Дело № 2-499/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2017 года
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Роговой Т.В.,
при секретаре Рахметовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искомым заявлениям войсковой части 03123, Военного прокурора Североморского гарнизона Северного флота в интересах Российской Федерации к Кинзерскому С.С. о признании утратившим право на регистрацию по месту жительства и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 03123 обратилась в суд с иском к Кинзерскому С.С. о признании утратившим право на регистрацию при указанной войсковой части.
С аналогичным иском 11.04.2017 в суд обратился Военный прокурор Североморского гарнизона Северного флота, вступивший в дело в качестве соистца в порядке ст. 40 ГПК РФ (л.д. 86-90).
В обоснование исковых требований указали, что в период прохождения военной службы по контракту в должности инженера 186 лаборатории измерительной техники 21 корпуса ПВО в войсковой части 03123, с 28.09.1999 Кинзерский С.С. был зарегистрирован при в/части 03123, дислоцированной по адресу: ***, о чем имеется запись № 221 в домовой (поквартирной) книге регистрации указанной воинской части.
Приказом командира 21 корпуса ПВО от 28.07.2004 № 35 Кинзерский С.С. уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта и приказом командира в/части 03123 от 18.04.2004 № 176 с 20.09.2004 исключен из списков личного состава части.
Кинзерский С.С. к категории лиц, предусмотренных абз. 11 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», не относится и, как следствие, не подлежит обеспечению жилым помещением после увольнения с военной службы.
В связи с изложенным, со ссылками на положения ст. 7 Закона Российской Федерации «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», п. «е» ст. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 просили признать Кинзерского С.С. утратившим право на регистрацию по месту дислокации войсковой части по адресу: г. Североморск Мурманской области, в/часть 03123.
Истец в/ч 03123 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ранее в судебных заседаниях 22.03.2017 и 10-11.04.2017 представитель истца ФИО1 дополнительно в обоснование исковых требований привела доводы о том, что в/часть 03123, расположенная по адресу: ***, к категории жилых помещений не относится, регистрация ответчика была произведена формально, без фактического вселения по указанному адресу.
Наличие у Кинзерского С.С. незаконной регистрации при в/части 03123 возлагает на командование указанной части необоснованные обязанности, связанные с обеспечением прав и обязанностей лиц, находящихся на регистрационном учете в войсковой части, в том числе, о предоставлении данных о зарегистрированных избирателях в участковые комиссии избиркома. Кроме того, регистрация ответчика не по фактическому месту пребывания и прохождения военной службы затрудняет возможность уведомления о результатах юридически значимых фактах государственными и общественными органами, то есть препятствует реализации его прав и обязанностей. На имя Кинзерского С.С. в адрес в/части 03123 поступает почтовая корреспонденция, которая хранится в части, при этом передать указанную корреспонденцию ответчику они не имеют возможности, поскольку последний не сообщает свое фактическое место жительства, а также контактные номера телефонов.
В ноябре 2016 года в адрес в/части 03123 поступило представление заместителя военного прокурора Североморского гарнизона ФИО2 об устранении нарушений закона, в котором командованию части, в том числе, было предписано обратиться в судебные органы с иском о признании Кинзерского С.С. утратившим право на регистрацию по адресу: ***
В войсковой части отсутствуют сведения об обеспечении Кинзерского С.С. служебным жилым помещением, а также наличия у него права на обеспечение жилым помещением по избранному месту службы после увольнения с военной службы.
В судебном заседании помощник военного прокурора Североморского гарнизона Северного флота Перминов Ю.А. поддержал заявленные исковые требования, просил иск удовлетворить.
Указал, что согласно положений ст. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее - Правила) военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В соответствии со ст. 7 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и п. «е» ст. 31 Правил, снятие гражданина с регистрационного учета в случае признания утратившим право пользования жилым помещением производится на основании вступившего в законную силу решения суда.
Привел довод о том, что в настоящее время, являясь зарегистрированным при в/части 03123, Кинзерский С.С. имеет возможность прибытия в указанную воинскую часть, которая относится к категории важных стратегических объектов, является частью постоянной боевой готовности, а также на территории части располагаются объекты и документация, носящие гриф секретности, что в свою очередь не исключает возможность ознакомления его со сведениями, составляющими ***.
Поскольку Кинзерский С.С. в настоящее время без должных на то оснований зарегистрирован при в/части 03123, просил суд признать ответчика утратившим право на регистрацию по адресу: Мурманская область, г. Североморск, войсковая часть 03123.
Относительно возражений стороны ответчика по вопросу участия представителя военной прокуратуры Североморского гарнизона Северного флота по поручению прокурора Североморского гарнизона в судебном заседании указал, что Военной прокуратурой Североморского гарнизона Северного флота на постоянной основе осуществляются надзорные мероприятия, направленные как на соблюдение законодательства Российской Федерации должностными лицами Минобороны России, так и соблюдение указанного законодательства должностными, юридическими лицами и гражданами в отношении государства, в том числе в лице Минобороны России и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации оборона и безопасность находятся в сфере исключительного ведения Российской Федерации, любое противоправное посягательство на интересы Вооруженных Сил Российской Федерации расценивается как направленное против Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военной прокуратурой Североморского гарнизона Северного флота по итогам проводимых надзорных мероприятий в в/части 03123 принято решение обратиться настоящим иском в суд в защиту интересов Российской Федерации. При этом он, как представитель военной прокуратуры Североморского гарнизона действует на основании поручения военного прокурора Североморского гарнизона и в соответствии со служебным удостоверением, копия которого представлена в материалы дела.
Ответчик Кинзерский С.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, в письменном мнении на иск (л.л. 115-118) привел доводы о том, что его регистрация по месту дислокации в/ч 03123 не нарушает ничьих прав; на исковых заявлениях в/части 03123 и военного прокурора отсутствуют печати установленного образца, кроме того исковые заявления подписаны лицами на то не уполномоченными, в связи с чем считал представленные документы нелегитимными. Возражал против участия в судебном заседании представителя военной прокуратуры Североморского гарнизона по поручению военного прокурора Североморского гарнизона, поскольку в соответствии с положениями ч.1 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.
Ранее в судебных заседаниях 22.03.2017 и 10-11.04.2017 также приводил доводы о том, что он с 1985 года проходит службу в ВС РФ, с 24.12.1991 является нуждающимся в обеспечении жилым помещением (в подтверждение чего у него имеются соответствующие справки). В в/часть 03123 был переведен из г. Полярный в 1998 году, при переводе был зарегистрирован при войсковой части до обеспечения служебным жилым помещением. Несмотря на то, что на 2004 год он был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по месту прохождения военной службы, в 2004 году был уволен с военной службы по истечению срока контракта без обеспечения жилым помещением как по месту прохождения службы, так и по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Неоднократно обращался в жилищно-бытовую комиссию в/части 03123 по вопросу обеспечения жилым помещением, но ему было отказано в признании нуждающимся в обеспечении жилы помещением, поскольку на момент обращения он не являлся военнослужащим в/части 03123. Кроме того, устно обращался в отдел по учету и распределению жилой площади администрации ЗАТО г. Североморск по вопросу постановки на учет в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, где ему было разъяснено, что поскольку он зарегистрирован при войсковой части, то войсковая часть и должна его обеспечить жилым помещением.
Указал, что примерно в 2004 году или 2005 году обращался в Североморский гарнизонный военный суд с заявлением об оспаривании действий командира войсковой части 03123, связанных с его увольнением с военной службы без обеспечения жильем, в удовлетворении заявления отказано в связи с пропуском срока на обращение с иском в суд.
На сегодняшний день какое-либо решение о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы полномочным органом не принималось.
На основании изложенного, учитывая, что регистрация военнослужащих при войсковой части осуществляется до момента обеспечения их служебным жилым помещением (в течение трех месяцев со дня зачисления в списки части) на основании ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановления Правительства РФ № 713, полагал, что не может быть признан утратившим право на регистрацию по месту жительства при войсковой части и снят с регистрационного учета, до момента обеспечен служебным жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, как бывший военнослужащий. Просил в исках отказать.
Представитель ответчика Ушаков Д.А. в судебных заседаниях 10-11.04.2017 возражал против удовлетворения исковых требований в/части 03123 полагая, что иск подан лично ФИО3, а не от имени войсковой части, поскольку подпись под иском не соответствует положениям законодательных и нормативных актов, так как отсутствует печать установленного образца (по ГОСТу должна содержать ИНН, герб и ОГРН организации). Также не заверены в установленном порядке копии приложенных к исковому заявлению документов. Войсковая часть 03123 не является юридическим лицом, в связи с чем не может выступать в качестве истца.
Кроме того, указал, что войсковой частью 03123 представлены документы якобы подтверждающие полномочия и право ФИО3., как командира в/части 03123, на командование вверенной ему части, однако, указанные документы не соответствуют положениям п.п. 236-240 Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Министром обороны Российской Федерации 19.08.2009 № 205/2/588.
Полагая указанные документы нелегитимными, считает, что исковое заявление подано лицом, не имеющим полномочий на обращение с иском в суд.
Также возражал против удовлетворения искового заявления Военного прокурора по аналогичным основаниям и доводам, указав, что иск подан от имени Военного прокурора Североморского гарнизона, однако, подписан заместителем военного прокурора, то есть лицом на то не уполномоченным, подпись под иском также не соответствует положениям Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации и не заверена печатью.
Считает, что регистрация ответчика при в/ч 03123 не нарушает ничьих прав и интересов, в том числе и Российской Федерации, следовательно предмет спора отсутствует.
Привел довод о том, что согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, военнослужащий регистрируется органами регистрационного учета по месту дислокации войсковой части. Указанным постановлением не предусмотрена возможность снятия военнослужащего, ранее проходившего службу в в/части, с регистрационного учета без его согласия.
Статья 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает случаи снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета. Вместе с тем, положениями указанной статьи не предусмотрена как возможность снятия с регистрационного учета по месту жительства при войсковой части, так и запрет на регистрацию по месту дислокации воинских частей бывших военнослужащих.
Сослался на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П, в соответствии с которой уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным Законом органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления граждан при выборе ими места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права граждан выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Регистрация граждан по месту жительства или месту пребывания носит исключительно уведомительный характер, иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации и федеральных законов, которые регламентируют права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу места проживания, не содержат оснований как для отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, так и не содержат норм, дающих возможность снять с регистрационного учета гражданина без его желания.
Просил в удовлетворении исковых заявлений отказать.
Представитель 3-го лица – отдела по вопросам миграции межмуниципального отдела МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной в представленном мнении по исковому заявлению полагался в разрешении спора на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела без участия представителя. Указал, что снятие Кинзерского С.С. с регистрационного учета по месту жительства, зарегистрированного по месту дислокации в/части 03123 с 28.09.1999 по настоящее время, в соответствии с требованиями п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, производится органами регистрационного учета в случае признания его утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда. Обязанность гражданина освободить занимаемое жилое помещение в случае прекращения у гражданина права пользования им предусмотрена также п. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ. При этом регистрация военнослужащих по месту дислокации войсковых частей на основании п. 23 вышеназванных Правил регистрации предусмотрена лишь до получения ими жилых помещений.
Заслушав помощника военного прокурора Североморского гарнизона Северного флота Перминова Ю.А, ответчика Кинзерского С.С., его представителя Ушакова Д.А. исследовав материалы дела, обозрев материалы проверки № 23/04/501-16 по обращению Кинзерского С.С., суд находит исковые заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Общий порядок регистрации военнослужащих и членов их семей по месту дислокации воинских частей установлен п. 3 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
К особенностям регистрации военнослужащих можно отнести то обстоятельство, что воинские части, корабли, штабы, управления, учреждения, предприятия, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых военнослужащие проходят военную службу, дислоцируются на территории Российской Федерации и за ее пределами исходя из их функционального предназначения в соответствии с задачами обороны и социально - экономическими условиями мест дислокации. В соответствии с этим военнослужащие могут находиться в местах дислокации воинских частей или в месте исполнения служебных обязанностей, проживать в данных местностях и соответственно пользоваться государственным «иммунитетом».
В период прохождения военной службы военнослужащие ограничены в свободе передвижения и выборе места жительства. Место жительства военнослужащего зависит от места его службы и может измениться при изменении служебного положения. Изменение места службы, следовательно, и жительства может быть произведено вопреки желанию военнослужащего. Так, согласно заключенному контракту военнослужащие обязуются проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, место прохождения военной службы при его заключении не оговаривается. При этом, ограничения не выражены в форме прямых запретов, а вытекают из существа военной службы и соответствуют федеральному законодательству, регламентирующему прохождение военной службы и статус военнослужащих. В полном объеме право на свободу выбора места жительства может реализоваться военнослужащим лишь при увольнении с военной службы.
На основании п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»: военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей.
Пунктом 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации (положения которого суд учитывает исходя из аналогии права, поскольку вопрос прекращения регистрации при войсковой части прямо не урегулирован законодательством Российской Федерации) предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Аналогичный правовой подход закреплен и в положениях ст.ст. 103, 104 Жилищного Кодекса РФ, предусматривающих, что служебные жилые помещения и общежития предоставляются гражданам только на период трудовых отношений, прохождения военной службы и проч.
В силу п. «е» ст. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 128 Приказа ФМС РФ от 11.09.2012 № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», который гласит, что снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Из материалов дела, а также пояснений сторон установлено, что в период прохождения военной службы по контракту в должности инженера 186 лаборатории измерительной техники 21 корпуса ПВО в войсковой части 03123 Кинзерский С.С. с 28.09.1999 был зарегистрирован при в/части 03123, дислоцированной по адресу: ***, о чем имеется запись под № 221 в домовой (поквартирной) книге регистрации указанной воинской части.
Приказом командира 21 корпуса ПВО от 28.07.2004 № 035 Кинзерский С.С. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта (подп. «б» п.1 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). Приказом командира в/части 03123 от 18.04.2004 № 176 Кинзерский С.С. с 20.09.2004 исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен на учет в Военный комиссариат г. Североморска Мурманской области. Выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 09 мес. 09 дней.
Доказательств того, что ответчик имеет право сохранять регистрацию по месту дисклокации в/части 03123 после увольнения с военной службы судом не установлено, стороной ответчика не представлено.
Так, оценивая доводы ответчика о том, что органы Министерства Обороны РФ не выполнили в отношении него обязанность по обеспечению жильем в период прохождения военной службы, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до момента увольнения Кинзерского С.С. с военной службы) предусматривалось право военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы на обеспечение жилыми помещениями по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Право на обеспечение служебным жилым помещением или общежитием гарантировано законодателем военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, только на первые пять лет военной службы.
Исходя из приведенных положений закона и согласно представленным документам, исходя из срока заключения первого контракта и выслуги лет, Кинзерский С.С. право на обеспечение служебным жилым помещением при прохождении военной службы в в/части 03123 в период с 1999 года по 2004 год - не имел.
При этом, право на обеспечение жилым помещением по месту прохождения службы на общих основаниях (как предписывалось Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в период прохождения Кинзерским С.С. военной службы), т.е. по договору социального найма, могло быть реализовано ответчиком лишь по заявительному принципу и в установленном порядке.
Согласно информации, отраженной в справке-докладе от 14.11.2016 до 2011 года, служебные жилые помещения предоставлялись военнослужащим, признанным нуждающимися в получении служебных жилых помещений Второй Мурманской КЭЧ. Данных о том, подавал ли Кинзерский С.С. документы для признания его нуждающимся в получении служебного жилого помещения, и признавался ли он таковым, в войсковой части 03123 нет. В 2011 году база данных компьютерного учета по военнослужащим, нуждающимся в получении служебного жилья, была передана в 4 отдел ФГКУ «Западрегионжилье» (в настоящее время ФГКУ «Северрегионжилье»).
По сообщению начальника ФГКУ «Северное региональное Управление жилищного обеспечения» МО РФ от 20.03.2017 сведения о признании военнослужащего Кинзерского С.С. нуждающимся в обеспечении жилым помещением в ПИ РО «Алушта» отсутствуют.
В соответствии с решением Североморского гарнизонного военного суда от 30.03.2006 Кинзерскому С.С. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира войсковой части 03123, связанных с увольнением заявителя с военной службы без обеспечения жильем, в связи с пропуском срока на обращение с иском в суд. Решение суда вступило в законную силу 27.04.2006.
Судом при разрешении указанного спора было установлено, что согласно копий рапортов Кинзерского С.С. от 26 и 27 апреля 2004 года и листа беседы заявитель просил уволить его в запас и ходатайствовал об обеспечении жильем.
Вместе с тем, доказательств, соответствующих требованиям ст.ст. 56, 59, 60 ГПК РФ, о признании Кинзерского С.С. уполномоченным органом военного управления в установленном порядке (определенном положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации") нуждающимся в обеспечении жилым помещением в период прохождения военной службы сторона ответчика не представила.
Также суд принимает во внимание, войсковая часть 03123, расположенная по адресу: ***, к категории жилых помещений не относится, согласно акта сверки учета недвижимого имущества ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны России, за войсковой частью 03123 жилищного фонда не числится. Регистрация ответчика была произведена формально, без фактического вселения по указанному адресу, с целью упорядочить его регистрации в населенном пункте (в том числе, с учетом необходимости законного въезда и нахождения на территории закрытого административно-территориального образования г.Североморск), служебное жилое помещение для временного проживания или общежитие на территории в/части ему не предоставлялось.
Указанное не оспаривалось стороной ответчика.
На момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава Кинзерский С.С. в списках военнослужащих в/части 03123, нуждающихся в жилых помещениях не состоял, его выслуга лет на дату исключения из списков личного состава в/части 03123 в календарном исчислении составила менее 20 лет, в связи с чем, а также с учетом основания увольнения с военной службы, ответчик к категории лиц, предусмотренных абз. 11 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (в редакции в ред. Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ), не относится, и, как следствие, не подлежал обеспечению жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Следовательно, каких-либо обязательств у в/части 03123 и государства по обеспечению ответчика жилым помещением, с исполнением которых Кинзерский С.С. связывает возможность снятия его с регистрационного учета по месту дислокации воинской части и свое право состоять на учете до указанного момента в в/части 03123, не имеется.
Таким образом, судом установлено, что с 2004 года ответчик исключен из списков личного состава в/части 03123, в трудовых и служебных отношениях с указанной частью и иным органом Министерства обороны Российской Федерации на территории ЗАТО г. Североморск не состоит, обеспечению жилым помещением как лицо, уволенное с военной службы, не подлежит, при этом, Кинзерский С.С. длительное время, недобросовестно пользуясь своими гражданскими правами, добровольно с регистрационного учета при войсковой части не снимается, чем нарушает права в/ч 03123 и государства (исходя из стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации функций и задач, поскольку его регистрация возлагает на командование ряд публичных обязанностей и может причинить вред охраняемым законом интересам в области безопасности и обороноспособности страны, о чем указал в судебном заседании помощник военного прокурора).
Оценивая возражения стороны ответчика о праве на сохранение регистрации со ссылкой на нормоположения законодательства о свободе передвижения, суд полагает, что они основаны на ошибочном толковании закона.
Так, согласно положений ст. 1 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 - в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Однако, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничен на основании закона (ст. 1 Закона).
По смыслу положений ч. 3 ст. 15 Федерального Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», во взаимосвязи с требованиями ст. 20 Гражданского кодекса РФ, Закона от 25.06.1993 года № 5242-1 регистрация военнослужащих, прибывших к месту прохождения службы, и членов их семей по месту дислокации воинской части является особой социальной гарантией для данной категории лиц, обусловленной особенностью специфики рода деятельности военнослужащих, возможной служебной ротацией и связанной с этим рядом бытовых неудобств, вызвана необходимостью соблюсти правовые гарантии личности в целях социальной адаптации по новому месту службы.
Вместе с тем, регистрация при воинской части является временным правом, которое ограничено периодом получения жилого помещения по месту прохождения военной службы либо сроком окончания военной службы, то есть не является абсолютным и безграничным, и не зависит от волеизъявления гражданина.
На основании изложенного, ссылки стороны ответчика на положения статей 3, 7 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1, правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П, суд находит не состоятельными.
Относительно доводов стороны ответчика о том, что регистрация Кинзерского С.С. никоим образом не нарушает законных прав и интересов в/части 03123, а также Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту относится к основным конституционным правам человека и гражданина.
Исходя из положений ст.ст. 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск подается в суд лицом, которое полагает, что его права нарушены, дело может быть возбуждено в суде (в том числе) по заявлению лица, выступающего в защиту интересов Российской Федерации.
В силу положений ст. 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
Согласно положениям частей 4, 7 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации создаются в целях обороны Российской Федерации, выполняют задачи в области обороны.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»).
В соответствии со ст. 11 данного Федерального закона Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации оборона и безопасность находятся в сфере исключительного ведения Российской Федерации, любое противоправное посягательство на интересы Вооруженных Сил Российской Федерации расценивается как направленное против Российской Федерации.
Из анализа положений указанных норм законодательства следует, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов.
Войсковая часть 03123 является структурным подразделением Вооруженных Сил Российской Федерации, исполняющей обязанности в области обороны государства и не может нести бремя обеспечения жилищных прав Кинзерского С.С. в силу присущих ей функциям и задачам.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителя военной прокуратуры Североморского гарнизона, о том, что наличие у ответчика регистрации при в/части 03123, которая относится к категории важных стратегических объектов, является частью постоянной боевой готовности, имеет на территории в/части охраняемые объекты и спецдокументацию, не препятствует свободному доступу Кинзерского С.С. на территорию части и не исключает возможность ознакомления его со сведениями ограниченного доступа, что в свою очередь может привести к нарушению интересов Российской Федерации.
Также суд не принимает во внимание возражения стороны ответчика относительно нелегитимности поданных в суд исковых заявлении и приложенных к ним документов, поскольку подробная оценка этим мотивам дана судом при разрешении ходатайства стороны ответчика об оставлении искового заявления без рассмотрения в порядке ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении которого определением суда от 13.04.2017 отказано.
В частности, суд учитывает, что при положения ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержат указания на необходимость заверения искового заявления оттиском печати организации, подающей исковое заявление. Полномочия Москвичева С.Ю. как командира войсковой части 03123 подтверждены представленными в дело выписками из соответствующих приказов, а также копией доверенности на представление интересов Министерства обороны Российской Федерации. Иск подан лицом, обладающим гражданской процессуальной правоспособностью (с учетом особенностей специфики структуры Министерства Обороны РФ).
Возражения стороны ответчика против участия в деле представителя военной прокуратуры Североморского гарнизона Северного флота суд считает несостоятельными, поскольку помощник военного прокурора Североморского гарнизона Перминов Ю.А. принимал участие в судебных заседаниях на основании представленного служебного удостоверения в соответствии с поручением военного прокурора Североморского гарнизона, что не противоречит требованиям Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», его пояснения полностью соответствовали доводам и требованиям, изложенным в исковом заявлении.
Иные доводы стороны ответчика правового значения в разрешении спора не имеют.
На основании вышеизложенного, поскольку у ответчика отсутствует право сохранять регистрацию по месту дислокации войсковой части в связи с тем, что он не относится к числу граждан, проходящих военную службу и имеющих право на получение жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые по их просьбе до получения жилых помещений могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, его регистрация не была связана с возникновением жилищных правоотношений и занятием на законном основании какого-либо жилого помещения по месту регистрации, суд, применяя по аналогии закона положения ст.ст. 31, 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, удовлетворяет исковые требования в/части 03123, военного прокурора Североморского гарнизона и признает Кинзерского С.С. утратившим право на регистрацию по месту дислокации в/части 03123.
Настоящее решение суда в соответствии с требованиями, установленными Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713), является основанием для жилищных органов снять ответчика с регистрационного учета по месту жительства.
Данный спор суд рассматривает в пределах заявленных требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, государственную пошлину, от уплаты которой истцы освобождены, в размере 600 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иски войсковой части 03123, Военного прокурора Североморского гарнизона в интересах Российской Федерации к Кинзерскому С.С. о признании утратившим право на регистрацию по месту жительства по месту дислокации воинской части - удовлетворить.
Признать Кинзерского С.С., утратившим право на регистрацию по месту жительства при войсковой части ***.
Взыскать с Кинзерского С.С., государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 600 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Т.В. Роговая