно-экспедиционного обслуживания, договор считается заключенным с момента его акцепта путем присоединения Клиента к его условиям. Фактом присоединения к условиям договора является заказ услуги, и/или сдача груза, и/или оплата услуги, и/или получение груза. Акцепт оферты равносилен заключению договора на условиях, отраженных в оферте.
Согласно п.1.1 Договора экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента оказать услуги, связанные с перевозкой груза Клиента, или организовать их оказание согласно поручению Экспедитору.
В последствии, ФИО1 передала Экспедитору опись груза по накладной №, общая стоимость которого составляет <данные изъяты> руб.
Как следует из Акта № от ДД.ММ.ГГГГ часть груза, в количестве 114 грузовых мест, была выдана получателю ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ выданы оставшиеся 15 грузовых мест.
Между сторонами был составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, которым было зафиксировано частичное повреждение груза:
- стол письменный – угол столешницы отколот;
- диван – погнут каркас;
- кровать – исцарапаны деревянные стойки;
- стул деревянный – сломана спинка;
- шкаф – восстановлению не подлежит, т.к. материал из которого он сделан разбух от влаги, рассохлись и сломались полки и соединительные элементы.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ООО «ПЭК» с досудебной претензией, одновременно предоставила расчёт убытков и дефектные ведомости ИП ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПЭК» дало ответ на претензию, в котором признало сумму ущерба на сумму 6090 руб. 79 коп., после чего произвело выплату ФИО1 в указанном размере, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6090 руб. 79 коп.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 вновь обратилась с претензией, ответ на которую ответчиком не дан.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом и договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Пунктом 1 ст. 400 ГК РФ установлено, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).
Согласно п.3 ч.1 ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в частности, за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза.
Аналогичным образом установлена ответственность экспедитора в п.п. б п.6.1 договора транспортно-экспедиционного обслуживания.
В соответствии с п. 6.2 Договора клиент уведомлен и согласен, что ответственность экспедитора не может превышать объявленной клиентом стоимости груза. Клиент гарантирует, что объявленная стоимость груза не может превышать его реальную (документальную подтвержденную) стоимость и возмещает все убытки, возникшие у сторон вследствие нарушения клиентом данной гарантии.
Истец, как собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором в соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» грузоотправитель при предъявлении груза для перевозки имеет право объявить его ценность. Прием для перевозки груза с объявленной ценностью осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
Пунктом 12 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, предусмотрено, что при объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном настоящими Правилами, с указанием в пункте 5 транспортной накладной его ценности. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.
Пунктом 8 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, для оказания транспортно-экспедиционных услуг Клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Из этого следует, что обязанность по заполнению поручения экспедитору и ответственность за информацию, содержащуюся в нем, возложена на Клиента.
ФИО1 указано о причинении ей ущерба на сумму 31 800 руб., что составляет 3,05% от реальной стоимости груза <данные изъяты>
Соответственно для определения суммы, на которую понизилась объявленная ценность необходимо рассчитать следующим образом:
200 000 руб. х 3,05%= 6 090,79 руб., где 200 000 руб. - объявленная стоимость груза; 3,05% руб. - процент, на который понизилась реальная стоимость груза; 6 090,79 руб. - сумма на которую понизилась объявленная ценность груза.
Отправляя груз, с указанием объявленной стоимостью в размере 200000 руб., клиент принял на себя возможные риски, связанные с утратой, недостачей и повреждением вышеуказанного груза в размере, превышающем объявленную стоимость груза.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца в части взыскания с ООО «ПЭК» суммы убытков в размере 25709 руб. 21 коп. удовлетворению не подлежат, ООО «ПЭК» произвело выплату в пределах объявленной стоимости груза.
Кроме того, истцом указано на нарушение ответчиком сроков доставки груза, задержки доставки 15 грузовых мест.
Судом было установлено и не оспаривалось сторонами, что груз был доставлен в г. Краснодар и выдан ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в количестве 114 грузовых мест и ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 грузовых мест.
В соответствии с ч. 1 ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Частью 1 ст. 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Ни положения главы 41 ГК РФ, ни ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также иные нормы регулирующие транспортно-экспедиционную деятельность, не содержат в качестве существенного условия срок оказания услуг.
В силу ч. 7 ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки
Заключенный между сторонами договор, а также экспедиторская расписка не содержат указания на срок доставки груза.
В силу части 2 ст. 314 ГК РФ, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что часть груза, в количестве 15 мест, была доставлена истцу в разумные сроки, что исключает начисление неустойки по ст. 9 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Поскольку истцу отказано в удовлетворении основных требований, то и производные требования о взыскании компенсации морального вреда, штрафа в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК ПФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «ПЭК» о взыскании убытков по договору грузоперевозки - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: