Дело №2-499/2021
55RS0039-01-2021-000688-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Шербакуль Омская область 14 июля 2021 года
Шербакульский районный суд Омской области, в составе
председательствующего судьи Маслий Т.Л.,
при секретаре судебного заседания Поляковой О.Н.,
с участием ст.помощника прокурора Шербакульского района Омской области Климова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шербакульского района Омской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Северная основная общеобразовательная школа» Шербакульского муниципального района Омской области (далее – МБОУ «Северная ООШ») о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, направить его в орган местного самоуправления,
установил:
Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании в деятельности образовательного учреждения. В нарушение требований, установленных ст.ст.3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ), ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ), п.п.7, 8, 14 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 (далее – Порядок), паспорт доступности образовательного учреждения не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов; конкретные сроки реализации мероприятий не определены; в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность учреждение, паспорт доступности до настоящего времени также не направлен. Просит обязать МБОУ «Северная ООШ» привести в соответствии с действующим законодательством паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и направить его в орган местного самоуправления.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Шербакульского района Омской области Климов Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – директора МБОУ «Северная ООШ» ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В ходатайстве просила размер взыскиваемой госпошлины уменьшить до 300 рублей.
Представитель третьего лица - Управления образования Администрации Шербакульского муниципального района Омской области - ФИО2 (по доверенности) в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, руководствуясь ст.167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав ст.помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, согласно п.п.7, 8 ч.1 ст.3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ), основаны, в том числе, на следующих принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Статьей 5 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В целях реализации прав каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В силу ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ), социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
На территории Шербакульского муниципального района Омской области проживают и получают образование дети-инвалиды, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. В силу закона каждому из этих детей государством гарантируется право на образование независимо от места жительства, а также других обстоятельств.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 утвержден «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее – Порядок).
Так, в соответствии с п.7 Порядка, органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг. Паспортаспорт доступности для инвалидов объекта и услуг должен содержать, в том числе, раздел «Управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации» (п.п. «г» п.8); разработанный Комиссией, он должен быть утвержден руководителем организации и в течение 10 рабочих дней после утверждения представлен в орган местного самоуправления, на территории которого муниципальной организацией осуществляется деятельность (п.14).
В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривается, что паспорт доступности образовательного учреждения не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов; конкретные сроки реализации мероприятий не определены; до настоящего времени руководителем учреждения в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность учреждение, паспорт доступности также не направлен.
Непринятие мер по соблюдению требований федерального законодательства в области социальной защиты инвалидов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение образования.
В этой связи, 08.06.2021 в адрес образовательного учреждения прокурором района внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений.
Из ответа директора МБОУ «Северная ООШ» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время паспортаспорт доступности находится в разработке, новая редакция будет утверждена не позднее 01.10.2021.
Между тем, на день рассмотрения иска указанные нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного суду не представлено.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Шербакульского района Омской области, полагает, что ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей не может служить основанием для освобождения МБОУ «Северная ООШ» от исполнения обязательных требований, поскольку соблюдение законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства.
Как следует из смысла ст.ст.88, 90 ГПК РФ, размеразмер государственной пошлины, порядок уплаты, основания и порядок освобождения от ее уплаты, уменьшения размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Размеразмер государственной пошлины, согласно п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подлежащий уплате при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера составил бы 6 000 рублей.
Между тем, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобождены (п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ).
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Поскольку государственная пошлина относится к федеральным сборам, то у каждого имеется обязанность платить законно установленные налоги и сборы (п.10 ст.13, п.1 ст.333.16 НК РФ).
Согласно ч.2 ст.333.20 НК РФ, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер госпошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке ст.333.41 НК РФ.
Вопрос об уменьшении (снижении) размера подлежащей уплате государственной пошлины, либо предоставлении отсрочки или рассрочки ее уплаты, разрешается судом при наличии соответствующих оснований, характеризующих материальное положение плательщика, и доказательства такого положения представляются лицом, заявившим соответствующее ходатайство.
В суд от ответчика поступило ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины до 300 рублей, поскольку учреждение является бюджетным и предпринимательскую деятельность не осуществляет.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить данное ходатайство, взыскав с МБОУ «Северная ООШ» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Шербакульского района Омской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северная основная общеобразовательная школа» Шербакульского муниципального района Омской области (далее – МБОУ «Северная ООШ») привести в соответствии с действующим законодательством паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, направить его в орган местного самоуправления.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северная основная общеобразовательная школа» Шербакульского муниципального района Омской области (далее – МБОУ «Северная ООШ») государственную пошлину в бюджет Шербакульского района Омской области в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Т.Л. Маслий
Мотивированный текст решения изготовлен 16.07.2021.