ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4988 от 24.11.2011 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-4988/2011

Решение

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года

Центральный районный суд города Омска в составе судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского административного округа города Омска в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта,

установил:

Прокурор САО города Омска в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратился в суд с иском к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта, в обоснование требований указано, что жилой дом  введен в эксплуатацию в 1960 году и до 1999 года находился на балансе ФГУП «Омский завод подъемных машин». На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 22.02.1999 года № 140-рк «О передаче объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе ГП «Омский завод подъемных машин», в муниципальную собственность» включен в Реестр муниципального имущества г. Омска. 18.11.2009 года многоквартирный жилой дом  исключен из Реестра муниципального имущества г. Омска на основании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации <...>. С 1960 года и до настоящего времени капитальный ремонт дома  в г. Омске не производился. В 2011 году ООО «Компания «Эксперт» проведено обследование дома  в г. Омске, по результатам которого составлено заключение о техническом состоянии дома. По итогам заключения сделан вывод о том, что без проведения мероприятий по капитальному ремонту безопасная эксплуатация здания и сохранность имущества жильцов не может быть гарантирована. В результате обследования жилого дома установлено, что год ввода в эксплуатацию жилого дома - 1960, капитальный ремонт дома не выполнялся с момент постройки дома. По результатам обследования жилого дома дана оценка физического износа. Так, согласно заключению общий физический износ жилого многоквартирного дома составляет 53%. Техническое состояние объекта оценено как неудовлетворительное. Наибольший процент износа (предельный) имеют инженерные коммуникации, требующие полной замены или переоборудования. Наименьший процент износа у долгоживущих элементов (фундаменты, стены наружные и перекрытия), где требуется капитальный ремонт в соответствии с нормами ВСН 58-88 (р) Ведомственные строительные нормы «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения». По сведениям технического паспорта от 20.05.1999 дом  является трехэтажным со стенами из кирпича с перекрытиями из железобетонных плит. Согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. На протяжении ряда лет жильцы дома обращались в эксплуатирующую организацию МУП «ЖКХ САО г. Омска», Администрацию Советского административного округа г. Омска, Администрацию г. Омска, ГЖИ по Омской области с письменными просьбами о проведении ремонта частей дома, в том числе инженерных систем, кровли дома. Спорный жилой дом сдан в эксплуатацию в 1960 году, дом принят в муниципальную собственность в 1999 году, то есть через 39 лет после ввода в эксплуатацию. Дом  нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан. Кроме того, при принятии в муниципальную собственность указанного дома Администрация г. Омска не потребовала от ГП «Омский завод подъемных машин» проведения капитального ремонта дома, следовательно, приняла на себя обязательства по проведению капитального ремонта дома в отношении квартир, приватизированных до 1999 года. Поскольку на момент приватизации жилой дом  нуждался в капитальном ремонте, а бывшим собственником дома Администрацией г. Омска обязанность по проведению капитального ремонта дома не исполнена, обязанность по проведению капитального ремонт общего имущества дома (кровли и крыши; инженерного оборудования - системы отопления; системы горячего водоснабжения: системы канализации; системы водопровода - балконов и козырьков) лежит на Администрации г. Омска. Кроме того, в настоящее время квартира № указанного дома находится в муниципальной собственностью. В данном жилом помещении по договору социального найма от 22.12.2006 № проживает ФИО3 с семьей, в том числе с несовершеннолетним сыном. Таким образом, Администрация г. Омска, как собственник жилого помещения многоквартирного дома, в соответствии со ст. 36 Жилищного дома, также обязана нести бремя содержания общего имущества. Просит обязать Администрацию г. Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома  в г. Омске (кровли и крыши; инженерного оборудования - системы отопления; системы горячего водоснабжения; системы канализации; системы водопровода; балконов и козырьков) за счет средств соответствующего бюджета.

С учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечен ФГУП «Омский завод подъемных машин», в качестве третьих лиц в порядке ст. 42 ГПК РФ привлечены собственники жилых помещений дома, в порядке ст. 43 привлечено ООО «ЖКХ «Сервис».

В судебном заседании представитель прокуратуры Советского административного округа города Омска, действующая на основании доверенности ФИО10, требования поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить.

ФИО1 в судебном заседании просила обязать Администрацию г. Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации г. Омска, ФИО11, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснила, что в настоящее время капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома выполняется в рамках действующего законодательства в соответствии нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которым, общее собрание собственников помещений многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится принятие решений о ремонте общего имущества в доме. Многоквартирный жилой дом  в городе Омске 1960 года постройки в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области передан на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 22.02.1999 № 140-рк «О передаче объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе ГП «Омский завод подъемных машин», в муниципальную собственность». Согласно справке № от 25.08.2011 года о принадлежности квартир, выданной ГП «Омский центр ТИЗ» всего в спорном доме 36 квартир, из них сведениями об оформлении прав собственности на квартиры № 13,17,20 ГП «Омский центр ТИЗ» не располагает. Исходя из предоставленной информации из 36 квартир право собственности на жилые помещения в порядке приватизации с 1992 до 1999 года, то есть на момент передачи многоквартирного жилого дома в муниципальную собственность, оформлено на 29 квартир, 4 квартиры оформлены, когда спорный многоквартирный жилой дом значился в Реестре муниципального имущества. В настоящее время многоквартирный жилой дом  в городе Омске исключен из Реестра муниципального имущества г. Омска на основании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска № 13136-р от 18.11.2009. По информации департамента имущественных отношений Администрации города Омска на сегодняшний день в Реестре муниципального имущества города Омска значатся квартиры № 13 и 17, квартира № 20 исключена из Реестра в 2010 году. Администрация города Омска считает, что не в отношении каждого собственника у муниципалитета наступила обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества. Заявители стали собственниками квартир значительно раньше, чем спорный многоквартирный жилой дом был передан в муниципальную собственность. В то время, когда дом находился на балансе ГП «Омский завод подъемных машин» собственники не обращались в организацию с просьбой осуществить капитальный ремонт общего имущества. Собственник квартиры в многоквартирном доме, которому наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления имеют лишь право предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Со ссылкой на ст. 16.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указала, что органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы осуществления финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года только за счет собственных доходов местных бюджетов. Считает, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный ФЗ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы или утвержденные органами государственной власти субъектов РФ при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При наличии основных условий, необходимых для включения многоквартирного дома в адресную программу и исходя из рейтинга многоквартирных домов, составленного по сумме баллов, с учетом средств долевого финансирования за счет всех источников финансирования, многоквартирный дом  в г. Омске может быть включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов по САО г. Омска.

В судебном заседании представитель соответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Омска ФИО12, действующий на основании доверенности, поддержал позицию представителя Администрации г. Омска, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители ответчика ФГУП «Омский завод подъемных машин», третьих лиц департамента имущественных отношений Администрации города Омска, ООО «ЖКХ «Сервис» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, письменного отзыва не представили, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Третьи лица - остальные сособственники общего имущества многоквартирного дома, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, об отложении дела не просили, в судебное заседание не явились. Их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела суд, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 01.10.1992 года ФИО2 в спорном доме приватизирована квартира №, ФИО6 приватизирована квартира № - 30.12.1992 года, ФИО5 квартира № - 05.07.1993 года, ФИО13 квартира № - 02.06.1992 года, ФИО14 квартира № - 20.04.1995 года, ФИО8 квартира № - 30.12.1992 года, ФИО9 квартира № - 22.02.1993 года, ФИО15 квартира № - 20.04.2010 года (л.д. 31-38).

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, в соответствии с п. 16 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается надлежащее содержание общего имущества либо собственниками, управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги, товариществом собственников жилья и др.

В соответствии с ч 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

В соответствии с ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <...> постройки, включен в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр муниципального имущества города Омска (далее - Реестр) на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 22.02.1999 года № 140-рк «О передаче объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе ГП «Омский завод подъемных машин».

В соответствии с требованиями действующего законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой указанный жилой дом исключен из Реестра и в состав муниципальной казны города Омска включены неприватизированные жилые помещения, расположенные в жилом доме. На текущий момент в Реестре учитываются квартиры №№ 13, 17, находящиеся в указанном домостроении.

В настоящее время жилой дом №, расположенный по адресу:  находится на обслуживании ООО «ЖКХ «Сервис».

Как следует из материалов дела, в том числе установлено в судебном заседании, часть помещений в доме  находится в муниципальной собственности, часть принадлежит гражданам на праве собственности (на основании регистрационных удостоверений, свидетельств о праве на наследство по закону, договоров купли-продажи, договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации и др.). Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).

Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта. По нормам указанного Положения максимальный срок эксплуатации кровли в доме составляет 15 лет, срок эксплуатации водопровода, канализации, горячего водоснабжения, труб отопления - 15 лет.

Как следует из технического паспорта, дом № 7А по ул. 22 Апреля в г. Омске построен в 1960 году (л.д. 76-102).

Прокурор САО г. Омска обратился в суд с данным иском, указывая на то, что, несмотря на установленные указанным выше Положением «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)» сроки, капитальный ремонт дома не производился ни разу.

Как следует из материалов дела, в 2011 году ООО «Компания «Эксперт» проведено обследование дома , по результатам которого составлено заключение о техническом состоянии дома. По итогам заключения сделан вывод о том, что без проведения мероприятий по капитальному ремонту безопасная эксплуатация здания и сохранность имущества жильцов не может быть гарантирована. В результате обследования жилого дома установлено, что год ввода в эксплуатацию жилого дома - 1960 год, капитальный ремонт дома не выполнялся с момент постройки дома. Согласно заключению общий физический износ жилого многоквартирного дома составляет 53%. Техническое состояние объекта оценено как неудовлетворительное. Наибольший процент износа (предельный) имеют инженерные коммуникации, требующие полной замены или переоборудования. Наименьший процент износа у долгоживущих элементов (фундаменты, стены наружные и перекрытия), где требуется капитальный ремонт в соответствии с нормами ВСН 58-88 (р) Ведомственные строительные нормы «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения».

По данным технического паспорта от 20.05.1999 года дом  является трехэтажным со стенами из кирпича с перекрытиями из железобетонных плит. Согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет.

В соответствии с проведенным исследованием состояние элементов крыши является критическим, износ кровли составил, 60% (имеются биологические образования, сколы, протечки, ослабления креплений шифера к обрешетке), инженерного оборудования - 80% (система отопления имеет массовые повреждения трубопроводов, сильное повреждение ржавчиной; система горячего водоснабжения имеет капельные течи в местах резьбовых соединений трубопроводов, поражение коррозией; система канализации имеет массовые течи в местах соединения приборов, неисправность системы, следы протечек по поверхности стен в подъездах; система водопровода имеет ржавчину по поверхности протечки), износ балконов и козырьков составил 80 %(имеются протечки, трещины, обнажение арматуры, коррозия металлических конструкций (консолей, кронштейнов и подвесок), множественные трещины и разрушения в плитах, общее состояние оценено как аварийное).

Согласно п.1 ст. 4 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему ФЗ.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон № 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом, под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещении к многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Указанный закон регламентирует условия предоставления финансовой поддержки. Для этого необходимо положительное решение собрания собственников жилых - помещений о долевом участии в финансировании проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

При соблюдении условий установленных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ собственникам необходимо обратиться в управляющую организацию или в Координационный Совет административного округа города Омска по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства для включения дома в адресную программу муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска» на соответствующий год.

Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома  действительно возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами.

Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник МО г. Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется право не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1960 году. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта дома, при этом, в судебном заседании представителем Администрации г. Омска ходатайств о проведении экспертного исследования по делу не заявлено, доказательств отсутствия оснований для проведения капитального ремонта указанного дома в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи ряда квартир в собственность граждан.

Доводы представителей ответчика о том, что ряд квартир был приватизирован из федеральной собственности а ряд из муниципальной, не могут служить по мнению суда основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Статья 16 Федерального Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта, жилищного фонда.

По смыслу приведенных норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведение капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем не была исполнена.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 Жилищного кодекса РФ и ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязанность по проведению капитального ремонта возлагается на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома  лежит на Администрации г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем, обязанность по проведению капитального ремонта дома должна быть возложена на нее.

При этом расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцам в период когда, истцы являлись нанимателями, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 года.

Поскольку на момент приватизации жилой дом 7А по улице 22 Апреля в г. Омске нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества в указанном жилом доме.

Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Администрацию города Омска обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу  за счет средств соответствующего бюджета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья