Дело № 2-4999/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2016 г. г.Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Ляшовой А.А.
при секретаре Мазурантовой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Ростовского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», 3-и лица – Министерство транспорта РФ, Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ об обязании устранить нарушения требований законодательства в части надлежащего оснащения и оборудования пункта пропуска через государственную границу РФ
УСТАНОВИЛ:
Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Ростовского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», 3-и лица – Министерство транспорта РФ, Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ об обязании устранить нарушения требований законодательства в части надлежащего оснащения и оборудования пункта пропуска через государственную границу РФ, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ростовской транспортной прокуратурой во исполнение п. 5 работы на 2-е полугодие 2016 года, а также по поручению Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства при организации государственного контроля в условиях действия экономических санкций, введенных Российской Федерацией, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего, в частности, вопросы оборудования, обустройства, технического оснащения и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, влекущие невозможность осуществления таможенными органами в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации МАПП Новошахтинск Ростовской таможни транспортного контроля. Открытие пункта пропуска согласовано постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ...№ «О заключении соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о пунктах пропуска через таможенную границу». Установлено, что МАПП Новошахтинск не соответствует Единым типовым требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза от ...№ В соответствии с п. 3 Единых требований, автомобильные пункты пропуска должны быть укомплектованы системами автоматического (поосного) определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств. При этом с ... Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области» расположенная на МАПП Новошахтинск система дорожного контроля СДК.Ам (заводской №№, 217), расположенная на территории пункта пропуска МАПП Новошахтинск признана непригодной к дальнейшему применению (извещения №№.000246.13, 03.000247.13), в связи с чем выведена Ростовским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» из эксплуатации. С указанной даты Ростовская таможня не исполняет возложенные на нее функции транспортного контроля в МАПП Новошахтинск. Ростовская таможня в течение длительного времени ставила в известность Ростовский филиал ФГКУ Росгранстрой, ЮТУ Росграницы о неисправности и необходимости замены системы дорожного контроля, установленной в автомобильном пункте пропуска через государственную границу РФ Новошахтинск. В соответствии с п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от ...№-р «О ликвидационных процедурах в связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» отнесено к ведению Минтранса России. Главный распорядитель бюджетных средств, до ... - Росграница, в настоящее время - Минтранс России, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для функционирования ФГКУ Росгранстрой вправе внести изменения в бюджетную смету, осуществить планирование соответствующих расходов бюджета, составить обоснования бюджетных ассигнований и распределить их. Согласно ст. 158 БК РФ, приказу Росграницы от ...№ «Об утверждении Перечня подведомственных Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации распорядителей и получателей бюджетных средств» в перечень подведомственных агентству распорядителей и получателей бюджетных средств входит ФГКУ Росгранстрой. Распоряжением Минтранса России от ... № СА-78-р утвержден Устав федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы». В силу пп. 2.2, 3.3, 3.3.5 Устава для достижения целей своей деятельности Росгранстрой от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде от своего имени в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета выполняет функции государственного заказчика, обеспечивает функционирование (эксплуатацию) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, выполнение работ по проектированию, строительству (реконструкции), техническому оснащению объектов государственной границы. Пунктами 2.1, ... Положения о филиале ФГКУ «Росгранстрой» в г. Ростове-на-Дону, утвержденного приказом ФГКУ «Росгранстрой» от ...№-Ф, установлено, что целями и предметом деятельности филиала является, в частности, организация эксплуатации зданий, помещений, сооружений, необходимых для пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, филиал осуществляет организацию и контроль за технически-грамотной эксплуатацией, своевременным и качественным ремонтом служебноадминистративного фонда, коммунального оборудования, программно-аппаратных комплексов и инженерных сетей, систем охраны государственной границы Российской Федерации. По фактам непринятия Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой мер, направленных на обеспечение надлежащего осуществления таможенным органом транспортного контроля в пункте пропуска, прокуратурой в 2015 году дважды вносились представления об устранении нарушений законодательства. Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой в целях устранения отраженных в представлениях нарушений законодательства и обеспечению надлежащих условий для осуществления таможенным органом транспортного контроля МАПП Новошахтинск оснащен комплектом портативных автомобильных электронных весов марки ВА-20П. Однако по своим техническим характеристикам данные весы предназначены для определения в статическом режиме осевых нагрузок автотранспортных средств и не позволяют определять габаритные размеры транспортного средства. Указанные обстоятельства существенно увеличивают время осуществления транспортного контроля в пункте пропуска, что в моменты пиковых нагрузок приводит к невозможности их фактического использования. Кроме того, указанные весы возможно использовать лишь на одном направлении движения автотранспортных средств: на въезд в Российскую Федерацию либо на выезд из нее, что также не способствует обеспечению исполнения законодательства в части, касающейся осуществляемого в пункте пропуска транспортного контроля. Несмотря на указанные обстоятельства, а также на неоднократные обращения Ростовской таможни, Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой до настоящего времени каких-либо действенных мер, направленных на исправление сложившейся ситуации и обеспечение надлежащего осуществления таможенным органом транспортного контроля в пункте пропуска, не принято, что свидетельствует о неисполнении возложенных на филиал функций и является нарушением п. 3 Единых требований. В 2016 году в адрес директора Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» прокуратурой внесено 2 представления об устранении нарушений законодательства, однако действенных мер, направленных на обеспечение функционирования системы дорожного контроля и исполнения таможенными органами транспортного контроля, не принято в связи с отсутствием финансирования. Кроме того, Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» направлена на формирование современной системы защиты и охраны государственной границы, внедрение в оперативно-служебную деятельность автоматизированных систем технического контроля обстановки, создание благоприятных условий для осуществления внешнеторговой деятельности и международных отношений путем обустройства объектов пограничной инфраструктуры, в том числе ключевых пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, обеспечивающих международный транзит, экспортные перевозки и воздушное международное сообщение. В части обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации ФЦП предусматривает оснащение пунктов пропуска современным оборудованием, позволяющим ускорить и повысить эффективность пропуска через государственную границу граждан, товаров и грузов. Непринятие мер по надлежащему оборудованию и обеспечению функционирования пунктов пропуска не отвечает интересам Российской Федерации, поскольку указанные нарушения в содержании и оборудовании пунктов пропуска препятствуют интенсивному прохождению через них грузовых и пассажирских потоков, снижают эффективность проведения государственного контроля, выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим государственной границы. Вследствие изложенного и ввиду несоответствия пункта пропуска МАПП «Новошахтинск» установленным требованиям через него ненадлежащим образом осуществляется защита и охрана государственной границы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, истец просит суд обязать ФГКУ «Росгранстрой» в лице Ростовского филиала устранить допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей нарушения требований законодательства в части обустройства, оснащения и эксплуатации действующего автомобильного пункта пропуска «Новошахтинск», расположенного по адресу: ..., 876 км. автодороги М-19, в частности, оборудовать пункт пропуска современной системой автоматического (поосного) определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств, путем замены на работоспособные автомобильные осевые весы. Установить ФГКУ «Росгранстрой» срок исполнения указанных обязательств в течение 12 месяцев со дня вступления судебного рещения в законную силу.
Представитель истца – помощник Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действующая на основании доверенности, ФИО1 в судебном заседании требования иска поддержала, просила суд удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд отказать в его удовлетворении.
Представитель 3-го лица – Министерства транспорта РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела должным образом извещен. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель 3-го лица - Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела должным образом извещен. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований. Основания данного вывода следующие.
В соответствии сч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предусмотренное ст. 45 ГПК РФ право прокурора на общение в суд с иском в защиту прав перечисленных в ней лиц является важной гарантией соблюдения конституционного права граждан на судебную защиту. Вместе с тем, порядок обращения прокурора в суд с подобным иском строго определен процессуальным законодательством и ведомственными нормативными актами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Императивно установленные требования к форме, содержанию и нормативному обоснованию искового заявления прокурора являются правовой гарантией, позволяющей исключить возможность необоснованного вмешательства органа государственной власти в частные дела граждан, а также превышение полномочий отдельными чиновниками.
Так, частью 3 ст. 131 ГПК РФ установлено, что в исковом заявлении предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Как следует из представленных материалов, Ростовской транспортной прокуратурой во исполнение п. 5 работы на 2-е полугодие 2016 года, а также по поручению Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства при организации государственного контроля в условиях действия экономических санкций, введенных Российской Федерацией, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего, в частности, вопросы оборудования, обустройства, технического оснащения и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, влекущие невозможность осуществления таможенными органами в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации МАПП Новошахтинск Ростовской таможни транспортного контроля.
Открытие пункта пропуска согласовано постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ...№ «О заключении соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о пунктах пропуска через таможенную границу».
Согласно приказу ФТС России от ...№ указанный пункт пропуска входит в состав Южного таможенного управления.
Федеральным законом от ... № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» установлено, что таможенные органы осуществляют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль).
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положением о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ...№, предусмотрено, что при проведении транспортного контроля в пунктах пропуска в отношении транспортных средств, следующих в/из Российской Федерации, должностные лица таможенных органов осуществляют, в том числе, проверку весовых и габаритных параметров транспортных средств.
Установлено, что МАПП Новошахтинск не соответствует Единым типовым требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза от ...№.
В соответствии с п. 3 Единых требований, автомобильные пункты пропуска должны быть укомплектованы системами автоматического (поосного) определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств. При этом с ... Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в ...» расположенная на МАПП Новошахтинск система дорожного контроля СДК.Ам (заводской №№, 217), расположенная на территории пункта пропуска МАПП Новошахтинск признана непригодной к дальнейшему применению (извещения №№.000246.13, 03.000247.13), в связи с чем выведена Ростовским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» из эксплуатации.
С указанной даты Ростовская таможня не исполняет возложенные на нее функции транспортного контроля в МАПП Новошахтинск.
Ростовская таможня в течение длительного времени ставила в известность Ростовский филиал ФГКУ Росгранстрой, ЮТУ Росграницы о неисправности и необходимости замены системы дорожного контроля, установленной в автомобильном пункте пропуска через государственную границу РФ Новошахтинск.
В соответствии с п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от ...№-р «О ликвидационных процедурах в связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» отнесено к ведению Минтранса России.
Главный распорядитель бюджетных средств, до ... - Росграница, в настоящее время - Минтранс России, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для функционирования ФГКУ Росгранстрой вправе внести изменения в бюджетную смету, осуществить планирование соответствующих расходов бюджета, составить обоснования бюджетных ассигнований и распределить их.
Согласно ст. 158 БК РФ, приказу Росграницы от ...№ «Об утверждении Перечня подведомственных Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации распорядителей и получателей бюджетных средств» в перечень подведомственных агентству распорядителей и получателей бюджетных средств входит ФГКУ Росгранстрой.
Распоряжением Минтранса России от ... № СА-78-р утвержден Устав федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
В силу пп. 2.2, 3.3, 3.3.5 Устава для достижения целей своей деятельности Росгранстрой от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде от своего имени в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета выполняет функции государственного заказчика, обеспечивает функционирование (эксплуатацию) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, выполнение работ по проектированию, строительству (реконструкции), техническому оснащению объектов государственной границы.
Пунктами 2.1, ... Положения о филиале ФГКУ «Росгранстрой» в ..., утвержденного приказом ФГКУ «Росгранстрой» от ...№-Ф, установлено, что целями и предметом деятельности филиала является, в частности, организация эксплуатации зданий, помещений, сооружений, необходимых для пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, филиал осуществляет организацию и контроль за технически-грамотной эксплуатацией, своевременным и качественным ремонтом служебноадминистративного фонда, коммунального оборудования, программно-аппаратных комплексов и инженерных сетей, систем охраны государственной границы Российской Федерации.
По фактам непринятия Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой мер, направленных на обеспечение надлежащего осуществления таможенным органом транспортного контроля в пункте пропуска, прокуратурой в 2015 году дважды вносились представления об устранении нарушений законодательства.
Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой в целях устранения отраженных в представлениях нарушений законодательства и обеспечению надлежащих условий для осуществления таможенным органом транспортного контроля МАПП Новошахтинск оснащен комплектом портативных автомобильных электронных весов марки ВА-20П.
Однако по своим техническим характеристикам данные весы предназначены для определения в статическом режиме осевых нагрузок автотранспортных средств и не позволяют определять габаритные размеры транспортного средства. Указанные обстоятельства существенно увеличивают время осуществления транспортного контроля в пункте пропуска, что в моменты пиковых нагрузок приводит к невозможности их фактического использования.
Кроме того, указанные весы возможно использовать лишь на одном направлении движения автотранспортных средств: на въезд в Российскую Федерацию либо на выезд из нее, что также не способствует обеспечению исполнения законодательства в части, касающейся осуществляемого в пункте пропуска транспортного контроля.
Несмотря на указанные обстоятельства, а также на неоднократные обращения Ростовской таможни, Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой до настоящего времени каких-либо действенных мер, направленных на исправление сложившейся ситуации и обеспечение надлежащего осуществления таможенным органом транспортного контроля в пункте пропуска, не принято, что свидетельствует о неисполнении возложенных на филиал функций и является нарушением п. 3 Единых требований.
В 2016 году в адрес директора Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» прокуратурой внесено 2 представления об устранении нарушений законодательства, однако действенных мер, направленных на обеспечение функционирования системы дорожного контроля и исполнения таможенными органами транспортного контроля, не принято в связи с отсутствием финансирования.
Сложившаяся ситуация создает условия и реальные предпосылки для нарушения требований действующего законодательства, регламентирующего вопросы осуществления государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, препятствует осуществлению Ростовской таможней возложенной на нее Федеральным законом от ... № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и Положением о государственном контроле за осуществлением междунарожных автомобильных перевозок, утвержденным постановлением Правительства РФ от ...№, функции транспортного контроля в упомянутом пункте пропуска, а также повлечь необходимости приостановления функционирования автомобильного пункта пропуска через государственную границу РФ «Новошахтинск».
Кроме того, Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» направлена на формирование современной системы защиты и охраны государственной границы, внедрение в оперативно-служебную деятельность автоматизированных систем технического контроля обстановки, создание благоприятных условий для осуществления внешнеторговой деятельности и международных отношений путем обустройства объектов пограничной инфраструктуры, в том числе ключевых пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, обеспечивающих международный транзит, экспортные перевозки и воздушное международное сообщение.
В части обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации ФЦП предусматривает оснащение пунктов пропуска современным оборудованием, позволяющим ускорить и повысить эффективность пропуска через государственную границу граждан, товаров и грузов.
Непринятие мер по надлежащему оборудованию и обеспечению функционирования пунктов пропуска не отвечает интересам Российской Федерации, поскольку указанные нарушения в содержании и оборудовании пунктов пропуска препятствуют интенсивному прохождению через них грузовых и пассажирских потоков, снижают эффективность проведения государственного контроля, выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим государственной границы.
Вследствие изложенного и ввиду несоответствия пункта пропуска МАПП «Новошахтинск» установленным требованиям через него ненадлежащим образом осуществляется защита и охрана государственной границы Российской Федерации.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания пояснила, что ответственность ФГКУ Росгранстрой по настоящему иску предусматривает наличие вины в неисполнении действующего законодательства в организации замены автомобильных электронных весов на МАПП Новошахтинск, выразившееся в форме бездействия, либо ненадлежащего действия при осуществлении возложенных на нее полномочий, однако истцом таких доказательств не представлено. Напротив, ФГКУ Росгранстрой с момента выхода из строя весового оборудования на МАПП Новошахтинск ведется вся необходимая работа по обоснованию финансирования и выделению необходимых бюджетных средств для замены устаревшего оборудования и организации таковой. Согласно п.1.6 Устава ФГКУ Росгранстрой, утвержденного распоряжением Минтранса России от ... за №СА-78-Р, Минтранс России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении Дирекции.
Вместе с тем, доводы ответчика не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.
В ходе проверки установлено и отражено в исковом заявлении, что вопреки п. 3 Единых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза от 22.06.2011 №, МАПП Новошахтинск не укомплектован работоспособной системой автоматического (поосного) определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств.
Несмотря на наличие в пункте пропуска МАПП Новошахтинск комплекта портативных автомобильных электронных весов марки ВА-20П условия для осуществления таможенным органом транспортного контроля не обеспечены, поскольку по техническим характеристикам данные весы предназначены для определения в статическом режиме осевых нагрузок автотранспортных средств и не позволяют определять габаритные размеры транспортного средства.
Кроме того, указанные весы возможно использовать лишь на одном направлении движения автотранспортных средств: на въезд в Российскую Федерацию либо законодательства в части, касающейся осуществляемого в пункте пропуска транспортного контроля.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказу Росграницы от ...№ «Об утверждении Перечня подведомственных Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации распорядителей и получателей бюджетных средств» в перечень подведомственных агентству распорядителей и получателей бюджетных средств входит ФГКУ Росгранстрой.
Главный распорядитель бюджетных средств - Минтранс России, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для функционирования ФГКУ Росгранстрой вправе внести изменения в бюджетную смету, осуществить планирование соответствующих расходов бюджета, составить обоснования бюджетных ассигнований и распределить их.
То обстоятельство, что ответчик является бюджетной организацией и для оснащения пункта пропуска необходимым оборудованием требуется бюджетное финансирование не может освободить его от исполнения обязанностей, возложенных законом и иными нормативными правовыми актами и уставом.
Непринятие мер по надлежащему оборудованию и обеспечению функционирования пунктов пропуска не отвечает интересам Российской Федерации, поскольку нарушения в содержании и оборудовании пунктов пропуска препятствует интенсивному прохождению через них грузовых и пассажирских потоков, снижает эффективность проведения государственного контроля, выявления и пресечения правонарушений, посягающих на установленный режим государственной границы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий перечень лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением ФГКУ «Росгранстрой» законодательства, регламентирующего вопросы оборудования и обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации не представляется возможным.
Из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов ответчика, а потому они не могут быть приняты судом во внимание в качестве достоверных и достаточных в опровержений установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно положениям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Суд не уполномочен собирать или истребовать доказательства по собственной инициативе. Суд вправе при недостаточности доказательств, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.
Гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, и лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования иска Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры законны, обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Ростовского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», 3-и лица – Министерство транспорта РФ, Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ об обязании устранить нарушения требований законодательства в части надлежащего оснащения и оборудования пункта пропуска через государственную границу РФ – удовлетворить.
Обязать ФГКУ «Росгранстрой» в лице Ростовского филиала устранить допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей нарушения требований законодательства в части обустройства, оснащения и эксплуатации действующего автомобильного пункта пропуска «Новошахтинск», расположенного по адресу: ..., 876 км. автодороги М-19, в частности, оборудовать пункт пропуска современной системой автоматического (поосного) определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств, путем замены на работоспособные автомобильные осевые весы.
Установить ФГКУ «Росгранстрой» срок исполнения указанных обязательств в течение 12 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 19 декабря 2016 года.
Судья