Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Казбековский районный суд Республики ФИО3 в составе:
председательствующего судьи - Арсланханова З.Р.,
при секретаре - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об обжаловании решения МВД по Республике ФИО3 об отказе в выдаче справки о реабилитации,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с заявлением об обжаловании решения МВД по Республике ФИО3 об отказе в выдаче справки о реабилитации.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержал свои требования, изложенные в заявлении, и пояснил суду, что его родители – ФИО2 Манжур и ФИО8 Муслимат были репрессированы ДД.ММ.ГГГГ по национальному признаку и высланы на спецпоселение в Киргизскую ССР. Он родился ДД.ММ.ГГГГ в местах высылки, т.е. в Киргизской ССР. Президиум Верховного ФИО5 ФИО5 указом от ДД.ММ.ГГГГ постановил снять ограничения по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». В силу ст.1.1 указанного Закона, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащим реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам. Справки о реабилитации «детям» выдаются после вынесения решения о реабилитации «родителей» или одного из них. Его мать, ФИО8 Муслимат, реабилитирована ДД.ММ.ГГГГ, а отец, ФИО2 Манжур, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими справками о реабилитации. Он также обращался в Информационный центр МВД России по Республике ФИО3 для получения справки о реабилитации, но ему отказали в выдаче такой справки по причине того, что его рождение в местах высылки родителей политического мотива не имеет. Он не согласен с такой постановкой вопроса, так как Указом Президиум Верховного ФИО5 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (п.2) установлено, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в ст.1 Указа, не влечет за собой возвращения им имущества, конфискованного при выселении и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены. Он считает, что до принятия Закона о реабилитации, продолжали применяться все ограничения прав и свобод и они фактически сохраняли статус репрессированных. Дата его рождения – ДД.ММ.ГГГГ не является датой фактического снятия с учета всех спецпоселенцев, факт продолжения ограничений прав и свобод в отношении спецпоселенцев сохранялся до официального снятия этих ограничений с каждого конкретного лица. Его родители и он, в том числе, были сняты с учета спецпоселения в 1960 году в связи с возвращением на родину. Согласно разъяснения Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, законодатель, как следует из преамбулы указанного Закона, преследовал цель реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации, восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечения посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. Следовательно, дети, насильственно или вынужденно помещенные в места заключения, ссылки, высылки, на спецпоселение, т.е. в условия явного лишения прав и свобод, также должны быть признаны репрессированными по политическим мотивам со всеми вытекающими последствиями. В связи с изложенным просит суд удовлетворить его требования, признав отказ МВД России по Республике ФИО3 об отказе в выдаче ему справки о реабилитации незаконным.
На основании ч.5 ст.167 ГПК Российской Федерации представителем Министерства внутренних дел России по Республике ФИО3 Тахиржановной заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствие представителя МВД России по Республике ФИО3.
Из отзыва представителя Министерства внутренних дел России по Республике ФИО3 Тахиржановны следует, что требования заявителя ФИО2 они не признают. Из заявления последнего усматривается, что в результате репрессий родители того были принудительно высланы из ДАССР в Киргизскую ССР. На основании Указа Президиума Верховного ФИО5 ФИО5 «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» репрессии были прекращены с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст.1.1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам. Относительно заявленных утверждений в части снятия с учета спецпоселения ФИО2 и родителей последнего с 1960 года у МВД России по Республике ФИО3 данный факт вызывает сомнения, т.к. заявителем не представлено ни одного доказательства, этот факт подтверждающий. Кроме того, доводы о том, что до принятия Закона о реабилитации, продолжали применяться все ограничения прав и свобод в отношении ФИО2 и семьи последнего, и они фактически сохраняли статус репрессированных а также, что дата – ДД.ММ.ГГГГ не является датой фактического снятия с учета всех спецпоселенцев, так как факт продолжения ограничений прав и свобод в отношении спецпоселенцев сохранялся до официального снятия этих ограничений с каждого конкретного лица, также считает не состоятельными. В данном случае имеется ввиду, что еще задолго до выхода этого нормативного акта чеченцы персонально снимались с учета спецпоселения по самым различным причины - за подвиги на фронте, трудовые достижения, инвалиды ВОВ, вдовы участников ВОВ, многодетные семьи и другие. Начиная с 1948 года до принятия Указа Президиума Верховного ФИО5 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ было освобождено свыше 50 тысяч чеченцев, а с принятием данного Указа были освобождены и все остальные. Таким образом, считают, что их ответ ФИО2 с отказом в выдаче справки о реабилитации в связи с тем, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после снятия родителей последнего с особого режима спецпоселения и всех ограничений прав, соответствует закону. Также просит суд рассмотреть заявление ФИО2 без участия представителя МВД России по Республике ФИО3.
Выслушав пояснения заявителя и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно паспорта серии <...>, выданного ДД.ММ.ГГГГ Казбековским РОВД Республики ФИО3, заявителем по настоящему гражданскому делу является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Киргизской ССР, житель <адрес> Республики ФИО3.
В соответствии со свидетельством о рождении ФИО2, серия <...>, выданного ДД.ММ.ГГГГ Сокулукским райбюро ЗАГС <адрес>, родителями заявителя являются: отец – ФИО2 Манжур, мать – ФИО8 Муслимат.
Из справок, выданных 20 марта и ДД.ММ.ГГГГ Министерством внутренних дел России по Республике ФИО3, следует, что ФИО2 Манжур и ФИО8 Муслимат, в отношении которых применены репрессии по политическим мотивам в административном порядке на основании Указа Президиума Верховного ФИО5 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, реабилитированы на основании п.«в» ст.3 и ст.7 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
Согласно письма Информационного центра МВД России по Республике ФИО3 № 2/20-Х-33 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 отказано в выдаче справки о реабилитации в связи с тем, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после снятия его родителей с особого режима спецпоселения и всех ограничений прав и свобод.
Указом Президиума Верховного ФИО5 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной Войны», с учетом существовавшего ограничения в правовом положении находящихся на спецпоселении чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа, постановлено:
Снять с учета спецпоселений и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел ФИО5 чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны.
Установить, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.
Содержание данного Указа, а именно, снятие с учета спецпоселений, распространяется на всех граждан-чеченцев, а не только на граждан по национальности чеченцев, которые были выселены из ЧИАССР и находились в спецпоселении, но без возвращения им имущества, конфискованного при выселении, и без права возвращаться в места, откуда были выселены.
Указом Президиума Верховного ФИО5 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении Чечено-Ингушской ФИО4 в составе РСФСР», в целях создания необходимых условий для национального развития чеченского и ингушского народов постановлено:
Признать необходимым восстановить национальную автономию чеченского и ингушского народов.
Рекомендовать Президиуму Верховного ФИО5 РСФСР:
а) рассмотреть вопрос о восстановлении Чечено-Ингушской ФИО4 в составе РСФСР;
б) установить границы и административно-территориальное устройство Чечено-Ингушской ФИО4;
в) утвердить Организационный Комитет Чечено-Ингушской ФИО4, на который возложить, впредь до выборов Верховного ФИО5 ФИО4, руководство хозяйственным и культурным строительством на территории республики.
3. Считать утратившим силу Указ Президиума Верховного ФИО5 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации Чечено-Ингушской ФИО4 и об административном устройстве ее территории» и ст.2 Указа Президиума Верховного ФИО5 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее место жительство.
Таким образом, Президиуму Верховного ФИО5 РСФСР было рекомендовано рассмотреть вопрос о восстановлении Чечено-Ингушской ФИО4 в составе РСФСР, а ст.2 Указа от ДД.ММ.ГГГГ в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее местожительство, утратила силу.
Статья 3 Указа об утрате запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее местожительство, распространяется, на всех граждан по национальности чеченцы, а не только для тех граждан по национальности чеченцы, которые были выселены из ЧИАССР и находились на спецпоселении.
Из постановления ФИО5 ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении из Киргизской ССР и хозяйственном устройстве чеченского населения в республике», усматривается, что, в связи с тем, что в республике не завершено хозяйственно-бытовое устройство более 16 тысяч хозяйств ФИО4 населения, и в связи с возвращением в республику чеченского населения из Средней Азии, данное постановление было принято по предложениям Хасавюртовского, Бабаюртовского, Кизилюртовского райисполкомов и Хасавюртовского горисполкома для дополнительного приема, хозяйственного и трудового устройства чеченцев в колхозах, совхозах и на предприятиях. Для упорядочения учета и расселения прибывшего из спецпоселения населения, в Хасавюртовском, <адрес>х, и в селениях Сталинаул и <адрес>, был введен паспортный режим в соответствии с «Положением о паспортах», утвержденным постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, принятия данного постановления не являлось основанием, регулирующим вопросы реабилитации репрессированных народов и на момент рождения заявителя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, его родители уже были сняты с учета спецпоселения.
Согласно ст.1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде лишения жизни или свободы, выселения групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В соответствии со ст.1.1 указанного Закона, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, в отношении родителей которых на соответствующий период существовали ограничения прав и свобод.
В соответствии с требованиями ст.7 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Согласно ст.8.1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 Закона, т.е. детей, находившихся вместе с родителями на спецпоселении, органы внутренних дел проверяют материалы дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации или сообщают об отказе в их выдаче.
В данном случае судом установлено, что на спецпоселение направлялся не сам заявитель ФИО2, а его родители. При этом, последний родился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после выхода Указа Президиума Верховного ФИО5 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны», которым были сняты присущие этому виду политических репрессий ограничения.
В связи с этим МВД России по Республике ФИО3 в силу приведенных норм права само могло установить факт применения к ФИО2 политических репрессий как к лицу, находившемуся вместе с родителями на спецпоселении, только в том случае, если располагало необходимыми для этого документами, свидетельствующими о том, что к родителям ФИО2 и после его рождения продолжалось применение ограничений, присущих этому виду политических репрессий.
Из материалов гражданского дела усматривается, что Информационный центр МВД России по Республике ФИО3 таковыми документами не располагает, а ФИО2 доказательств, свидетельствующих о том, что к его родителям и после его рождения продолжалось применение ограничений, присущих этому виду политических репрессий, суду не представлено.
Из письма начальника Главного информационно-аналитического центра МВД России ФИО7 следует, что реабилитация тех лиц, в отношении которых у органов внутренних дел отсутствуют документы, подтверждающие факт применения политических репрессий и после выхода названного выше Указа Президиума Верховного ФИО5 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны», может быть осуществлено только после установления в судебном порядке факта применения политических репрессий в отношении конкретного лица, которое родилось после выхода названного Указа и как ребенок находился в местах спецпоселений родителей, к которым на момент рождения ребенка продолжалось применение ограничений, присущих спецпоселению.
Установление факта применения к родителям ФИО2 после его рождения указанных ограничений, присущих спецпоселению, в судебном порядке возможно только по требованию заинтересованных лиц (ст.ст. 3, 262-268 ГПК Российской Федерации).
Такое требование кем-либо не заявлялось, предметом судебного разбирательства в данном производстве не являлось, судебного решения, которым в другом судебном производстве установлен факт (продолжения) применения к родителям ФИО2 таких ограничений после его рождения, соответственно и к нему самому, который находился вместе с родителями, не имеется.
Федеральное казенное учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ «ГИАЦ МВД России), Центр реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации дал разъяснение, что дата -ДД.ММ.ГГГГ - не является датой фактического снятия с учета всех спецпоселенцев. Толкование Указа Президиума Верховного ФИО5 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ таким образом, что любой гражданин, родившийся после выхода Указа в семье лица, подвергшегося политическим репрессиям в административном порядке по национальному признаку в виде выселения с территории ФИО4, не подлежит реабилитации, является неправомерным. Факт продолжения ограничения политических прав и свобод в отношении вышеназванных категории лиц сохранялся до официального снятия этих ограничений с каждого конкретного лица, дату снятия лиц с учета спецпоселения необходимо рассматривать в каждом конкретном случае исходя из материалов архивных личных дел спецпоселенцев.
Однако, ФКУ «ГИАЦ МВД России в этом же письме разъясняет, что факт персонального снятия граждан с учета спецпоселения – конкретные дата и нормативно-правовой акт должен быть отражен в расписке «об объявлении о снятии ограничений по спецпоселению», либо в справке «об освобождении из спецпоселения».
Расписки «об объявлении о снятии ограничений по спецпоселению» либо справки «об освобождении из спецпоселения» ФИО2 суду не представлено, в связи с чем, при отсутствии доказательств, подтверждающих продолжение применение после рождения ФИО2 к его родителям присущих спецпоселению ограничений, а также соответствующего судебного решения, Информационный центр МВД России по Республике ФИО3 не вправе выдать заявителю соответствующую справку о его реабилитации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Информационного центра МВД России по Республике ФИО3 об отказе в выдаче ФИО2 справки о реабилитации законны и обоснованы, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 и ч.4 ст.258 ГПК Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным решения Министерства внутренних дел России по Республике ФИО3 об отказе в выдаче ему справки о реабилитации, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики ФИО3 в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
судья З.Р.Арсланханов
Решение отпечатано в совещательной комнате