Дело 2-4993/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2013г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Васильевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению доступа к дошкольному образованию,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Смоленска, действую в интересах несовершеннолетнего ФИО2 А ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации г.Смоленска по обеспечению истцу возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и возложении на Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи и администрацию г.Смоленска обязанности по предоставлению ФИО2 А места в детском саду, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания (<адрес>) в группе полного дня, сославшись на неправомерное неисполнение ответчиками возложенной на них обязанности по обеспечению права истца на получение соответствующего образования.
Представитель прокуратуры Ленинского района г.Смоленска ФИО3 поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, отметив, что истец, как ребенок сотрудника полиции имеет преимущественное право на зачисление в дошкольное образовательное учреждение.
Представитель администрации г.Смоленска ФИО4, возражая против удовлетворения иска, указала на то, что преимущественное право на зачисление в дошкольное образовательное учреждение имеют 50% детей от общего числа, состоящих на очереди в соответствующей возрастной категории; Кувшинов состоит в соответствующей льготной очереди под № и его зачисление в упомянутое учреждение во внеочередном порядке нарушит права других детей, ранее принятых на учет.
Третье лицо ФИО5 поддержала требования прокурора.
Представитель Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи в судебное заседание не явился, извещен.
Заслушав объяснения участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст.43 Конституции РФ, ч.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в частности, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
В соответствии с п.5 ст.23 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы, предоставляется право на предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности.
Комплектование муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г.Смоленска осуществляется в соответствии с Административным регламентом Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 14.12.2010г. №796-адм, пункты 1.1.2.3, 1.1.2.4, 4.1-4.2, 6.1, 7.1, 7.3 которого устанавливают, что получателями муниципальной услуги являются дети в возрасте от 1,5 до 7 лет (включительно). Прием заявлений о постановке на учет и зачислении детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), осуществляется круглогодично. Комплектование осуществляется в сроки с 1 мая по 10 июня текущего года. Постановка на учет и зачисление детей в ДОУ осуществляется в соответствии с возрастными категориями детей. Заявления о постановке на учет и зачислении ребенка в ДОУ рассматриваются в порядке очередности в соответствии со временем и датой регистрации заявлений. При наличии всех необходимых документов осуществляется постановка ребенка на учет для зачисления в ДОУ согласно очередности по возрастной категории ребенка.Исходя из приложения № к названному Административному регламенту преимущественное правом на зачисление в ДОУ предоставлено, в частности, детям сотрудников милиции, а также дети учащихся матерей (очная форма обучения).
По делу установлено, что Кувшинов А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном сержанта полиции ФИО6, состоящего с 17.05.2012г в должности полицейского 1 отделения 2 взвода Отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по Смоленской области. Мать ребенка -ФИО5 является студенткой 4 курса Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, обучается по дневной форме обучения.
С учетом указанных обстоятельства Кувшинов относится к категории детей, имеющих преимущественное право на предоставление места в детском саду. Данные обстоятельства никем из участников процесса не оспаривалось.
Семья К-вых проживает в комнате <адрес> <адрес>.
На основании заявления ФИО6, его сын Кувшинов А зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. в списке детей, состоящих на очереди на получение места в детском саду (номер льготной очереди – 676, общей очереди - 2904).
До настоящего времени место в ДОУ ребенку не предоставлено в связи с отсутствием по результатам комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.Смоленска на 2013-2014 учебный год свободных мест в группах необходимой возрастной категории.
Как следует из объяснений представителя администрации г.Смоленска муниципальные дошкольные образовательные учреждения г.Смоленска комплектуются детьми, половина из которых имеют льготное право на предоставление места в детском саду, а другая половина состоит из детей, включенных в общую очередь.
Согласно п.1.3.2.3 упомянутого Административного регламента преимущественное право на зачисление имеют 50% от общего числа мест в соответствующей возрастной категории. Остальные дети могут быть зачислены на общих основаниях, в соответствии с очередью.
Исходя из положений п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учитывая то обстоятельство, что на момент разрешения спора истец достиг возраста полутора лет, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления - администрация г.Смоленска обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана отцом ФИО2 А, имеющим преимущественное право на предоставление места в ДОУ. Данная обязанность названым ответчиком не исполнена, что указывает на неправомерное бездействие органа местного самоуправления и дает суду основания для удовлетворения иска.
Ссылка администрации г.Смоленска на отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях г.Смоленска во внимание судом не принимается, поскольку при наличии у родителей первоочередного права на предоставление места в детском саду и установленном судом факте паритетной комплектации данных образовательных учреждений г.Смоленска (по 50% детей из льготной и общей очереди), само по себе, данное обстоятельство не может ограничивать права истца, гарантированные ему актом большей по отношению к постановлению Администрации г.Смоленска от 14.12.2010г. №796-адм юридической силы – п. 1 ч. 6 ст. 46 ФЗ "О полиции" от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ
При таких обстоятельствах, суд признает незаконным оспариваемое прокурором бездействие органа местного самоуправления и с учетом конкретных обстоятельств дела возлагает на администрацию г.Смоленска обязанность по предоставлению ФИО2 А в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на разумном географическом удалении от места его проживания, в группе полного дня.
Оснований для удовлетворения иска в части требований, заявленных к Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, не имеется, поскольку названный уполномоченный орган является ненадлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Смоленска, предъявленные в интересах несовершеннолетнего ФИО1 С удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г.Смоленска по обеспечению возможности ФИО1 С получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г.Смоленска.
Обязать Администрацию г.Смоленска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1 С место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на разумном географическом удалении от места его проживания (<адрес>), в группе полного дня.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н.Иванов