№ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2019 года <адрес>
Харабалинский районный суд <адрес>, в составе судьи Мендалиева Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дел по исковому заявлению Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия незаконным и запрете эксплуатации паромной переправы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к ответчику о признании бездействия незаконным и запрете эксплуатации паромной переправы, указав, что истцом на основании поступившей информации от начальника Астраханского ЛО Волжского УГРМН Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка соблюдений требований законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности судоходства, а также законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лип (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) основным видом деятельности ИП ФИО1 является деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта. В соответствии с п. 20, 21 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и опасных грузов подлежит лицензированию. Проверкой установлено, что несамоходный паром-площадка, состоящий на учете в ГИМС <адрес>, регистрационный знак АХ0057 30 регион, расположен по адресу: <адрес>, левый берег рукава <адрес>, и предназначен для перевозки автотранспортных средств с находящимися в них гражданами через акваторию <адрес>, находится в пользовании ФИО1 на основании договора аренды водного транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ Буксировочный теплоход «Метчик» принадлежит на праве собственности ФИО1 (со слов указанного лица, документы отсутствуют). Эксплуатация вышеуказанного водного транспорта осуществляется в целях систематического извлечения прибыли, за переправу пассажиров и автомобильного транспорта в одну сторону взималась плата по устной договоренности за неопределенную плату. Вместе с тем, вопреки требованиям законодательства, эксплуатация несамоходный паром-площадка и буксировочный теплоход при осуществлении предпринимательской деятельности ИП ФИО3, осуществляется в отсутствие лицензии, предусмотренной п. 20, 21 ч. 1 ст. 12 Закона, - деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и опасных грузов. В нарушение требований законодательства техническое освидетельствование несамоходного парома-площадки и буксировочного теплохода в 2019 г. не проводилось. Таким образом, деятельность ИП ФИО1 с использованием указанного водного транспорта создает угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу от опасностей, источником которых может стать деятельность указанного транспорта и связанная с ним инфраструктура. В силу требований ст. 45 ГПК РФ выявленные нарушения служат основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Истец просит признать бездействие ИП ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес> (ОГРНИП №, ИНН 301014167024), выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», незаконным. Запретить ИП ФИО1 эксплуатацию несамоходного парома-площадки, регистрационный знак АХ0057 30 регион и буксировочного теплохода «Метчик» до получения лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и опасных грузов.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, судебная повестка направлялась ответчику по месту регистрации, однако возвратилась почтовым органом, в связи с истечением срока хранения.
В соответствии со ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
С учетом требований ст. 118 ГПК РФ, ответчик ФИО1 считается надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания.
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд, с согласия представителя истца, считает возможным рассмотрение дела в отсутствии ответчика с вынесением по делу заочного решения.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений, закрепленных в ст. 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено ГК РФ.
Из содержания ч. 1 ст. 49 ГК РФ следует, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» урегулированы отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, что закреплено в ч. 1 ст. 1 Закона.
В соответствии с п. 20, 21 ч. 1 ст. 12 Закона деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и опасных грузов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и опасных грузов регламентирован Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно н. 3 указанного Положения деятельность по перевозкам пассажиров включает следующие работы: перевозки внутренним водным транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов; перевозки морским транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов.
Согласно п. 9 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
При перевозках внутренним водным транспортом классы опасных грузов устанавливаются в соответствии с главой 2.1 Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям» Российская Федерация является участницей указанного соглашения.
В соответствии с подпунктом 2.1.2.2 главы 2.1 Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, все позиции опасных грузов перечислены в таблице А главы 3.2 в порядке присвоенных им номеров ООН, в которой под номером ООН 3166 значится двигатель внутреннего сгорания или транспортное средство, работающее на легковоспламеняющемся газе, или транспортное средство, работающее на легковоспламеняющейся жидкости, которому присвоен класс опасности - 9.
Согласно п. 6 ч. 2 Правил перевозок грузов, утвержденных приказом Министерства речного флота РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№ (издание второе, с изменениями и дополнениями по состоянию па ДД.ММ.ГГГГ), опасные грузы классов и подклассов 2.1, 3, 4.1, 5.1, 8 и 9, не указанные в приложении 1, но которые по химическим свойствам и характеру опасности могут быть отнесены (приравнены) к грузу, поименованному в этом приложении, перевозятся с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами для данного вида груза. Грузоотправитель в графе накладной «наименование груза» должен сделать в этом случае отметку «Груз... (указывается его наименование и классификационный шифр по ГОСТ 19433 - 88) перевозится на условиях.. . (указывается наименование груза по приложению 1)».
При этом согласно таблице 28 «Опасные грузы подкласса 9.1, требующие нанесения маркировки, характеризующей вид и степень опасности груза» ГОСТ 19433 - 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» двигатели внутреннего сгорания, включая входящие в состав машинного оборудования или транспортных средств, также отнесены к опасным грузам.
Таким образом, деятельность по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов подлежит лицензированию.
В судебном заседании установлено, что Проверкой установлено, что несамоходный паром-площадка, состоящее на учете в ГИМС <адрес>, регистрационный знак АХ0057 30 регион, расположен по адресу: <адрес>, левый берег рукава <адрес>, и предназначен для перевозки автотранспортных средств с находящимися в них гражданами через акваторию <адрес>, находится в пользовании ФИО1 на основании договора аренды водного транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ.
Буксировочный теплоход «Метчик» принадлежит на праве собственности ФИО1 (со слов указанного лица, документы отсутствуют).
Эксплуатация вышеуказанного водного транспорта осуществляется в целях систематического извлечения прибыли, за переправу пассажиров и автомобильного транспорта в одну сторону взималась плата по устной договоренности за неопределенную плату.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лип (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) основным видом деятельности ИП ФИО1 является деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта.
Вместе с тем, вопреки вышеперечисленным требованиям законодательства эксплуатация несамоходный паром-площадка и буксировочный теплоход при осуществлении предпринимательской деятельности ИП ФИО3, осуществляется в отсутствие лицензии, предусмотренной п. 20, 21 ч. 1 ст. 12 Закона, - деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и опасных грузов.
Согласно п. 2.2, 2.4, 2.7 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов.
Ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.
Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке электрооборудованию.
Таким образом, в отношении маломерных судов при прохождении технического освидетельствования проводятся испытания их технического состояния (е использованием специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов), результаты которых отражаются в акте технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.
При этом, в силу пункта 3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, пользование маломерными судами разрешается только после прохождения технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными средствами и другим оборудованием.
Распоряжением Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № ИЛ-126-р утвержден Устав федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр», согласно п.п. 1 п. 11 и п.п. 1 п. 12 которого Регистр осуществляет деятельность по осмотру судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, на соответствие международным договорам Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта и по результатам осмотров оформляет и выдает на них документы, предусмотренные этими международными договорами Российской Федерации. Осуществляет классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых.
В нарушение названных требований законодательства техническое освидетельствование несамоходного парома-площадки и буксировочного теплохода в 2019 г. не проводилось.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
Как установлено материалами дела, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ продал ФИО6 судно «БМК -22» с заводским номером В-20-5079, мотор ЯАЗ-204А-СР-2,5 100 л.с. и несамоходну паром – площадку, не имеющую знаков идентификации. ИП ФИО6 с 18 по ДД.ММ.ГГГГ организовал оказание возмездных услуг по перевозке (переправе) людей и автотранспорта посредством паромной переправы через реку Ахтуба, расположенную в 1,4 км. юго-восточнее <адрес> на противоположную сторону (остров) в 1,5 км. севернее от турбазы «Трехречье» и в обратном направлении, на территории <адрес>. Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам осмотра паромной переправы, представленной в ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз» эксплуатация парома осуществляется с двумя водотечными отсеками из трех, что является нарушением как правил Российского Речного Регистра – «Освидетельствование судов и эксплуатации. ФИО8035-201», так и нарушением Правил технического надзора за маломерными судами ГИМНС МЧС РФ.
Согласно пункту 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 835 государственная инспекция по маломерным судам, в частности, осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
Порядок проведения технического надзора за маломерными судами регулируется Правилами технического надзора за маломерными судами, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГN 501.
Указанными Правилами установлено, что технический надзор за маломерными судами включает в себя проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров, по результатам которых осуществляется классификация маломерных судов (пункт 2.2). При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием; для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости); результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию; указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна, в котором специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию установленного образца (пункт 2.3). Ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации; при этом проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования (пункт 2.4). Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническим требованиями к маломерным судам (пункт 2.7).
Таким образом, в отношении маломерных судов индивидуальной постройки при прохождении технического освидетельствования проводятся испытания их технического состояния (с использованием специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов) и мореходных качеств, результаты которых отражаются в акте технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.
При этом в силу пункта 3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГN 502, пользование маломерными судами разрешается только после прохождения технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия незаконным и запрете эксплуатации паромной переправы.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным действие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в эксплуатации судна «БМК - 22» гос.номер Р 20-5079 и несамоходной паром – площадки, не имеющей знаков идентификации, для организации деятельности паромной переправы через реку Ахтуба, расположенной в районе <адрес>, в условиях, не отвечающих требованиям безопасности.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 незамедлительно провести организационно-хозяйственные мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, а именно: поставить судно «БМК - 22» гос. номер Р 20-5079 и несамоходную паром – площадку, не имеющую знаков идентификации, на классификационный учет в Нижневолжском филиале ФАУ «Российский речной регистр»; укомплектовать судно «БМК - 22» гос. номер Р 20-5079 и несамоходную паром – площадку, не имеющую знаков идентификации, спасательными и противопожарными средствами, а также радиооборудованием; произвести ремонт корпуса несамоходной паром – площадки.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 эксплуатацию судна «БМК - 22» гос. номер Р 20-5079 и несамоходной паром – площадку, не имеющей знаков идентификации, доя устранения выявленных нарушений.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: Мендалиев Т.М.