ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-49/2018 от 14.03.2018 Намского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-49/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 14 марта 2018 года

Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи И.И.Кривошапкиной, при секретаре Макаровой О.Н. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по лесным отношениям РС (Я) к *...* о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром,

установил:

Департамент по лесным отношениям РС (Я) обратился в суд с иском к *...* о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром в размере 382.810 руб. 63 коп, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 40 мин. в местности «Чанкычах» на территории МО «Хатын-Арынский наслег» в 12 км.от <адрес> в лесотаксационном квартале выделы 7, 8, 24, 32 Намского участкового лесничества Намского лесничества, обнаружен лесной пожар. Регистрационный номер пожара «3Н». Площадь пожара 22 га земель лесного фонда, из них 13 га лесной площади, 9 га – нелесной. Тушение пожара осуществлялось силами и средствами пожарной-химической станции ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», привлеченных лиц. Тушение пожара завершено ДД.ММ.ГГГГ в 22 часов 30 минут. Ущерб лесам от потери древесины отсутствует. Затраты ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс», непосредственно связанные с тушением лесного пожара 3Н, составили 382.810 руб. 63 коп. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ*...*, 02.03.1955г.р., признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ – нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека. Назначено наказание в виде штрафа в размере 5.000 руб. Постановление вступило в законную силу. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в местности «Чанкычах»в результате неосторожного обращения с огнем *...* произошел лесной пожар Н, тем самым *...* нарушил пп.«а», «б» п.8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории РС (Я), подведомственным Департаменту по лесным отношениям РС(Я) - органу государственной власти РС (Я), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории республики за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета. Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений». Так, расходы по оплате труда работников пожарно-химической станции ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» в количестве 3 человек, участвовавших на тушении лесного пожара, составляют 49.619 руб. 79 коп. (отражены в справке ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «3Н» в строке 1.1 «Оплата труда»). Расходы на налоги и обязательные платежи, начисляемые на оплату труда работников пожарно-химической станции ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» в количестве 3 человек, участвовавших на тушении лесного пожара, составляют 15.332 руб. 51 коп. (отражены в справке ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «3Н» в строке 1.2 «Начисления оплату труда»). Транспортные расходы на тушение лесного пожара составляют 35.348 руб. 40 коп. и включают расходы по оплате за аренду транспорта (16882,40 руб.) и за транспортные услуги (18 466 руб.) (отражены в справке ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «3Н» в строке 2 «Транспортные расходы, всего»). Расходы на ГСМ, использованные на тушении лесного пожара, составляют 9.586 руб. 49 коп. (отражены в справке ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «3Н» в строке 4.1 «Горюче-смазочные материалы»). Расходы на организацию питания лиц, участвовавших на тушении лесного пожара, составляют 3.310 руб. (отражены в справке ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «3Н» в строке 4.5 «Продукты питания»). Расходы на амортизацию средств использованных на тушении лесного пожара (автотехники) составляют 2.392 руб. 02 коп. (отражены в справке ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «3Н» в строке 5 «Расходы на амортизацию»). Расходы по оплате привлеченным лицам на тушение лесного пожара в количестве 51 человек составляют 267.221 руб. 42 коп. (отражены в справке ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «3Н» в строке 6.2 «Услуги физических лиц, привлеченных к тушению лесного пожара»). Всего расходы по тушению лесного пожара составляют 382.810 руб. 63 коп. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация. Земли лесного фонда Намского лесничества находятся в собственности Российской Федерации. На основании вышеизложенного, просят взыскать с *...* в пользу Департамента по лесным отношениям РС (Я) сумму вреда лесам, причиненного лесным пожаром Н (затрат по тушению лесного пожара), в размере 382.810 руб. 63 коп. для последующего перечисления в федеральный бюджет.

Представитель истца Департамента по лесным отношениям РС (Я) *...* по доверенности на судебное заседание не явился, в адрес суда направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. При этом не возражает в уменьшении суммы причиненного лесным пожаром, с учетом материального (имущественного) положения и иных заслуживающих вниманию семейных, бытовых условий ответчика. Суд на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассматривает дело без участия представителя истца.

Ответчик *...* с иском согласен частично. Просит снизить размер взыскиваемого ущерба в связи с материальным положением.

Суд, выслушав ответчика *...*, изучив и исследовав представленные доказательства, приходит к следующему:

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 ч. 40 мин. в местности «Чанкычах» на территории МО «Хатын-Арынский наслег» в 12 км.от <адрес> в лесотаксационном квартале выделы 7, 8, 24, 32 Намского участкового лесничества Намского лесничества, обнаружен лесной пожар. Регистрационный номер пожара «3Н». Площадь пожара 22 га земель лесного фонда, из них 13 га лесной площади, 9 га – нелесной. Тушение пожара осуществлялось силами и средствами пожарной-химической станции ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», привлеченных лиц. Тушение пожара завершено ДД.ММ.ГГГГ в 22 часов 30 минут. Ущерб лесам от потери древесины отсутствует. Затраты ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс», непосредственно связанные с тушением лесного пожара 3Н, составили 382.810 руб. 63 коп.

Как усматривается из материалов дела, *...* постановлением и.о. руководителя отдела федерального надзора в лесах (лесной охраны) и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям РС (Я) – заместителя старшего государственного лесного инспектора РС (Я) *...* от ДД.ММ.ГГГГ*...* признан виновным в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст.8.32 КоАПРФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5.000 рублей. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

Таким образом, судом установлено, что *...* признан виновным в возникновениилесногопожара, обнаруженного 07.05.2017г. в 15 ч. 40 минут в местности «Чанкычах» на территории МО «Хатын-Арынский наслег» в 12 км.от <адрес> в лесотаксационном квартале выделы 7, 8, 24, 32 Намского участкового лесничества Намского лесничества, которому был присвоен регистрационный номер пожара «3Н» и ответчиком не оспаривался.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Положениями ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии законодательством.

Согласно ч. 1 ст.53.4Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесногопожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивностилесногопожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к местулесногопожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

Как установлено в суде, все вышеперечисленные мероприятия учитываются при учете затратпотушению лесных пожаров.

При этом в соответствии с п. 15 ч. 1 ст.12Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» тушение лесных пожаров относится к лицензируемым видам деятельности. На территории Республики Саха (Якутия) специализированными организациями, занимающимися тушением лесных пожаров, является Государственное автономное учреждение РС (Я) «Якутлесресурс», которое подведомственно Департаменту по лесным отношениям Республики Саха (Якутия).

В соответствии журнала по учету и затрат на тушениелесногопожара № и справки о затратах по тушению, в состав затрат, включаемых в расходы на тушениелесныхпожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены Письмом Федерального агентствалесногохозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушениелесныхпожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в областилесныхотношений» (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка установлены состав, виды затрат по оплате труда на тушениелесногопожара.

Согласно разделу III Порядка, финансирование расходовпотушениюлесныхпожаров на земляхлесного фонда в субъектах РФ, которым передано исполнение отдельных полномочий РФ в областилесных отношенийв соответствии со статьей 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относятся расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушениилесногопожара, расходы на ГСМ), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушениелесныхпожаров), транспортные расходы.

Затратыпотушениюлесногопожара «3Н» ГАУРС(Я) «Якутлесресурс» составили 382.810 руб. 63 коп., что подтверждается расчетом взыскиваемой суммы по иску – вредалесам, причиненноголеснымпожаром № «3Н» (затрат по тушению), а именно затраты на тушение лесного пожара № «3Н» ГАУРС(Я) «Якутлесресурс», расходы на оплату труда работников пожарно-химической станции ГАУ РС(Я) Якутлесресурс» составили 49.619 руб. 79 коп., расходы на налоги и обязательные платежи, по начислениям на оплату труда составили 15.332 руб. 51 коп., транспортные расходы на тушение лесного пожара составили 35.348 руб. 40 коп., расходы на ГСМ 9.586 руб. 49 коп., расходы на продукты питания 3.310 руб. коп., расходы на амортизацию средств использованных на тушении лесного пожара (автотехники) составили 2392 руб. 02 коп., расходы по оплате привлеченным лицам на тушение лесного пожара составили 267.221 руб. 42 коп. Всего затраты составили 382.810 руб. 63 коп.

Указанный расчет верен, судом проверен и полностью подтверждается собранными по делу материалами.

При разрешении правоотношений, анализ действующего законодательства определяет следующее.

Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лица виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушениелесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 77 названного закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Ответчик за нарушение действующего законодательства об охране окружающей среды был привлечен к административной ответственности.

Как указано в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», в соответствии со статьей1064 ГК РФи статьей77Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

При установленных обстоятельствах, суд, проверив расчет суммы ущерба связанных с тушением лесного пожара, признает их правильными, в причинении имущественного ущерба в рамках административного производства, приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

Суд вправе на основании пункта 3 статьи 1083 ГК РФ уменьшить размер возмещения вреда, причиненногогражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда онпричинендействиями, совершенными умышленно.

*...* не работает, является пенсионером. Суд считает возможным применить п. 3 ст.1083 ГК РФи уменьшить размер возмещения, с учетом неосторожного характерапричиненноговреда, имущественного положения ответчика, берет во внимание факт того, что лесномуфондуущербнепричинен, а также мнение представителя истца, находит правильным взыскать 50% отвзыскиваемойсуммы расхода по оплате привлеченным лицам на тушение лесного пожара.

Таким образом, исковые требования Департамента по лесным отношениям РС (Я) подлежат удовлетворению частично.

В силу части 2 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно подп. 4 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, подлежат взысканию в федеральный бюджет.

В порядке ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу п. 1 ст.103 ГПК РФиздержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Согласно абз.8 п.2 ст.61.1Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Департамента по лесным отношениям РС (Я) к *...* о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром - удовлетворить частично.

Взыскать с *...* материальный ущерб, причиненный лесным пожаром в размере 249.199 (двести сорок девять тысяч сто девяноста девять) рублей 92 коп. в федеральный бюджет РФ.

Взыскать с *...* государственную пошлину в доход государства в размере 5.692 рубля (пять тысяч шестьсот девяноста два) рубля 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Намский районный суд.

Дата изготовления: 16.03.2018г.

Судья: И.И.Кривошапкина