ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-498/20 от 27.04.2020 Богородицкого районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2020 г. г. Богородицк Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Игнатьевой Н.В.,

при секретаре Гаррес Е.А.,

с участием

ст. помощника Богородицкого межрайонного прокурора Юрьевой М.С., представителя ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-498/2020 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении к направлению информации,

установил:

Богородицкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к ответчику с заявлением о понуждении к направлению информации. В обоснование своего заявления указал, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Богородицкий район требований законодательства при формировании и реализации программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в части включения в программу многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, введённых в эксплуатацию в период с 2014 по 2019 годы, и своевременности исключения аварийных домов из данной программы.

Проведённой межрайпрокуратурой проверкой установлено, что за период с 2014 по 2019 годы на территории муниципального образования Богородицкий район введены в эксплуатацию 9 многоквартирных жилых домов.

В нарушение п. 6.1 ст. 2, ч. 1, 5, 6 ст. 168 ЖК РФ, Закона Тульской области от 27.06.2013 № 1958-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области», Положения об установлении порядка, сроков и оснований принятия решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрацией муниципального образования Богородицкий район не приняты меры, направленные на включение в региональную программу капитального ремонта 7 многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> (введен в эксплуатацию 25.08.2014); <адрес> (введен в эксплуатацию 21.09.2015); <адрес> (введен в эксплуатацию 30.06.2015); <адрес> (введен в эксплуатацию 04.05.2016); <адрес> (введен в эксплуатацию 04.05.2016); <адрес> (введен в эксплуатацию 21.07.2016); <адрес> (введен в эксплуатацию 11.06.2019).

Также установлено, что в 2014-2019 г.г. признаны аварийными и подлежащими сносу 125 многоквартирных жилых домов.

Как показала проверка, в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тульской области значится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признанный аварийным в 2018 году.

23.01.2020 на имя главы администрации муниципального образования Богородицкий район внесено представление об устранении нарушений, однако требования прокурора не исполнены, в <данные изъяты> до настоящего времени не направлены предложения с документами о включении в региональную программу общего имущества многоквартирных жилых домов, введенных в эксплуатацию в период с 2014 по 2019 г.г., а также об исключении из программы аварийного жилого дома <адрес>.

Непринятие администрацией муниципального образования Богородицкий район должных мер по своевременному включению построенных МКД в программу капитального ремонта общего имущества а также исключению из нее аварийных МКД, расположенных на территории района, нарушает права граждан - жителей многоквартирных жилых домов на благоприятные и безопасные условия проживания.

В соответствии со статьей 1, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, Богородицкий межрайонный прокурор обращается в суд за защитой нарушенных прав неопределенного круга лиц - жителей Богородицкого района Тульской области.

На основании изложенного просил обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район в срок до 01.07.2020 направить в <данные изъяты> предложения о включении в региональную программу капитального ремонта общего имущества Тульской области многоквартирных жилых домов:

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район в срок до 01.07.2020 направить в <данные изъяты> предложение об исключении из региональной программы капитального ремонта общего имущества Тульской области многоквартирного жилого дома <адрес>.

В судебном заседании ст. помощник Богородицкого межрайонного прокурора Юрьева М.С. заявление прокурора поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО1 заявление прокурора признала и не возражала против его удовлетворения, пояснив, что в связи с введенными ограничительными мерами, <данные изъяты> не имеет возможности привести в соответствие технический паспорта на спорн6ые объекты. После снятия ограничительных мер в <данные изъяты> будут незамедлительно направлены предложения о включении в региональную программу капитального ремонта общего имущества Тульской области указанных в заявлении многоквартирных жилых домов и исключении их программы аварийного дома.

Представитель третьего лица Фонда капитального ремонта Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. В отзыве на заявление прокурора, направленного в адрес суда, указал, что к исключительным полномочиям органа местного самоуправления относится обращение в министерство жилищно-коммунального хозяйства с целью внесения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части включения и исключения многоквартирных домов из региональной программы. В соответствии с изложенным, требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район, являются обоснованными. Также просил рассмотреть данное гражданское дело без участия представителя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Суд, выслушав прокурора Юрьеву М.С., представителя ответчика ФИО1, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Богородицкий район требований законодательства при формировании и реализации программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в части включения в программу многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, введённых в эксплуатацию в период с 2014 по 2019 годы, и своевременности исключения аварийных домов из данной программы.

В силу п. 6.1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Частью 1 ст. 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях ? планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

На основании ч. 5 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 6 ст. 168 ЖК РФ).

В силу абз. 2 ч. 2 ст. 8 Закона Тульской области от 27.06.2013 № 1958-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области» (далее - Закон) сведения, необходимые для подготовки региональной программы капитального ремонта, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган.

Как следует из п. 1 ч. 3 ст. 8 указанного Закона, региональная программа капитального ремонта включает в себя в том числе: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Тульской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном правительством Тульской области, приняты решения о сносе или реконструкции, многоквартирных домов, в которых имеется менее чем три квартиры.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утверждена постановлением правительства Тульской области от 30.12.2013 № 840.

Порядок, срок и основания внесения изменений в региональную программу определены постановлением Правительства Тульской области от 30.11.2017 № 576 «Об утверждении Положения об установлении порядка, сроков и оснований принятия решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Положение).

В соответствии с п. 3 Положения актуализация региональной программы и внесение изменений в региональную программу осуществляются на основании предложений муниципальных районов (городских округов) Тульской области, фонда капитального ремонта Тульской области, направленных в уполномоченный орган.

Согласно п.п. «а» п. 5 Положения одним из оснований включения многоквартирного дома в региональную программу в ходе ее актуализации, является введение многоквартирного дома в эксплуатацию после завершения строительства или реконструкции.

С предложением о включении многоквартирного дома в региональную программу орган местного самоуправления должен представить документы, подтверждающие наличие таких оснований: копию акта ввода многоквартирного дома в эксплуатацию; копию технического паспорта; акт обследования многоквартирного дома в целях установления необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества.

Проведенной Богородицкой межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что за период с 2014 по 2019 годы на территории муниципального образования Богородицкий район введены в эксплуатацию 9 многоквартирных жилых домов.

В нарушение вышеуказанных требований закона администрацией муниципального образования Богородицкий район не приняты меры, направленные на включение в региональную программу капитального ремонта 7 многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> (введен в эксплуатацию 25.08.2014); <адрес> (введен в эксплуатацию 21.09.2015); <адрес> (введен в эксплуатацию 30.06.2015); <адрес> (введен в эксплуатацию 04.05.2016); <адрес> (введен в эксплуатацию 04.05.2016); <адрес> (введен в эксплуатацию 21.07.2016); <адрес> (введен в эксплуатацию 11.06.2019).

Кроме того, в 2014-2019 г.г. признаны аварийными и подлежащими сносу 125 многоквартирных жилых домов.

В соответствии с п. 6 вышеуказанного Положения признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для исключения многоквартирного дома из региональной программы в ходе ее актуализации.

С предложением об исключении многоквартирного дома из региональной программы в связи с признанием его аварийным орган местного самоуправления должен представить документы, подтверждающие наличие оснований - копию решения органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, копию заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тульской области значится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признанный аварийным в 2018 году.

23.01.2020 на имя главы администрации муниципального образования Богородицкий район внесено представление об устранении нарушений, однако требования прокурора не исполнены, в <данные изъяты> до настоящего времени не направлены предложения с документами о включении в региональную программу общего имущества многоквартирных жилых домов, введенных в эксплуатацию в период с 2014 по 2019 г.г., а также об исключении из программы аварийного жилого дома <адрес>.

Непринятие администрацией муниципального образования Богородицкий район должных мер по своевременному включению построенных МКД в программу капитального ремонта общего имущества а также исключению из нее аварийных МКД, расположенных на территории района, нарушает права граждан - жителей многоквартирных жилых домов на благоприятные и безопасные условия проживания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении к направлению информации, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район в срок до 01.07.2020 направить в <данные изъяты> предложения о включении в региональную программу капитального ремонта общего имущества Тульской области многоквартирных жилых домов:

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район в срок до 01.07.2020 направить в <данные изъяты> предложение об исключении из региональной программы капитального ремонта общего имущества Тульской области многоквартирного жилого <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 30.04.2020.