ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-498/14 от 28.05.2014 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

  дело № 2-498/14

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 28 мая 2014г. г.Новосибирск

 Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Витюк В.В., при секретаре Енчиновой А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гр.С.Н.В.к Администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании за истцом права на бесплатное однократное получение земельного участка в качестве многодетной семьи для индивидуального жилищного строительства, обязании ответчика предоставить заявителю на указанном праве земельный участок с соблюдением очередности, согласно даты подачи заявления,

 установил:

 Гр.С.Н.В. обратилась с иском к Администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании за истцом права на бесплатное однократное получение земельного участка в качестве многодетной семьи для индивидуального жилищного строительства, обязании ответчика предоставить заявителю на указанном праве земельный участок с соблюдением очередности, согласно даты подачи заявления.

 Как указал в заявлении истец, она, гр.С.Н.В., является многодетной матерью и, соответственно, относится к категории лиц (многодетные семьи), пользующихся правом на однократное бесплатное получение (предоставление) в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании ст.15 Закона Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области». Соответствующее заявление было подано в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области 28.04.2011г., однако, указанное право не реализовано, земельный участок на указанном праве не предоставлен; ответом Администрации Новосибирского района НСО от 05.05.2011г. № 5253/01-12 ей фактически отказано в реализации указанного права. В то же время ей, гр.С.Н.В., стало известно, что ее заявление от 2011г. теперь не имеет законной силы и ей следует вновь обращаться с подобным заявлением. Ей, гр.С.Н.В., также известно, что в конце 2011г.-начале 2012г. Администрацией Новосибирского района НСО были выделены земельные участки, которые были получены лицами, подавшими заявления в декабре 2011г., в т.ч. а также лицами, подавшими заявления и ранее (до 10.12.2011г.). Подобное нарушает право граждан на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, соответственно указанное ее, гр.С.Н.В., вышеуказанное право нарушено и подлежит судебной защите.

 Ответчик исковые требования отзывом на него и в судебном заседании не признал по основаниям в нем приведенным.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства, проверив доводы иска, суд полагает исковое заявление гр.С.Н.В. не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

 Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, все фактические и юридически значимые действия, совершенные ответчиками, а также истцом в рамках спорного правоотношения на стадии его реализации, в т.ч. в его хронологическом порядке, соответствуют указанному в суде сторонами и имеет документальное подтверждение. Разногласия сторон касаются оценки действующего законодательства, определяющего порядок реализации права лица на бесплатное однократное получение земельного участка в качестве многодетной семьи для индивидуального жилищного строительства.

 В соответствии с п.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. В соответствии с п.1 ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с п.1, 2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 Согласно п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ представление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан, юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан, юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст.15 Закона Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области» от 14.04.2003г. № 108-ОЗ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно однократно в собственность граждан и юридических лиц в следующих случаях: если предоставление земельных участков осуществляется для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства: ветеранам боевых действий, если предоставление земельных участков, расположенных в сельских населенных пунктах, в собственность для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства осуществляется: семьям, имеющим детей-инвалидов, если предоставление земельных участков, расположенных в городских и сельских населенных пунктах муниципальных районов Новосибирской области, в собственность для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется: гражданам, имеющим трех и более детей (число детей на момент постановки на учет на бесплатное предоставление в собственность земельных участков).

 Федеральным законом от 14.06.2011г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс РФ», п.2 ст.28 ЗК РФ был дополнен абзацем 2, согласно которому граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в т.ч. для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

 Законом Новосибирской области от 02.07.2009г. № 363-ОЗ Закон Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ дополнен ст.15.1., а Законом Новосибирской области от

 07.11.2011г. № 142-ОЗ, внесены изменения в статью 15.1. Закона Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ, а также введена новая статья 15.2. в указанный Закон НСО.

 Согласно ст.15.1 Закона Новосибирской области от 14 апреля 2003 года № 108-ОЗ (в редакции закона № 142-ОЗ) бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в собственности области, в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, статьями 15, 15.2 настоящего Закона, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

 Гражданин, имеющий право на бесплатное предоставление земельного участка, обращается в департамент с заявлением в письменной или электронной форме …, в котором указывается размер земельного участка, предполагаемое место его размещения и вид разрешенного использования земельного участка.

 Предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется при наличии в собственности области, муниципальной собственности свободных земельных участков в порядке очередности поступления заявлений, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

 Бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, статьями 15, 15.2 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно ст.15.2. указанного закона Новосибирской области, бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.

 Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Новосибирской области.

 В развитие принятых норм, Правительство Новосибирской области приняло постановление от 22.11.2011г. № 495-п «Об утверждении порядка бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена».

 Согласно п.1 названного Порядка, настоящий Порядок определяет процедуру учета и рассмотрения заявлений граждан, имеющих трех и более детей, о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и порядок предоставления им земельных участков в собственность на территории Новосибирской области для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства.

 Граждане, имеющие трех и более детей, либо их представители, действующие по нотариально удостоверенной доверенности (далее - заявители), подают в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области или администрацию муниципального района Новосибирской области (далее - уполномоченные органы), на территории которого предполагается получение земельного участка, заявление о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка (п.4).

 Рассмотрение заявления осуществляется в течение 30 дней со дня его регистрации в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка и включает проверку оснований для бесплатного предоставления земельного участка, в том числе путем направления запросов в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и должностным лицам.

 По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: о постановке на учет гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность; об отказе в постановке на учет (п.8).

 Тем самым, судом установлено, что гр.С.Н.В. является многодетной матерью и, соответственно, относится к категории лиц (многодетные семьи), пользующихся правом на однократное бесплатное получение (предоставление) в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании ст.15 Закона Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области». Заявление о предоставлении ей бесплатно земельного участка в собственность подано в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области 28.04.2011г. Письмом от 05.05.2011г. № 5253/01-12 ей дан ответ, согласно которому предоставление земельного участка поставлено в зависимость от наличия сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства в существующих границах населенных пунктов, расположенных вблизи г.Новосибирска (расширение границ некоторых населенных пунктов из которых объективно возможно, но за счет земель, распоряжение которыми администрация района полномочий не имеет), соответственно реализация права возможна на территории всей Новосибирской области при наличии в любом муниципальном образовании свободных сформированных под указанные цели земельных участков, согласно решению конкретного муниципального образования (сельского поселения), о чем (ввиду неприложения заявителем выписки из протокола заседании комиссии органа местного самоуправления поселения по вопросу о возможности бесплатного однократного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренной п.3 Порядка, утвержденного постановлением главы Новосибирского района Новосибирской области от 13.05.2010г. № 4665), сделан соответствующий запрос главе Толмачевского сельского Совета (письмо от 05.05.2011г. № 5253-01/12); при этом  наличие льготы, связанной с предоставлением земельного участка многодетной семье никто сомнению не подвергал, в то время как указанное право в тот период не предусматривало внеочередного его осуществления (реализации). Исходя из вышеуказанного, суд отмечает: а)   принципиальные изменения в законодательстве, на основании которого многодетные семьи были выделены в отдельную категорию лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного участка, произошли в 2011г., в связи с принятием Федерального закона от 14.06.2011г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс РФ», внесении изменений в ст.28 ЗК РФ, внесении Законом Новосибирской области от 07.11.2011г. № 142-ОЗ изменений в Закон Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» (в ст.15.1., введении новой статьи 15.2.), издании постановления Правительства Новосибирской области от 22.11.2011г. № 495-п «Об утверждении порядка бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена», а также принятии постановления главы Новосибирского района Новосибирской области от 12.01.2012г. № 48, которым утвержден Порядок учета граждан, имеющих право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества, животноводства, ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который на многодетные семьи не распространялся, учет которых определен постановления Правительства Новосибирской области от 22.11.2011г. № 495-п (п.1), но которым было предусмотрено, что список лиц, обратившихся за предоставлением в собственность земельных участков включить в Реестр соответствующих заявлений, ведение которого поручалось постановлением Правительства Новосибирской области от 22.11.2011г. № 495-п (п.3) структурному подразделению администрации Новосибирского района НСО, однако, указанный список в Департамент ИиЗО НСО для включения в сводный реестр администрацией Новосибирского района НСО направлен не был; предшествовавший указанному постановлению главы Новосибирского района Новосибирской области от 12.01.2012г. № 48 порядок рассмотрения подобных заявлений регулировался постановлением главы Новосибирского района Новосибирской области от 13.05.2010г. № 4665, ведение очередности граждан которым не предусматривалось; б)   ранее действовавшее законодательство (Закон Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» в редакции Закона Новосибирской области от 02.07.2009г. № 363-ОЗ) уже предполагало предоставление земельных участков в порядке очередности, но касалось земель, находящихся в собственности Новосибирской области; при этом, порядок предполагал обращение с заявлениями в Департамент ИиЗО НСО, гр.С.Н.В. же обратилась с заявлением в администрацию Новосибирского района Новосибирской области, не полномочного распоряжаться землей, находящейся в собственности Новосибирской области; в)   законодательство, распространившее свое действие и порядок в отношении всех земельных участков, расположенных на территории Новосибирской области, т.е. находящихся как в областной, так и муниципальной собственности, а также на земли, государственная собственность на которую не разграничена, введено в практическую деятельность как государственных органов НСО, так и органов местного самоуправления, в части многодетных семей, постановлением Правительства Новосибирской области от 22.11.2011г. № 495-п. При этом, в силу п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после их введения в действие, а действие закона распространяется на отношения, возникшие до введение его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом; закону Новосибирской области от 07.11.2011г. № 142-ОЗ, постановлению Правительства Новосибирской области от 22.11.2011г. № 495-п при их принятии и введении в действие обратная сила не придана, в силу чего ни у Администрации Новосибирского района Новосибирской области, ни у Департамента ИиЗО Новосибирской области не было оснований для применения к заявлению гр.С.Н.В. порядка, установленного в конце 2011г., а также правовых правомочий для его повторного рассмотрения, т.е. фактически для ревизии ранее принятого по нему решения в мае 2011г.

 В свете изложенного, суд не устанавливает, что в действиях администрации Новосибирского района Новосибирской области имело место нарушение прав заявителя и существуют доказательства его оспаривания как такового (права многодетной семьи на бесплатное однократное получение земельного участка) со стороны указанного ответчика, поскольку имевший место «отказ» был обусловлен иными причинами, не связанными с непризнанием Администрацией Новосибирского района Новосибирской области указанного права, с учетом того, что в общем-то гр.С.Н.В. обратилась с заявлением не по назначению, а при обращении в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области – в нарушение Порядка, утвержденного постановлением главы Новосибирского района Новосибирской области от 13.05.2010г. № 4665; в связи с указанным ненарушенное право защите не подлежит. Незнание законодательства и/или его неправильное толкование либо уяснение как истцом, так и иными лицами (в т.ч. государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами и пр.), обстоятельством для удовлетворения иска служить не может.

 Далее, отсутствие нарушенного права, не предполагает его защиту, поэтому не подлежат удовлетворению требования, основанные на последствиях, связанных с его восстановлением (в случае наличия нарушения) - обязании ответчика предоставить заявителю на указанном праве земельный участок с соблюдением очередности, согласно даты подачи заявления.

 Иные доводы и доказательства существенного значения для спора не имеют, в частности, переписка государственных органов Новосибирской области с НОООМС «Н.», НП «Р.», поскольку указанные отношения к спору не относимы ни по предмету, ни по субъектному составу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые  требования  гр.С.Н.В. к Администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании за истцом права на бесплатное однократное получение земельного участка в качестве многодетной семьи для индивидуального жилищного строительства, обязании ответчика предоставить заявителю на указанном праве земельный участок с соблюдением очередности, согласно даты подачи заявления, оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Новосибирска.

 Судья Витюк В.В.

 Решение в окончательной форме изготовлено 29.05.2014г.