РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Югорск 03 сентября 2015 года Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Хабибулина А.С., с участием: старшего помощника Серовского транспортного прокурора Я.Н.Н., представителя ответчика М.М.В., при секретаре Б.С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Серовского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения полетов и авиационной безопасности, установил: Серовский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения полетов и авиационной безопасности. В обоснование иска истец указал, что в ДД.ММ.ГГГГ транспортной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности региональной группой Службы организации перевозок при администрации ООО «<данные изъяты>» с дислокацией в аэропорту <адрес> (далее – Служба), в ходе которой были выявлены нарушения. Из анализа Положения о службе организации перевозок при администрации ООО «<данные изъяты>», утвержденного генеральным директором ДД.ММ.ГГГГ, выявлено, что данная Служба осуществляет деятельность в сфере организации процесса использования воздушного пространства. Работники Службы осуществляют деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок, т.е. относятся к авиационному персоналу, но не имеют образования, отвечающего квалификационным требованиям, за исключением диспетчера региональной группы. Кроме того, с начала работы, сотрудники Службы не проходили курсы по повышению квалификации. Одновременно с этим сотрудники Службы осуществляют оформление для перевозки воздушным транспортом опасного груза, но при этом ни один из них не прошел обучение с целью получения сертификата на работу с опасными грузами. Срок действия сертификата у диспетчера и старшего диспетчера закончился в ДД.ММ.ГГГГ. Считал, что отсутствие базового образования, не соблюдение требований по повышению квалификации сотрудников региональной группы, создают предпосылки к возможной угрозе авиационной безопасности при планировании воздушных перевозок и как результат к возможному наступлению транспортных происшествий с необратимыми последствиями. Просил признать действия ответчика в части доступа к работам по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок в аэропорту <адрес>, лиц из числа сотрудников, не отвечающих квалификационным требованиям к авиационному персоналу, а также в части допуска к работам по оформлению для перевозки воздушным транспортом опасных грузов без соответствующих сертификатов на работу с опасными грузами незаконными, обязать ответчика устранить указанные нарушения: провести обучение сотрудников в соответствии с квалификационными требованиями к авиационному персоналу, а также направить сотрудников на курсы повышения квалификации, принять меры необходимые для получения сотрудниками сертификатов на работу с опасными грузами, установить срок для исполнения обязанностей в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании старший помощник прокурора Я.Н.Н. иск поддержала, дополнила, что ответчиком также осуществляются полеты с посадочных площадок, где нет службы организации перевозок аэропорта, зачастую грузы оформляются без участия службы организации перевозок аэропорта, что, безусловно, создает угрозу авиационной безопасности и безопасности неопределенного круга лиц. Считала несостоятельным утверждение ответчика о том, что ответчик не является субъектом, обеспечивающим авиационную безопасность. Представитель ответчика М.М.В. иск не признала, указала, что требования необоснованны, так как авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, Общество не относится к таким субъектам, не является авиационным предприятием или эксплуатантом. В процессе организации перевозок Общество выступает заказчиком услуг по перевозке на основании договора, заключенного с ООО Авиапредприятие «<данные изъяты>», поэтому исполнитель по договору обеспечивает авиационное обслуживание, выделяет подготовленные воздушные судна, экипажи. Указала, что работники администрации аэропорта не являются авиационным персоналом, и к ним не могут быть применены требования о наличии профессиональной подготовки, а также квалификационные требования, установленные ЕТКС, а также истцом не представлено доказательств обоснования требования о наличии у работников Общества сертификатов на работу с опасными грузами. Выслушав объяснения ст.помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела суд приходит к следующему. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и ООО Авиапредприятие «<данные изъяты>» заключен договор на авиационное обслуживание воздушными судами № №, согласно которому «Газпром авиа» обязуется выполнить по заданиям ответчика авиационные работы и воздушные перевозки воздушными судами. В соответствии с п. 3.2.7 указанного договора, при оформлении заявки на полет в котором предполагается перевозка опасных грузов, заказчик (ООО «<данные изъяты>») обязан в правом верхнем углу заявки на полет сделать запись «опасный груз». Перед предъявлением к отправке опасных грузов произвести тщательную проверку состояния упаковки, исправности тары и пригодности её для воздушной перевозки, а также наличия установленной маркировки и исправности пломбировки, после чего в справке о весе и свойствах опасного груза произвести надпись следующего содержания: «Тара и упаковка, указанного в справке груза, соответствует стандартам, содержимое грузовым мест классифицировано, опломбировано и снабжено знаками опасности согласно отгрузочному наименованию и обеспечивают безопасность воздушной перевозки в соответствии «Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (ИКАО)». При выполнении воздушных перевозок обеспечить через Агентства оформление авиационных билетов (на бланках ТКП) для пассажиров и грузовых квитанций (л.д. 56-75). По условиям заключенного между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» договор оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ № №, заказчик (ООО «<данные изъяты>») обязан при предъявлении груза к отправке предоставлять исполнителю (Аэропорт «Советский») заявку, подписанную ответственным лицом заказчика, верные и полные сведения о характере груза, пункте назначения и точные данные грузополучателя (в соответствии с правилами оформления перевозочных документов ГА РФ) и предоставить груз в упаковке, соответствующей характеру груза согласно требованиям «Руководства по грузовым перевозкам ВС ГА» (РГП-85) в период времени, установленного для приемки груза на склад (л.д. 76-85). Согласно п. 5 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (утв. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № 82, – далее – ФАП-82) грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля Согласно п. 6 ФАП-82 перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера). В соответствии с п. 172 ФАП-82, обработка груза производится перевозчиком или обслуживающей организацией на основании договора. Пункт 32 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ гласит, что эксплуатант организует, самостоятельно или по договорам с сертифицированными организациями, загрузку воздушных судов в строгом соответствии с их эксплуатационной документацией. Перед тем как приступить к выполнению каких-либо обязанностей по обработке опасного груза сотрудники грузоотправителя должны быть подготовлены по соответствующей программе (п. 4.2.2 Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху №). Из представленного в дело Положения о службе организации перевозок при администрации ООО «<данные изъяты>», утвержденного генеральным директором Общества ДД.ММ.ГГГГ, следует, что основными задачами и функциями указанной Службы являлись, в том числе: - своевременное, безопасное обеспечение выполнения плана авиаперевозок пассажиров и грузов, санзаданий, аварийно-спасательных работ, мониторинга МГ; - обеспечение межрегиональных и региональных вахтовых перевозок; - координация выполнения авиационных работ воздушными судами, обслуживающими ООО «<данные изъяты>»; на основании поступающих служебных документов и распоряжений осуществляет планирование и распределение воздушных судов по регионам, организует и контролирует своевременную подготовку пассажиров, грузов к авиаперевозкам; - взаимодействует с аэропортами, контролирует состояние имеющихся посадочных площадок для ВС, выполняющих авиаперевозки в интересах Общества, и дает предложения по территориальному размещению новых (л.д. 10-11). Из показаний допрошенного в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетеля Р.Н.Н., занимающей должность начальника службы организации перевозок ООО «<данные изъяты>», установлено, что персонал её отдела обучен правилам оформления перевозочных документов гражданской авиации, в том числе по работе с опасными грузами. При поступлении груза на склад сотрудники её отдела помогают Обществу оформлять такие документы. При поступлении груза на склад, то персонал аэропорта подает сводку отделу перевозок ООО «<данные изъяты>» и диспетчер Общества дает распоряжение, на какой рейс отправлять. Перевозчиком является ОАО «<данные изъяты>», но задание на загрузку воздушного судна дает диспетчер ООО «<данные изъяты>». Также Общества в нарушение Инструкции № осуществляет продажу мест в воздушном судне на чартерный рейс без оформления билета, выдавая таким пассажирам, приходные кассовые ордера и самостоятельно производят оформление пассажиров. Кроме того, у Общества имеются посадочные площадки на территории КС-11 (компрессорная станция Комсомольского ЛПУ МГ <адрес>), где производится погрузка грузов и пассажиров, но как производится погрузка, их в известность не ставят. Опасными грузами могут быть и продукты питания – соль, мука. Свидетель М.В.Н. занимающий должность старшего диспетчера Службы ООО «<данные изъяты>», будучи также допрошенным, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснил суду, что его служба оформляет поступающий из филиалов Общества багаж и отправляет их. Погрузкой и выгрузкой, взвешиванием грузов занимается уполномоченный работник филиала Общества. Служба подает лишь заявку на полет, в которой он расписывается, и, не видя груза, упаковки, маркировки, не зная массы, дает соответствующее разрешение на перевозку груза. На посадочных площадках перевозимый груз проверяет экипаж. Работники Службы обучение не проходили, они каждое утро проходят инструктаж по технике безопасности, которую он проводит сам. Диспетчера Службы не относятся к авиационному персоналу. Филиалы Общества самостоятельно производят оценку груза на его опасность и сообщают ему, в дальнейшем он на основании сведений от диспетчеров филиала Общества делает соответствующую отметку в перевозочных документах. Командир судна берет под свою ответственность этот груз. По результатам проверки летного происшествия, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с вертолетом МИ-8 АМТ RA-22233, заместителем руководителя Нижнетагильского СО на транспорте Уральского СУТСК РФ было установлено, что в указанный день через 8 минут после взлета вертолета с посадочной площадки КС-11, с 16 перевозимыми лицами и грузом (продуктами питания) массой 234 кг по маршруту КС-11-Пунга, выявлена неисправность бортового оборудования. Следовательно, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт того, что сотрудники Службы напрямую участвуют в отправке, обработке и упаковке грузов по воздуху, в том числе, согласно условиям договора с ООО Авиапредприятие «<данные изъяты>», опасных, без участия аэропортовых служб ООО «<данные изъяты>», т.е. без оформления предоставляемого к воздушной перевозке груза, имеющими соответствующую подготовку службами ООО «<данные изъяты>». Согласно п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации. В судебном заседании представитель ответчика настаивал, что специалисты Службы Общества не относятся к авиационному персоналу, и Общество не является специальным субъектом в области использования воздушного транспорта, в обоснование чего представила в суд трудовые договоры, должностные инструкции со специалистами Службы (л.д. 20-25, 149-154, 156-198). Как указывалось выше, перед тем как приступить к выполнению каких-либо обязанностей по обработке опасного груза сотрудники грузоотправителя должны быть подготовлены по соответствующей программе в сфере. Но доказательств, что сотрудники ответчика знакомы с правилами оформления перевозок воздушным транспортом, в том числе оформления документов для перевозки воздушным транспортом опасных грузов, имеют соответствующие сертификаты на работу с опасными грузами, материалы дела не содержат, сведений о том, что они проходили соответствующую подготовку, также не имеется. То обстоятельство, что сотрудники Общества на посадочной площадке КС-11 напрямую исполняют функцию по организации перевозок пассажиров и груза (в том числе опасного), не имея соответствующей подготовки, сертификата и ответчик допустил их для выполнения этих работ, свидетельствует о нарушении им норм воздушного законодательства в сфере выполнения требований по обеспечению безопасности полетов и поэтому эти действия должны быть признаны недействительными. При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконными действий ответчика подлежат удовлетворению. В части требований о направлении сотрудников на курсы повышения квалификации и принятии мер необходимые для получения сотрудниками сертификатов на работу с опасными грузами, суд находит иск не подлежащим удовлетворению. Из штатного замещения известно, что в Службе имеются две штатные должности старших диспетчеров и четыре диспетчера. Как указывалось, указанные должностные лица в своей работе руководствуются должностными инструкциями и Положением о Службе (л.д. 8-25). ДД.ММ.ГГГГ ответчиком внесены изменения в Положение о Службе, в частности пункты 3.3.6, 3.3.7, 3.3.8 Положения, исключающие деятельность Службы по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок (л.д. 129-131). Кроме того, внесены изменения в должностные инструкции заместителя начальника Службы, старшего диспетчера, диспетчеров, в которых ответчик исключил из должностных обязанностей своих сотрудников работу по организации перевозок, загрузки воздушного судна, оформление документов на перевозку опасных грузов, иной перевозочной документации (л.д. 132-137). Следовательно, после внесения изменений в функциональные обязанности сотрудников Службы, отпали основания для вменения в обязанность Общества провести обучение сотрудников Службы в соответствии с квалификационными требованиями к авиационному персоналу, направления их на курсы повышения квалификации, получения сертификатов на работу с опасными грузами. Согласно Уставу, деятельность ООО «Газпром трансгаз Югорск» не связана с воздушными перевозками. В этой связи, тот факт, что сотрудники Службы не имеют профильного образования в области гражданской авиации, правового значения не имеет, поскольку исключение из их должностных обязанностей выполнение соответствующих работ, функционально относящихся к деятельности авиационного персонала, исключает возможность отнести их к такому персоналу. Доказательств, что после внесения указанных изменений Служба производила работу по организации перевозок, загрузки воздушного судна, оформление документов на перевозку опасных грузов, иной перевозочной документации, материалы дела не содержат. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального образования городской округ город Югорск в сумме 12000 рублей 00 копеек, от уплаты которой истец был освобожден. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: иск Серовского транспортного прокурора удовлетворить частично. Признать незаконными действия ООО «<данные изъяты>» в части доступа к работам по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок в аэропорту <адрес>, лиц из числа сотрудников, не отвечающих квалификационным требованиям к авиационному персоналу. Признать незаконными действия ООО «<данные изъяты>» в части доступа к работам по оформлению для перевозки воздушным транспортном опасных грузов в аэропорту <адрес> лиц, из числа сотрудников, без соответствующих сертификатов на работу с опасными грузами. В остальной части иска отказать. Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в бюджет муниципального образования городской округ город Югорск государственную пошлину в размере 12000 рублей 00 копеек. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Федеральный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 08 сентября 2015 года. Председательствующий судья подпись Верно Судья А.С. Хабибулин Секретарь суда Ч.А.С. |