ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-498/12 от 16.11.2012 Прикубанского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-498/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2012 года п. Кавказский, КЧР

Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующей - судьи Боташевой А.Р., при секретаре Хасановой А.К., с участием прокурора – заместителя прокурора Прикубанского района КЧР – Гринько Ю.Н., представителя органа, чье бездействие оспаривается, – Администрации ФИО1 Прикубанского МР КЧР – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Прикубанского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Знаменского сельского поселения Прикубанского муниципального района КЧР,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Прикубанский районный суд КЧР с заявлением, в котором просил:

- признать бездействие администрации Знаменского сельского поселения, выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель сельского поселения, а также непринятии административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля, незаконным;

- обязать администрацию Знаменского сельского поселения разработать и принять административный регламент о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель сельского поселения.

В судебное заседание прокурор представил письменное заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором также просил суд обязать администрацию Знаменского сельского поселения осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель сельского поселения.

В судебном заседании прокурор Гринько Ю.Н. требования поддержал и пояснил, что прокуратурой Прикубанского района проведена проверка соблюдения прав предпринимателей и юридических лиц муниципальными органами контроля (надзора) при осуществлении ими муниципального контроля.

В ходе проверки установлено, что администрацией Знаменского поселения в нарушение федерального законодательства не осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель поселения, а также не принят административный регламент о порядке осуществления муниципального земельного контроля.

Вместе с тем, согласно п.п. 1, 2 ст.72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль есть деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Таким образом, для реализации администрацией Знаменского сельского поселения полномочий по муниципальному земельному контролю необходимо принятие соответствующего административного регламента, необходимость разработки которого обусловлена требованиями Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Неосуществлением муниципального земельного контроля нарушаются интересы муниципального образования по устранению нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки, проведенной в рамках соответствующего муниципального контроля, а непринятие административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии администрации, об отсутствии муниципального земельного контроля, нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля.

В судебном заседании представитель органа, чье бездействие оспаривается - администрации ФИО1 Прикубанского МР КЧР ФИО2 требования прокурора признала, пояснив, что административный регламент о порядке осуществления муниципального контроля за использованием земель сельского поселения администрацией не разработан и не утвержден, данный вид муниципального контроля администрацией не выполняется.

Выслушав прокурора, представителя органа, чье бездействие оспаривается, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В порядке ст. 254 ГПК РФ, подаются заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012г. № 93-ФЗ) осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011 N 242-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль есть деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Устав ФИО1 Прикубанского МР КЧР также предусматривает полномочия органа местного самоуправления на муниципальный земельный контроль.

Как установлено в судебном заседании, администрацией Знаменского поселения в нарушение федерального законодательства не осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель поселения, а также не принят административный регламент о порядке осуществления муниципального земельного контроля, что является нарушением вышеуказанного земельного законодательства и свидетельствует о наличии незаконного бездействия со стороны Администрации ФИО1, т.е. неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми (указанным законом) и иными актами, определяющими полномочия этого органа (уставом).

Отсутствие в муниципальном образовании нормативно определенного регламента проведения проверки при осуществлении муниципального земельного контроля нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - собственников и пользователей земельных участков в границах поселения, в части открытости административных процедур проведения проверки, правах и обязанностях должностных лиц муниципального контроля.

Кроме того, в данном случае нарушены интересы Российской Федерации в части несоблюдения установленных федеральным законодательством требований к организации и осуществлению муниципального земельного контроля, ограничений при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Бездействие органов местного самоуправления в сфере регулирования общественных отношений по муниципальному земельному контролю может также привести к различным коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, так как отсутствие административной процедуры осуществления муниципального контроля является коррупциогенным фактором.

При таких обстоятельствах, требования прокурора Прикубанского района КЧР, действующего в интересах неопределенного круга лиц, признаются судом законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В п. 28 Постановления от 10.02.2009 № 2 (в ред. от 09.02.2012) "о практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Пленум Верховного Суда РФ
разъяснил, что при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Кроме того, в этом же пункте названного постановления указано, что при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в доход бюджета Прикубанского муниципального района с органа местного самоуправления, чье бездействие признано незаконным, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 (двухсот) рублей, от которой был освобожден прокурор при подаче заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление прокурора Прикубанского района КЧР, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Знаменского сельского поселения Прикубанского муниципального района КЧР.

Признать бездействие администрации Знаменского сельского поселения Прикубанского муниципального района КЧР, выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель сельского поселения, а также непринятии административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля, незаконным.

Обязать Администрацию Знаменского сельского поселения Прикубанского муниципального района КЧР разработать и принять административный регламент о порядке осуществления муниципального контроля за использованием земель сельского поселения и осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель сельского поселения.

Настоящее решение в течение трех дней со дня вступления его в законную силу подлежит направлению в Администрацию Знаменского сельского поселения Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики для исполнения.

Обязать Администрацию Знаменского сельского поселения Прикубанского муниципального района КЧР не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда исполнить данное решение и сообщить суду об его исполнении.

Настоящее решение в течение трех дней со дня вступления его в законную силу подлежит размещению на сайте Прикубанского районного суда КЧР в сети Интернет.

Взыскать с Администрации Знаменского сельского поселения Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в доход бюджета Прикубанского муниципального района КЧР государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда КЧР в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Прикубанский районный суд КЧР.

Председательствующая по делу:

Судья Боташева А.Р.

Решение в окончательном виде изготовлено 19 ноября 2012 года.