ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4991/19 от 30.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-4991/2019

25RS0001-01-2019-005521-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30.10.2019 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Гарбушиной О.В., при ведении протокола помощником судьи Попивняк С.Н., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителей третьих лиц: администрации <адрес> ФИО3, Департамента труда и социального развития ПК ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 <данные изъяты> к Администрации <адрес>, третьи лица: <адрес>, Департамент труда и социального развития <адрес> об адаптации жилого помещения многоквартирного жилого дома потребностям инвалида,

У С Т А Н О В И Л:

истец обратился в суд с иском к ответчику об адаптации жилого помещения многоквартирного жилого дома потребностям инвалида, указав в обоснование исковых требований, что с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом (колясочником) 1 группы бессрочно. С ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения <адрес> в <адрес>, где и проживает. ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой муниципальной комиссии по <адрес> был проведен визуальный, технический осмотр жилого помещения с составлением акта обследования. Акт обследования и заключение о возможности приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида утверждены муниципальной комиссией и направлены в уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений входящих в состав жилищного фонда <адрес>, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания с учетом потребностей инвалидов – Департамент труда и социального развития ПК. Комиссией было установлено, что для адаптации квартиры необходимо выполнить ряд мероприятий. Администрация города отказывается проводить данные мероприятия, ссылаясь на отсутствие финансирования. Для полноценной жизни ему необходимо свободно передвигаться, ходить в санузел, он имеет право как инвалид, свободного доступа ко всем помещениям квартиры, свободному передвижению по квартире. Просит суд обязать администрацию <адрес> незамедлительно провести мероприятия по адаптации жилого помещения 203 <адрес> в <адрес> потребностям инвалида.

Представитель истца в судебном заседании уточнил исковые требования, просит суд обязать ответчика провести мероприятия по адаптации жилого помещения в соответствии с актом обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 24.05.2019г.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, представил письменные возражения, в которых указал, что исковые требования изложены не корректно, не указаны мероприятия, которые необходимо провести для исполнения решения суда. Законом обязательства по социальной поддержке, защите инвалидов возложены на органы государственной власти федерального и регионального уровней. Рабочей группой был проведен визуальный, технический осмотр жилого помещения, акт и заключение утверждены муниципальной комиссией на заседании ДД.ММ.ГГГГ и направлены в Департамент труда и социального развития ПК. Единственная программа, направленная на поддержку инвалидов на территории <адрес> не содержит мероприятий по проведению приспособления жилых помещений потребностям инвалидов. Просил суд отказать в иске в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебном заседании представила письменные пояснения, в которых указала, что имеются основания для удовлетворения исковых требований, комиссией проведено обследование жилого помещения истца и сделаны выводы о необходимости приспособления жилого помещения инвалида, рекомендовано для обеспечения условий доступности с учетом потребностей инвалида провести ремонтные мероприятия по приспособлению жилого помещения – совмещение туалета и ванной комнаты в квартире, техническая возможность имеется. Считает, что от наличия или отсутствия у администрации <адрес> финансирования на осуществление мероприятий для приспособления помещения инвалида не может зависеть реализация его права на такое приспособление. Полагала требования в части незамедлительного исполнения решения суда не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Департамент труда и социального развития администрации <адрес> в судебном заседании представила письменные пояснения, в которых указала, что Департамент наделен полномочиями координатора мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда <адрес>, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, завнимаемсых инвалидами и используемых для их постоянного проживания с учетом потребностей инвалидов. Жилое помещение истца является его частной собственностью, решение по расширению дверных проемов принято истцом самостоятельно без обследования квалифицированных специалистов и работы осуществлены до вступления в силу постановления , что свидетельствует об отсутствии со стороны Департамента обязанности на принятие мер по обеспечению условий доступности для истца его жилого помещения. В соответствии с постановлением -па об утверждении Порядка адаптации жилых помещений к потребностям инвалида в <адрес>, предусмотрена компенсационная выплата инвалидам в случае проведения ими по месту их жительства мероприятий, в том числе и расширение дверных проемов, арочных проемов входных, внутренних квартирах и балконных дверей, компенсации за проведение реконструкции по совмещению санитарного узла для инвалидов постановлением не предусмотрено. Полагает, что заключение подлежит передаче для принятия решения о включении мероприятий по совмещению санитарного узла для инвалида в план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалида и общего имущества многоквартирного дома с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности главе <адрес>. Полагала требования в части незамедлительного исполнения решения суда не подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 15 указанного Закона органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 03.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округ относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу положений ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям п. 5, 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах свои полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 15 ЖК РФ требования, которым должны отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлении общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Во исполнение вышеназванных норм Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», которым утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 2 Правил доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общею имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека (п. 4 Правил).

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями но обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (п.6 Правил).

По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. п. 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (и. п. 17, 18-20 Правил).

В судебном заседании установлено, что истец является собственником <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> принято постановление «О создании муниципальной комиссии об обследовании жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в которых расположены указанные жилые помещения на территории Владивостокского городского округа, и о распределении полномочий».

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией произведено обследование жилого помещение истца, по результатам обследования составлен Акт , комиссией сделаны выводы о том, что жилое помещение инвалида (возможность пользования туалетом и ванной) не соответствует требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, и является недоступным для истца – инвалида, передвигающегося на кресле-коляске. Имеется потребность приспособления жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, передвигающегося на кресле-коляске. Рекомендуется провести ремонтные мероприятия по приспособлению жилого помещения инвалида - совмещение туалета и ванной комнаты в квартире. Техническая возможность имеется. Рекомендуется рассмотреть возможность проведения мероприятий по объединению ванные и туалета в соответствии с требованиями пунктов 32,34, 37 (а,в) Требований:

- демонтировать перегородку между туалетом и ванной комнатой;

- демонтировать ванну;

- перенести умывальник и унитаз;

-провести недостающие трубы холодного и горячего водоснабжения;

- провести работы по демонтажу и устройству смесителя с душевой сеткой в левом углу ванной комнаты;

-произвести работы по устройству в полу отверстия для водоотвода, включая уклон пола и гидроизоляцию;

- выровнять напольное покрытие в месте демонтированной перегородки;

- произвести работы по демонтажу дверей в ванну и туалет;

- провести работы по ремонту стены в месте одного дверного проема;

- провести работы по расширению дверного проема в совмещенный санузел;

- провести работы по установке двери в совмещенный санузел.

Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в МКД, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной указанным постановлением , в соответствии с планом мероприятий, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании акта обследовании я жилого помещения инвалида и общего имущества в МКД от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.19 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД, вынесено заключение ДД.ММ.ГГГГ о возможности приспособления жилого помещения в <адрес> в <адрес>, в котором проживает инвалид (истец), с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Разделом IV Правил установлены требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида в части приспособления ширины путей для движения кресла-коляски, входных, внутренних квартирных и балконных дверей, порогов дверных коробок входных и балконных дверей, ширины переднего-холла и коридора, санитарных узлов (минимальный перечень).

В силу положений п. 22 Правил для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий, заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченные федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Согласно п. 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 3 Правил).

Постановлением -па от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений с учетом потребностей инвалида» Департамент труда и социального развития <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда <адрес>, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания с учетом потребностей инвалидов.

Таким образом, муниципальная комиссия при администрации Владивостока является органом, на который в силу закона возложена обязанность по проведению обследования жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, оформлению акта обследования, принятию решения по результатам обследования с вынесением заключения и его передаче главе муниципального образования <адрес> для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий, тогда как самостоятельными полномочиями по осуществлению каких-либо мероприятий в данной области администрация <адрес> не наделена.

Доказательств того, что заключение от ДД.ММ.ГГГГ передано в главе муниципального образования <адрес> для принятия решения о включении мероприятий в План мероприятий требуемых работ, в материалы дела не предоставлено.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па «Об утверждении Порядка адаптации жилых помещений к потребностям инвалидов в <адрес>» утвержден Порядок адаптации жилых помещений к потребностям инвалидов в <адрес> и определяет условия и порядок реализации мероприятий по адаптации жилых помещений с учетом потребностей инвалидов, направленных на создание условий по обеспечению свободного передвижения в жилом помещении и беспрепятственного доступа к жилому помещению, за счет средств краевого бюджета. Мероприятия по адаптации жилых помещений к потребностям инвалидов реализуются посредством выплаты компенсации расходов, иной порядок не предусмотрен.

В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают: в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 указанного постановления, Перечень мероприятий может включать в себя: а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил; б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил; в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно ответу Управления содержания жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ-ог-э на обращение истца, Муниципальной программой «доступная среда» на 2014-2024 годы проведение мероприятий по адаптации жилых помещений и общего имущества МКД, в которых проживают инвалиды, с учетом их потребностей не предусмотрено. В связи с этим, включить мероприятия для адаптации жилого помещения в план мероприятий без определения источника финансирования мероприятий не представляется возможным.

После принятия постановления -па от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией <адрес> мероприятий по адаптации жилых помещений инвалидов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов, с 2016 года не утвержден и не приведен в соответствие.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, является администрация Владивостока, которая координирует действия своих структурных подразделений по выполнению прямо возложенных законом на орган местного самоуправления задач.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что именно на администрацию <адрес> надлежит возложить обязанность по обеспечению истца возможностью беспрепятственного доступа ко всем помещениям квартиры, при этом суд учитывает, что до настоящего времени, несмотря на проведенные мероприятия по обследованию жилого помещения и общего имущества многоквартирного жилого дома, по определению возможности оборудования жилого помещения истца, объема мероприятий, администрацией <адрес> такая обязанность не исполнена.

Рассматривая требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд принимает во внимание, что по просьбе истца суд может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Вместе с тем, в рамках рассматриваемого спора, суд не находит оснований для обращения решения к немедленному исполнению и в силу положений ст. 206 ГПК РФ, полагает необходимым установить для ответчика срок исполнения решения в два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО5 <данные изъяты> – удовлетворить частично.

Возложить на администрацию <адрес> обязанность устранить нарушения законодательства, провести мероприятия по адаптации жилого помещения 203 <адрес> в <адрес> потребностям инвалида, предусмотренные Актом от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: демонтировать перегородку между туалетом и ванной комнатой; демонтировать ванну; перенести умывальник и унитаз; провести недостающие трубы холодного и горячего водоснабжения; провести работы по демонтажу и устройству смесителя с душевой сеткой в левом углу ванной комнаты; произвести работы по устройству в полу отверстия для водоотвода, включая уклон пола и гидроизоляцию; выровнять напольное покрытие в месте демонтированной перегородки; произвести работы по демонтажу дверей в ванну и туалет; провести работы по ремонту стены в месте одного дверного проема; провести работы по расширению дверного проема в совмещенный санузел; провести работы по установке двери в совмещенный санузел, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения 08.11.2019г.

Судья Гарбушина О.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>