Дело № 2-853/2022 г. Выборг
УИД 47RS0005-01-2021-007026-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Вериго Н. Б.,
при секретаре Журавлевой Т. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании установленными границы земельного участка,
установил:
Истец ФИО1 обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании установленными границы земельного участка, в котором просил: признать незаконным бездействие администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, выразившееся в неуказании в постановлении администрации от 03.08.2021 года № 2814 категории земель, к которой относится образуемый земельный участок, обязать администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области внести дополнение в постановление администрации от 03.08.2021 года № 2814 в части указания на категорию земель, к которой относится образуемый земельный участок ФИО1, признать установленными местоположение границ земельного участка площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома), категории земель - земли населенных пунктов, в соответствии с межевым планом земельного участка, выполненного кадастровым инженером, от поворотной точки н1 с координатой <данные изъяты> поворотной точки н2 с координатой <данные изъяты> от поворотной точки н2 до поворотной точки н3 с координатой <данные изъяты>, от поворотной точки н3 до поворотной точки н4 с координатой <данные изъяты> поворотной точки н4 до поворотной точки н1, решение суда считать основанием для внесения в ЕГРН изменений о местоположении границ частей участка с кадастровым номером №, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование своих требований истец указывает, что решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 20.05.2014 за ним, ФИО1 признано право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дом без номера.
Право собственности на жилой дом было зарегистрировано 10 октября 2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 39.14. и статьей 39.15 ЗК РФ 28 апреля 2019 года он, ФИО1 обращался в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1200 кв. м. под указанный жилой дом с №, расположенный по адресу: <адрес>.
КУМИГ администрации письмом от 01.07.2019 № оз-3448 ответил отказом в предоставлении земельного участка, поскольку сделал запрос в Северо-западное лесничество, которое указало, что испрашиваемый участок занимает нелесные земли лесного фонда.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области по делу № 2а-771/2020 был признан незаконным отказ КУМИГ от 01.07.2019 № 03-3448, суд возложил на администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.
24.03.2020 ФИО1 повторно обратился в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1200 кв. м. под указанный жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>.
КУМИГ администрации письмом от 27.03.2020 № оз-1829 повторно ответил отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку сделал запрос в Северо-западное лесничество, которое указало, что испрашиваемый участок занимает нелесные земли лесного фонда.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 14.09.2020 по делу № 2а-2821/2020 был признан незаконным отказ КУМИГ от 27.03.2020 № 03-1829, суд возложил на администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области обязанность предварительно согласовать ФИО1 предоставление земельного участка площадью 1200 кв.м в собственность за плату под жилой дом с кадастровым номером № и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане на основании заявления от Дата№.
Постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 03.08.2021 № 2814 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 1200 кв.м, предварительно согласовано предоставление ФИО1 земельного участка площадью 1200 кв.м с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома).
По результатам кадастровых работ Управление Росреестра по Ленинградской области 08 сентября 2021 года приняло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, поскольку границы образуемого земельного участка пересекают границы частей лесного участка с учтенным номером №, а также, поскольку в нарушении п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ в постановлении администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области не указана категория земельного участка.
В связи с наложением земельных участков кадастровым инженером был подготовлен межевой план для решения вопроса устранения наложения границ земельных участков в судебном порядке.
На земельном участке расположен жилой дом, право на который зарегистрировано до 1 января 2016 года.
Земельный участок располагается в черте населенного пункта города Выборга, в соответствии с Правилами землепользования и застройки относится к территориальной зоне ТЖ-1, зоне малоэтажной жилой застройки.
Принимая постановление от 03.08.2021 № 2814 администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области допустила бездействие, в нарушении п. 14 ст. 11.10. Земельного Кодекса РФ, не указав категорию образуемого земельного участка.
Истец в судебное заседание не явился, в заявлении, адресованном суду, представитель истца требования поддерживал, просил удовлетворить, рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчики Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, ЛОГКУ «Ленобллес», администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представители в судебное заседание не явились, представили возражения на иск.
Суд, проверив материалы дела, материалы административного дела № 2а-2821/2020, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 20.05.2014 за ФИО1 признано право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Право собственности на жилой дом было зарегистрировано 10 октября 2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 39.14. и статьей 39.15 ЗК РФ 28 апреля 2019 года ФИО1 обратился в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1200 кв. м. под указанный жилой дом с <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.
КУМИГ администрации письмом от 01.07.2019 № оз-3448 ответил отказом в предоставлении земельного участка, поскольку сделал запрос в Северо-западное лесничество, которое указало, что испрашиваемый участок занимает нелесные земли лесного фонда.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области по делу № 2а-771/2020 признан незаконным отказ КУМИГ от 01.07.2019 № 03-3448, суд возложил на администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.
24.03.2020 ФИО1 повторно обратился в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1200 кв. м. под указанный жилой дом с №, расположенный по адресу: <адрес>.
КУМИГ администрации письмом от 27.03.2020 № оз-1829 повторно ответил отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку сделал запрос в Северо-западное лесничество, которое указало, что испрашиваемый участок занимает нелесные земли лесного фонда.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 14.09.2020 по делу № 2а-2821/2020 признан незаконным отказ КУМИГ от 27.03.2020 № 03-1829, суд возложил на администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области обязанность предварительно согласовать ФИО1 предоставление земельного участка площадью 1200 кв.м в собственность за плату под жилой дом с кадастровым номером № и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане на основании заявления от 24.03.2020 № 733/20.
Постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 03.08.2021 № 2814 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 1200 кв.м, предварительно согласовано предоставление ФИО1 земельного участка площадью 1200 кв.м с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома).
По результатам кадастровых работ Управление Росреестра по Ленинградской области 08 сентября 2021 года приняло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, поскольку границы образуемого земельного участка пересекают границы частей лесного участка с учтенным номером №, а также, поскольку в нарушении п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ в постановлении администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области не указана категория земельного участка.
В связи с наложением земельных участков кадастровым инженером был подготовлен межевой план для решения вопроса устранения наложения границ земельных участков в судебном порядке.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 4.7 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016г., зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекca Российской Федерации". В соответствии с нормами статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право.
Согласно ч. 3 и п. 2 ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствий со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка.
В целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества (ч. 9 ст. 10 Федерального закона N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель").
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
Пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Материалами дела достоверно подтверждается, что истец имеет в собственности объект недвижимого имущества, не связанный с использованием лесов, а именно жилой дом, право собственности на который возникло и зарегистрировано до 01.01.2016, площадь испрашиваемого земельного участка не превышает предельные размеры, установленные правилами землепользования и застройки (ч. 3 и п. 2 ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172- ФЗ). При этом, жилой дом расположен в населенном пункте <адрес>, изначально был установлен вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома).
Принятие Федерального закона N280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Положениями Федерального закона N 280-ФЗ предусмотрено, что Росреестр до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в связи с пересечениями границ земельных участков и лесных участков (в том числе лесных участков между собой при наличии в ЕГРН сведений о границах земельных и лесных участков) или лесных участков, имеющих одинаковый адрес или одинаковое местоположение, которые позволяют предполагать полное или частичное совпадение их местоположения между собой, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок (ч. 6 ст. 40 Федерального закона К280-Ф3).
Данное правило применяется в том случае, если противоречия между сведениями ЕГРН очевидны.
Вышеуказанным положениям земельного законодательства и целям, для которых был принят Федеральный закон N280-ФЗ, действие правовых норм которого распространяется на правоотношения, возникшие в связи с владением и пользованием истцом спорным земельным участком.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельств, ответчиками не представлено, в ходе рассмотрения дела не добыто, в связи с чем, суд полагает, что требования истца в части признания установленными местоположение границ земельного участка площадью 1200 кв. м по адресу: г. Выборг, в соответствии с межевым планом земельного участка, выполненного кадастровым инженером, от поворотной точки н1 с координатой <данные изъяты> до поворотной точки н2 с координатой <данные изъяты>, от поворотной точки н2 до поворотной точки н3 с координатой <данные изъяты>, от поворотной точки н3 до поворотной точки н4 с координатой <данные изъяты>, от поворотной точки н4 до поворотной точки н1, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 п. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Судом установлено, что на земельном участке расположен жилой дом, право на который зарегистрировано до 1 января 2016 года.
Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона № 280-ФЗ земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях.
Из материалов дела также следует, что земельный участок располагается в черте населенного пункта города Выборга, в соответствии с Правилами землепользования и застройки относится к территориальной зоне ТЖ-1, зоне малоэтажной жилой застройки.
В соответствии со статьей с п. 14 ст. 11.10. Земельного Кодекса РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ); 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Суд также полагает, что принимая постановление № 2814 от 03.08.2021, администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области допустила бездействие, в нарушении п. 14 ст. 11.10. Земельного Кодекса РФ, не указав категорию образуемого земельного участка, в связи с чем, требования истца в части признания незаконным бездействия администрации и обязании внести дополнение в постановление № 2814 от 03.08.2021 в части указания категории земель, также являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании установленными границы земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, выразившееся в неуказании в постановлении администрации от 03.08.2021 года № 2814 категории земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Обязать администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области внести дополнение в постановление администрации от 03.08.2021 года № 2814 в части указания на категорию земель, к которой относится образуемый земельный участок ФИО1.
Признать установленными местоположение границ земельного участка площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома), категории земель - земли населенных пунктов, в соответствии с межевым планом земельного участка, выполненного кадастровым инженером, от поворотной точки н1 с координатой <данные изъяты> поворотной точки н2 с координатой <данные изъяты> от поворотной точки н2 до поворотной точки н3 с координатой <данные изъяты>, от поворотной точки н3 до поворотной точки н4 с координатой <данные изъяты> от поворотной точки н4 до поворотной точки н1.
Решение суда считать основанием для внесения в ЕГРН изменений о местоположении границ частей участка с кадастровым номером №, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд.
Судья: Н. Б. Вериго
47RS0005-01-2021-007026-68
Подлинный документ находится
в производстве Выборгского городского суда
Ленинградской области, подшит в деле №2-853/2022