Дело №2-4/14
Строка 65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кантемировка 04 февраля 2014 года
Кантемировский районный суд Воронежской области
В составе:
Председательствующего: судьи Моисеева В.П.
с участием представителя заявителя ФИО1 – Татарович И.А. по доверенности №,
представителя администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, представителя Совета народных депутатов Кантемировского муниципального района Воронежской области по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3
представителя ООО ЖКПП «Коммунальник» по доверенности ФИО4
при ведении протокола судебного заседания помощником председателя суда Зигуновой Е.Н.
рассматривал в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решений органа местного самоуправления.
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 является участником ООО ЖКПП «Коммунальник», имеет долю в уставном капитале общества в размере 4%
25.11.2013 года ФИО1 обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РФ с настоящим заявлением, в котором оспаривает и просит признать незаконными:
А) п. 4 решения 30-й сессии Совета народных депутатов Кантемировского муниципального района Воронежской области №249 от 12.12.2008 г. «Об утверждении нормативов потребления населением Кантемировского городского поселения коммунальных услуг с 2009 года - в части установления для населения пониженных нормативов потребления тепловой энергии без возложения на местный бюджет расходных обязательств по возмещению поставщикам указанных коммунальных услуг неполученных доходов и финансового обеспечения их затрат, а также просит возложить на Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области обязанности по включению в установленном порядке в местный бюджет поселения расходных обязательств по возмещению поставщикам тепловой энергии для населения Кантемировского городского поселения неполученных доходов и финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением населению поселения на основании оспариваемого п.4 вышеуказанного решения льгот по оплате тепловой энергии путем установления льготных нормативов потребления тепловой энергии.
Б) п.1 решения 42-й сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 316 от 16.12.2009 г. «О тарифах на коммунальные услуги, предоставляемые населению Кантемировского городского поселения на 2010 год – в части установления для населения льготных тарифов на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению без возложения на местный бюджет расходных обязательств по возмещению поставщикам указанных коммунальных услуг неполученных доходов и финансового возмещения их затрат, а также просит возложить на Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области обязанности по включению в установленном порядке в местный бюджет поселения расходных обязательств по возмещению поставщикам услуг по водоснабжению и водоотведению для населения Кантемировского городского поселения неполученных доходов и финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением населению поселения на основании оспариваемого п.1 указанного решения Совета народных депутатов;
В) решения внеочередной сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 288 от 09.07.2013 г. «О рассмотрении писем ООО ЖКПП «Коммунальник» с возложением на Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения обязанности возместить ООО ЖКПП «Коммунальник» выпадающие доходы по поставкам населению Кантемировского городского поселения тепловой энергии в 2010, 2011г.г. в связи с установлением льготных нормативов потребления населением Кантемировского городского поселения тепловой энергии оспариваемым решением №249 от 12.12.2008г. и оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, в связи с установлением для населения льготных тарифов на водоснабжение и водоотведение оспариваемым решением Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения № 316 от 16.12.2009г. в общей сумме 11 911 939 руб. 85 коп. путем предоставления ООО ЖКПП «Коммунальник» за счет местного бюджета Кантемировского городского поселения в установленном порядке субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе.
03.12.2013г. при подготовке дела к судебному разбирательству представителем заявителя ФИО1 адвокатом Шаблович С.В. заявленные требования уточнены и дополнены требованием о признании незаконным решения внеочередной сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 303 от 18.10.2013 г. «О повторном рассмотрении выпадающих доходов по коммунальным услугам, предоставляемых ООО ЖКПП «Коммунальник» в сумме 11866 51 руб. за период с 2010г. по 01.10.2013г. с возложением на Совет народных депутатов обязанности по возмещению выпадающих доходов в связи с установлением льготных тарифов потребления тепловой энергии населением Кантемировского поселения и льготных нормативов по водоснабжению и водоотведению оспариваемыми решениями № 249 (п.4) от 12.12.2008 г. и № 316 ( п.1) от 16.12.2009 г в общей сумме 11 911 939 руб. 85 коп. путем предоставления ООО ЖКПП «Коммунальник» за счет местного бюджета в установленном порядке субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе. (т.1 л.д.125 п.7)
14 января 2014 года по делу состоялось предварительное судебное заседание.
27.01.2014 года от ФИО1 поступило заявление об уточнении заявленных требований из содержания которого следует, что он отказывается от ранее заявленного требования (п.7) (л.д.125 т.1) о возложении обязанности на Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области по возмещению ООО ЖКПП «Коммунальник» выпадающих доходов в сумме 11 911 939 рублей 85 коп. по поставкам населению Кантемировского городского поселения тепловой энергии и оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению, образовавшихся в связи с установлением оспариваемыми вышеуказанными решениями № 249 от 12.12.2008 г. и №316 от 16.12.2009г. льготных тарифов и нормативов и производство по делу в этой части просит прекратить, в остальной части заявленные требования поддержал. (л.д.6 т. 3)
В обоснование заявленных требований ФИО1 сослался на то, что являясь участником ООО ЖКПП «Коммунальник» и, имея долю в уставном капитале Общества в размере 4%, вправе рассчитывать на долю в прибыли Общества от его производственной деятельности. Оспариваемыми решениями Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области – п.4 № 249 от 12.12.2008 года и п.1 № 316 от 16.12.2009 года установлены экономически необоснованные, льготные тарифы по поставке тепловой энергии населению Кантемировского городского поселения и нормативы по водоснабжению и водоотведению на 2009-2010г.г. без включения в установленном порядке в местный бюджет расходных обязательств по возмещению поставщикам коммунальных услуг, в данном случае Обществу, участником которого он является, затрат связанных с оказанием коммунальных услуг по льготным тарифам и нормативам, что нарушает его право как участника Общества на получение прибыли от производственной деятельности Общества.
Полагает срок для обращения в суд, установленный ч.1 ст. 256 ГПК РФ не нарушенным, поскольку о нарушении его прав оспариваемыми решениями узнал лишь 06.11.2013 года из письма ООО ЖКПП «Коммунальник», куда он обратился 01.11.2013 года с просьбой о разъяснении причин неполучения им как участником Общества части прибыли соответствующей его доле в Уставном капитале Общества.
ФИО1 о дне и месте слушания дела извещен своевременно надлежащим образом. Дело просил рассмотреть в его отсутствие с участием его представителя Татарович И.А.
Прокурор Кантемировского района Воронежской области о дне и месте рассмотрения дела извещен.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель заявителя ФИО1 – Татарович И.А. уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме, в обоснование своей позиции сослался на то, что ФИО1 как участник ООО ЖКПП «Коммунальник», имеющий долю в уставном капитале общества вправе рассчитывать на получение прибыли от производственной деятельности Общества пропорционально своей доле в уставном капитале.
Оспариваемыми решениями Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения №249 от 12.12.2008 г. и №316 от 16.12.2009 г. установлены тарифы на тепловую энергию и нормативы водопотребления и водоотведения, на 2009 -2010г.г., которые являются экономически необоснованными, не отражающими фактически понесенных затрат ООО ЖКПП «Коммунальник», что подтверждается актом комиссии от 17.08.2011 года и заключением независимой экспертизы от 31.05.2009г.. Устанавливая экономически необоснованные тарифы, Совет народных депутатов в нарушение бюджетного законодательства не предусмотрел расходных обязательств, которые возникли в связи с принятием оспариваемых решений, в результате ООО ЖКПП «Коммунальник» вынуждено было оказывать коммунальные услуги населению Кантемировского городского поселения по явно заниженным тарифам, и нести убытки от производственной деятельности в виде выпадающих доходов, не получая при этом прибыль, и не имея возможности распределить прибыль между участниками Общества (одним из которых является ФИО1 ) которую могло бы получить.
Указанными решениями нарушаются права ФИО1 на получение прибыли от производственной деятельности Общества, которая подлежала распределению между участниками общества в соответствии с порядком, предусмотренным Уставом общества.
Оспариваемыми решениями Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения №288 от 09.07.2013 г. «О рассмотрении писем ООО ЖКПП «Коммунальник» и № 303 от 18.10.2013г. «О повторном рассмотрении писем ООО ЖКПП «Коммунальник» Обществу отказано в возмещении выпадающих доходов, сложившихся по водоснабжению, водоотведению и теплоэнергии в 2010- 2011годах. Указанными решениями также нарушаются права ФИО1 как участника Общества, поскольку он в данном случае лишен права на получение прибыли от производственной деятельности Общества в связи с отказом оспариваемыми решениями в компенсации Обществу выпадающих доходов.
Полагает, что ФИО1 не нарушен срок для обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, поскольку о нарушении своих прав на получение прибыли от производственной деятельности Общества ФИО1 узнал лишь 06.11.2013 года из письма ООО ЖКПП «Коммунальник», в котором были перечислены причины невыплаты дивидентов на долю в уставном капитале участникам общества. А именно установление экономически необоснованных тарифов и нормативов потребления оспариваемыми решениями за 2009-2010 г.г.
Не являясь жителем Кантемировского поселения и не участвуя в собраниях Общества, ФИО1 до получения от Общества письма не знал и не мог знать о нарушении его прав оспариваемыми решениями.
О нарушении своих прав оспариваемыми решениями узнал лишь 06.11.2013 года.
Представитель заинтересованного лица – Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района ФИО3 возражения против заявления ФИО1 обосновала тем, что оспариваемые решения Совета народных депутатов №249 от 12.12.2008 г. и №316 от 16.12.2009г. являются нормативными актами, поскольку содержат правовые нормы, определяют правила поведения субъектов регулируемых общественных отношений, распространялись на неопределённый круг лиц. Их оспаривание возможно по правилам главы 24 ГПК РФ. Но поскольку срок их действия ограничен, в настоящее время они утратили силу в связи с истечением срока действия, они не порождают в настоящее время юридических последствии и не влекут нарушения прав и свобод заявителя по этой причине не могут быть предметом судебного обжалования. Что касается правомерности оспариваемых решений, то они приняты в установленном порядке, правомочным на то органом. Льготных тарифов по теплоснабжению и льготных нормативов по водопотреблению и водоотведению оспариваемыми решениями не устанавливалось. На момент принятия оспариваемых решений данных о том, что установленные ими тарифы и нормативы являлись экономически необоснованными не было. Соответственно оснований для включения в бюджет расходных обязательств, связанных с необходимостью компенсации выпадающих доходов поставляющим услуги организациям не имелось. В период срока действия указанные решения не были оспорены. Полагает необоснованной ссылку представителя заявителя на имеющееся заключение экспертизы ЗАО «Гарант- Аудит», так как экспертиза проведена после принятия решений об установлении тарифов и нормативов водопотребления и водоотведения. Носит рекомендательный характер.
Полагает, что решениями Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения № 288 от 09.07.2013 г. «О рассмотрении письма ООО ЖКПП «Коммунальник» и № 303 от 18.10.2013 г года «О повторном рассмотрении письма ООО ЖКПП Коммунальник» права заявителя не нарушены и не затронуты, а именно эти обстоятельства являются необходимым условием судебной проверки оспариваемых решении..
В письмах ООО ЖКП «Коммунальник» которые явились предметом рассмотрения сессией Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения и по которым приняты оспариваемые решения № 288 и 303 указаны несколько причин образования убытков – износ сетей, переход ряда потребителей на индивидуальное отопление, заниженные тарифы и нормативы. При этом указана определенная сумма убытков, возмещение которых просит произвести ООО ЖКПП «Коммунальник»
Между тем у Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения отсутствовали предусмотренные законом полномочия по предоставлению в 2013 году субсидий ООО ЖКПП «Коммунальник» на основании оспариваемых решений за 2009-2010год... .
Считает что заявителем пропущен срок для обжалования решений, предусмотренный ч.1 ст. 256 ГПК РФ.
Представитель администрации Кантемировского городского поселения ФИО2 возражения против заявленных требований обосновал тем, что установленные решениями №249 от 12.12.2008 г. и №316 от 16.12.2009 года тарифы на тепловую энергию, водопотребление и водоотведение не являлись льготными, установлены в рамках, предусмотренных Главным Управлением по государственному регулированию тарифов в Воронежской области (приказ от 26.11.2009г. №42/9) Установленные тарифы соответствовали данным, содержащимся в производственных программах ООО «ЖКПП «Коммунальник» и их расчетам экономической обоснованности установленных тарифов. Соответственно Советом не принималось решения о расходных обязательствах, возникших в связи с принятием решений об установлении тарифов по теплоснабжению и нормативов по водоотведению и водопотреблению. Каких либо заключений об экономической необоснованности установленных тарифов на момент принятия оспариваемых решений ООО ЖКПП «Коммунальник» не представило. Полагает, что права ФИО1 оспариваемыми решениями не нарушены. Оспариваемые решения имели определённый срок действия. В настоящее время не действуют, срок их обжалования истек.
Разрешение же вопроса о компенсации выпадающих доходов ООО ЖКПП «Коммунальник» возможно в общеисковом порядке, что в настоящее время и делается ООО «ЖКПП «Коммунальник», которое обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Представитель ООО ЖКПП «Коммунальник» ФИО4 заявленные требования поддержал в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя заявителя- адвоката Татарович И.А., представителя Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области ФИО3, представителя администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области ФИО2, представителя ООО ЖКПП «Коммунальник» ФИО4 суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Оспариваемыми ФИО1 решениями Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 249 от 12.12.2008 г. и №316 от 16.12.2009 г. установлены нормативы потребления тепловой энергии населением Кантемировского городского поселения и тарифы на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению.
В силу ч.2. ст. 157 ЖК РФ Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу ч.ч.1-3 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 4, 4.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ N 131 от 6.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, регулирование тарифов на товары и услуги предприятиями и учреждениями, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
По смыслу п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Структуру органов местного самоуправления согласно ст. 34 ч. 1 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 25 Устава Кантемировского городского поселения структуру органов местного самоуправления составляют: Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения, глава Кантемировского городского поселения, администрация Кантемировского городского поселения, ревизионная комиссия Кантемировского городского поселения.
П.6 ст. 27 Устава Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области предусмотрены полномочия Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения по установлению тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Решением № 249 принятым на 30-й сессии Совета народных депутатов Кантемировского муниципального района Воронежской области (п.4) от 12.12.2008 года с 2009 года установлен норматив потребления тепловой энергии на нужды населения в размере 0,014 Гкал. На 1 кв.м. общей пощади (л.д.29 т. 1).
Решением Совета народных депутатов №316 приятым на 42 сессии Совета народных депутатов Кантемировского муниципального района Воронежской области от 16.12.2009 года (п.1) установлен тариф на 2010 год на уровне 2009 года на коммунальные услуги ООО ЖКПП «Коммунальник» для граждан, проживающих в домах всех форм собственности, включая НДС в следующих размерах
-водопотребление за 1 куб. м. 27 руб. 00 коп.
-водоотведение за 1 куб. м. – 56 руб. 30 коп. (л.д.31 т. 1 )
Оспариваемые решения обнародованы в установленном п. 45 Устава Кантемировского городского поселения порядке посредством размещения их текстов в специально установленных местах, что подтверждается актами от 16.12.2009г., 12.02.2010г., 12.12.2008 г. (л.д. 151, 213-216 т. 2 )
Решение № 249 от 12.12.2008 года признано недействующим с 12.02.2010г. в связи с принятием решения №345 44-й Сессией Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения №312 от 16.12.2009 г.(л.д.64 т. 3)
Срок действия решения № 316 от 16.12.2009 год ограничен 2010 годом. о чем указано в названии и тексте решения.
В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в ред. от 09.02.2012 года) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Указанными оспариваемыми решениями урегулированы вопросы, относящиеся к сфере жилищного законодательства. Решения содержат правовые нормы и определяют правила поведения субъектов регулируемых отношений. Отвечают признакам нормативных актов
Из заявления ФИО1 следует, что им оспариваются п.4 решения 30 сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения №249 от 12.12.2008 года «Об утверждении нормативов потребления населением Кантемировского городского поселения коммунальных услуг с 2009 года « в части установления для населения пониженных нормативов потребления тепловой энергии без возложения на местный бюджет обязательств по возмещению поставщикам указанных коммунальных услуг неполученных доходов и финансового обеспечения их затрат и по тем же основаниям оспаривается п. 1 решения №316 от 16.12.2009 г 42- й сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района
По существу в порядке главы 25 ГПК РФ ФИО1 оспариваются вышеуказанные решения Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения, являющиеся нормативными актами и утратившими силу в связи с окончанием срока их действия. Заявление подано ФИО1 по окончанию срока действия оспариваемых им вышеуказанных решений.
Межу тем правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, каких-либо нарушений повлечь не могут, угрозу нарушения охраняемым законом прав заявителя не создают, поэтому такие акты не могут выступать предметом судебного обжалования.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ (абз. 6 п. 11 Постановления от 29 ноября 2007 года N 48) судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случаях, когда:... в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
- абзацем шестым пункта 17 указанного Постановления Пленума ВС РФ предусмотрено, что, если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления, будут установлены после принятия заявления, судья на основании абзаца второго статьи 220 ГПК РФ прекращает производство по делу.
В связи с изложенным производство по делу в части оспаривания п.4 решения №249 от 12.12.2008 г. и п.1 решения №316 от 16.12.2009 г. определением суда от 04.02.2014 года прекращено.
Разрешая требования ФИО1, заявленные в порядке главы 25 ГПК РФ
1. в части возложения на Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области обязанности по включению в установленном порядке в местный бюджет поселения расходных обязательств по возмещению поставщикам тепловой энергии для населения Кантемировского городского поселения неполученных доходов и финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением населению поселения на основании п.4решения 30-й сессии Совета народных депутатов Кантемировского муниципального района Воронежской области №249 от 12.12.2008 г. « Об утверждении нормативов потребления населением Кантемировского городского поселения коммунальных услуг с 2009 года
2. в части возложения на Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области обязанности по включению в установленном порядке в местный бюджет поселения расходных обязательств по возмещению поставщикам услуг по водоснабжению и водоотведению для населения Кантемировского городского поселения неполученных доходов и финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением населению поселения на основании п.1 решения 42-й сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 316 от 16.12.2009 г. «О тарифах на коммунальные услуги, предоставляемые населению Кантемировского городского поселения на 2010 год;
3. признании незаконным решения внеочередной Сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 288 от 09.07.2013 г. « О рассмотрении писем ООО ЖКПП Коммунальник».
4. о признании незаконным решения внеочередной сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области №303 от 18.10.2013 года «О повторном рассмотрении выпадающих доходов (убытков) по коммунальным услугам, предоставляемых ООО ЖКПП Коммунальник» в сумме 11866, 51 тыс. рублей за период с 2010 года по 1.10.2013 года, суд исходит из следующего:
Согласно п.2 ст. 52 Устава Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области расходные обязательства Кантемировского городского поселения, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральным законом и законами субъекта РФ вправе решать органы местного самоуправления, а также в результате заключения от имени Кантемировского городского поселения договоров (соглашений) по данным вопросам, в том числе муниципальными казенными учреждениями, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Кантемировского городского поселения Расходные обязательства Кантемировского городского поселения, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законом (законами Воронежской области), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета Воронежской области в порядке, предусмотренным ст. 140 Бюджетного Кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления п. 3 ч. 2).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (ч. 3 ст. 78).
Таким образом, в силу п. п. 1 и 3 ст. 78 БК РФ, предоставление субсидий регулируется нормами бюджетного законодательства. Следовательно, договоры о предоставлении субсидии заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
В данном случае правоотношения по поводу предоставления субсидий с целью возмещения расходов, связанных с предоставлением услуг возникают (или могли возникнуть) между организацией – поставщиком указанных услуг ООО ЖКПП Коммунальник» с которым органом местного самоуправления 31.12.2009г. (л.д.59 т. 3), заключен договор аренды оборудования для использования в производственной деятельности по оказанию жилищно – коммунальных услуг и администрацией Кантемировского городского поселения.
Субъектами правоотношений исходя из смысла действующего законодательства по принятию расходных обязательств и предоставлению субсидий, связанных с погашением недополученных доходов в данном случае являются орган местного самоуправления - Кантемировское городское поселение в лице представительного органа Совета народных депутатов поселения и организация, поставляющая услуги – ООО ЖКПП «Коммунальник», соответственно правом обращения с требованиями о возложении обязанности на Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения предусмотреть расходные обязательства по возмещению выпадающих доходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг обладает ООО ЖКПП «Коммунальник»
Интересы Общества в соответствии с п.18.4 Устава ООО «ЖКПП «Коммунальник» представляет генеральный директор Общества, он действует от имени Общества без доверенности, представляет интересы Общества, выдает доверенности на представление интересов Общества.
В соответствии с п.7.1-7.2.Устава ООО ЖКПП«Коммунальник» (л.д.81 – 97 т.1 ) ФИО1 как один из учредителей Общества вправе участвовать в управлении делами Общества получать информацию о деятельности Общества, участвовать в распределении прибыли Общества.
Разрешение либо не разрешение вопроса о включении в местный бюджет расходных обязательств, связанных с принятием органом местного самоуправления нормативных актов по вопросу регулирования тарифов и нормативов на коммунальные услуги прав и законных интересов ФИО1 как гражданина не нарушает.
. Вопросы о производственно хозяйственной деятельности Общества, эффективности его деятельности, о распределении прибыли между участниками Общества, её размере он вправе решать в соответствии с Уставом Общества на общих собраниях Общества.
К тому же заявителем нарушены сроки обращения в суд с данного рода требованиями, предусмотренные ч. 1 ст. 256 ГПК РФ согласно которой Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Оспариваемые ФИО1 решения №249 и № 316 из содержания которых как усматривается из заявления ФИО1 вытекает обязанность органа местного самоуправления предусмотреть расходные обязательства местного бюджета в связи с установлением вышеуказанными решениями пониженных тарифов по теплоснабжению и нормативов по водоотведению и водопотреблению приняты 12.12.2008г. и 16.12.2009г. Их срок действия ограничен периодом 2009-2010г.г.. Соответственно, следуя заявлению ФИО1, его права нарушены именно в этот период.
Исходя из смысла. ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. ст. 69, 78 БК РФ расходные обязательства органа местного самоуправления подлежат включению в бюджет в финансовом году в котором приняты акты органа местного самоуправления, послужившие основанием для возникновения расходных обязательств местного бюджета.
Доводы ФИО1 и его представителя Татарович И.А. о том, что о нарушении своих прав на получение прибыли от производственной деятельности ООО ЖКПП «Коммунальник» ФИО1 узнал лишь 06.11.2013 года после получения письма от руководства ООО ЖКПП «Коммунальник» являются несостоятельными.
Оспариваемые ФИО1 акты обнародованы в установленном Уставом Кантемировского городского поселения порядке в специально отведенных местах.
Кроме того, ФИО1 являясь участником ООО ЖКПП «Коммунальник» согласно Уставу Общества вправе участвовать в управлении делами Общества, знакомиться с его производственно – хозяйственной деятельностью, получать необходимые документы. (п.7.1 Устава л.д.81 т. 1 ).
Следовательно, проявляя должную предусмотрительность и осторожность, разумную инициативу в производственной деятельности Общества и интерес к его деятельности, заявитель мог и должен быть осведомлен о наличии оснований для возникновения расходных обязательств органа местного самоуправления в связи с принятием им 12.12.2008г. и 16.12.2009г. решений, устанавливающих тарифы на коммунальные услуги для населения Кантемировского городского поселения, которые обязательны к исполнению организацией, учредителем которой он является.
Нежелание ФИО1 проявлять интерес к производственной деятельности общества, на протяжении трех лет спустя принятия оспариваемых им решений органа местного самоуправления, его неучастие в собраниях Общества не являются уважительными причинами пропуска им предусмотренного законом срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Разрешая требования о признании незаконными решения внеочередной сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 288 от 09.07.2013 г. «О рассмотрении писем ООО ЖКПП «Коммунальник» и решения внеочередной сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 303 от 18.10.2013 г. «О повторном рассмотрении выпадающих доходов по коммунальным услугам, предоставляемых ООО ЖКПП «Коммунальник» в сумме 11866,51 тыс. руб. за период с 2010г. по 01.10.2013 г. суд исходит из следующего.
24.05.2013 года ООО ЖКПП «Коммунальник обратилось в Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения с письмом о рассмотрении вопроса о погашении выпадающих доходов при предоставлении ООО ЖКПП «Коммунальник» коммунальных услуг юридическим и физическим лицам на территории Кантемировского городского поселения за период с 2010 г. по 01.05.2013 года в сумме 13054,412 тыс. руб., с последующей корректировкой письма от 24.05.2013 года о рассмотрении выпадающих доходов сложившихся по водоснабжению и водоотведению и теплоэнергии в 2010 – 2011 г.г. в сумме 11911939 рублей 85 коп. с приложением расчетов выпадающих доходов (т. 2 л.д.220-225)
1.10.2013 года ООО ЖКПП «Коммунальник» обратилось в Совет народных депутатов с аналогичным письмом повторно, в котором просит рассмотреть вопрос о возмещении убытков ООО ЖКПП Коммунальник в сумме 11866, 51 тыс. руб. за период 2010 г. – 01.09.2013 г. в качестве причин образования убытков указывая изношенность оборудования, перевод квартир на самостоятельное газовое отопление, пониженные тарифы (л.д.161 т. 2) Оспариваемыми решениями №№288 и 303 в ООО ЖКПП «Коммунальник» отказано в возмещении выпадающих доходов.
Как следует из текстов писем ООО ЖКПП «Коммунальник» и оспариваемых решений между органом местного самоуправления и организацией поставщиком коммунальных услуг возник спор имущественного характера по поводу причин образования убытков предприятия поставщика коммунальных услуг, размера и суммы выпадающих доходов, которые Общество - поставщик коммунальных услуг просит возместить.
Решением Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области №288 от 09.07.2013 года ООО ЖКПП «Коммунальник» отказано в возмещении выпадающих доходов, сложившихся по водоснабжению, водоотведению и теплоэнергии в 2010- 2011 г.г. в сумме 11911939 руб. 85 коп.) л.д.32 т. 1 )
Решением Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 303 от 18.10.2013г. ООО ЖКПП «Коммунальник» отказано в погашении выпадающих доходов по коммунальным услугам предоставляемым ООО ЖКПП «Коммунальник» в сумме 11866,51 тыс. рублей за период с 2010г. по 2013г. (л.д.126 т. 1)
Оспариваемые решения касаются взаимоотношений органа местного самоуправления и ООО ЖКППП «Коммунальник» по поводу возмещения выпадающих доходов
Данных свидетельствующих о нарушении прав ФИО1 как гражданина оспариваемыми решениями №№288,303 суду не представлено. Решения органом местного самоуправления постановлены в соответствии с действующим законодательством. (ч.2 ст. 79 БК РФ) в пределах полномочий предоставленных органу местного самоуправления.
Поскольку орган местного самоуправления не установил порядок и источники возмещения выпадающих доходов, в том числе и из за несоответствия тарифов, установленных на 2009-2010 г.г. тарифам представленным независимой экспертизой ЗАО «Гарант Аудит» на выводы которой как на обоснование представленных расчетов сослалось ООО ЖКПП «Коммунальник» и отказал в удовлетворении писем Общества о погашении выпадающих доходов, организация поставщик коммунальных услуг вправе обратиться с соответствующим иском в суд в соответствии с правилами о подведомственности такого рода споров.
Оснований для предоставления ФИО1 судебной защиты по заявленным им требованиям о признании незаконными вышеуказанных решении №№ 288, 303 суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 255-258 ГПК РФ суд,
Р Е ШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении требований
О возложении на Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области обязанности по включению в установленном порядке в местный бюджет поселения расходных обязательств по возмещению поставщикам тепловой энергии для населения Кантемировского городского поселения неполученных доходов и финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением населению поселения на основании п.4 30-й сессии Совета народных депутатов Кантемировского муниципального района Воронежской области №249 от 12.12.2008г. «Об утверждении нормативов потребления населением Кантемировского городского поселения коммунальных услуг с 2009 года;
.
О возложении на Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области обязанности по включению в установленном порядке в местный бюджет поселения расходных обязательств по возмещению поставщикам услуг по водоснабжению и водоотведению для населения Кантемировского городского поселения неполученных доходов и финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением населению поселения на основаниип.п.1 решения 42-й сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 316 от 16.12.2009 г. «О тарифах на коммунальные услуги, предоставляемые населению Кантемировского городского поселения на 2010 год ;
о признании незаконным решения внеочередной сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 288 от 09.07.2013 г. « О рассмотрении писем ООО ЖКПП «Коммунальник»
о признании незаконным решения внеочередной сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 303 от 18.10.2013 г. «О повторном рассмотрении выпадающих доходов по коммунальным услугам, предоставляемых ООО ЖКПП «Коммунальник» в сумме 11,866, 51 тыс. руб. за период с 2010 г. по 01.10.2013 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья В.П. Моисеев.
Справка решение в окончательной форме изготовлено 11.02.2014 г.