Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Тигильский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Цыгановой С.С.,
при секретаре Куликовой Р.А.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Тигильского района Камчатского края Ермолайчика А.А.,
представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Тигиль Тигильского района Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению <данные изъяты> о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Тигильского района Камчатского края Коренной В.В., в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению <данные изъяты> (далее – МБОУ <данные изъяты>), в котором, с учётом уточнений, просил: признать незаконным бездействие МБОУ <данные изъяты> по исполнению требовании к средствам обучения и воспитания, необходимым для реализации образовательных программ основного общего образования, выразившееся в непринятии мер к комплектованию материально-технического оснащения кабинета ОБЖ согласно пунктам 2.22.36 и 2.22.59 Перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утверждённого приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ. №; обязать МБОУ <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ. привести материально-техническое оснащение кабинета ОБЖ в соответствие с требованиями пунктов 2.22.36 и 2.22.59 Перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ. №, а именно: укомплектовать кабинет ОБЖ тренажёром для освоения навыков сердечно-лёгочной реанимации взрослого и ребёнка, индивидуальным перевязочным пакетом.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Тигильского района Камчатского края проведена проверка соблюдения законодательства РФ при организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в ходе которой было установлено, что кабинет ОБЖ МБОУ <данные изъяты> не укомплектован в соответствии с нормами действующего законодательства, что влечёт за собой невозможность реализации в полном объёме задач обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», в том числе обучения навыкам оказания первой помощи пострадавшим.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Тигильского района Ермолайчик А.А. поддержал уточнённые исковые требования по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему, просил их удовлетворить.
Ответчик – МБОУ «Лесновская основная общеобразовательная школа», при надлежащем извещении, своего представителя в суд не направил, сведений о причинах неявки не сообщил.
В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель третьего лица – Управления образования администрации Тигильского муниципального района, ФИО4 полагал требования заместителя прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что требования приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ. № распространяются только на вновь создаваемые образовательные учреждения, к каковым МБОУ <данные изъяты> не относится.
Выслушав пояснения представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
В соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования) регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Как следует из материалов дела, МБОУ <данные изъяты> действует на основании Устава, согласно которому образовательное учреждение является юридическим лицом и создаёт условия для реализации гражданами РФ гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования.
Согласно статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Пунктом 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами
Как следует из пункта 11 приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
В соответствии с пунктом 24 названного приказа образовательное учреждение самостоятельно, за счёт выделяемых бюджетных средств и привлечённых в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 утверждён Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Согласно данному Приказу изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Обязательный минимум содержания основной образовательной программы «Оказание первой медицинской помощи» включает в себя первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен уметь оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях, оказывать помощь утопающему.
Приказом Минобрнауки России от 30.03.2016г. № 336 утверждён Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, Критерии его формирования и требования к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания (зарегистрирован в Минюсте России 07.04.2016г. № 41705). Согласно пунктам 2.22.36 и 2.22.59 Перечня кабинет ОБЖ должен быть оснащён тренажёром для освоения навыков сердечно-лёгочной реанимации взрослого и ребёнка и индивидуальным перевязочным пакетом.
В соответствии со статьёй 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В то же время, в материалах дела не имеется доказательств того, что кабинет ОБЖ МБОУ <данные изъяты> не укомплектован вышеуказанными тренажёром и индивидуальным перевязочным пакетом (имеющийся в деле акт проверки от 15.02.2017г. (л.д.76) таких данных не содержит). Не представлено соответствующих доказательств стороной истца и в судебном заседании.
При этом, как полагает суд, исполнение требований, содержащихся в государственных образовательных стандартах, допускается не только посредством приобретения соответствующего оборудования и учебных пособий самим учебным учреждением, но может также осуществляться и другими способами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края не подлежат удовлетворению в связи с их необоснованностью.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению <данные изъяты> о понуждении к совершению действий – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 17 апреля 2017 года.
Судья подпись С.С. Цыганова
Копия верна:
Судья С.С. Цыганова